Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Особенности интегрированной подготовки инженеров по теплогазоснабжению, вентиляции и кондиционированию воздуха

 

Интегрированная подготовка специалистов как образовательная программа в вузе возникла еще в довоенный период как результат интегрирования образовательного процесса, науки и производства [1, 2]. В начале 1960-х годов эта система подготовки получила новый импульс, приведший к созданию нескольких разновидностей интеграции, среди которых наибольшую известность получили система «завод-втуз», ориентированная на подготовку инженеров для производства крупнейших промышленных предприятий, и система «физтех» – подготовка инженеров-исследователей и научных сотрудников для крупных научных центров.

В начале 1960-х годов Норильский промышленный район представлял собой достаточно развитую производственную базу, объединяющую горный, металлургический и строительный комплексы, испытывающие постоянную потребность в комплектации производства квалифицированными кадрами. Это послужило одним из основных факторов, приведших к созданию на базе техникума вузовской системы подготовки кадров при Норильском горно-металлургическом комбинате [3].

Основные образовательные программы в Норильском индустриальном институте в то время реализовывались посредством очно-заочной формы обучения, так как основной контингент студентов составляли работники комбината. Так, в 1962 году в вузе обучались 400 студентов, подготовка осуществлялась по 7 направлениям. Большое внимание уделялось кадровому составу кафедр, которые комплектовались как специалистами, приглашенными из ведущих вузов страны (Томска, Ленинграда, Москвы и др.), так и опытными производственниками.

Таким образом, теоретическая подготовка студентов и их практическая деятельность по избранной специальности находились в неотъемлемой связи, что обеспечивало не только подготовку специалистов высокого уровня, но служило существенным фактором развития вуза [4]. Динамика развития системы «завод-втуз» на примере Норильского индустриального института представлена на рис. 1.

Развитие интегрированной системы обучения в Норильском индустриальном институте

Рисунок 1. (увеличить)

Развитие интегрированной системы обучения в Норильском индустриальном институте

В историческом аспекте уместно отметить, по крайней мере, два существенных обстоятельства, приведших к модификации системы «завод-втуз», на фоне которых впоследствии осуществлялось становление специальности «Теплогазоснабжение, вентиляция и кондиционирование». Во-первых, это появление в структуре подготовки очной формы обучения, которая не вписывалась в классическую систему «завод-втуз» графиком учебного процесса. Кроме этого, контингент студентов, обучающихся по очной форме, на момент зачисления не относился к кадрам комбината и по действующему в те времена трудовому законодательству (обучение с отрывом от производства) не мог быть включен естественным образом. Во-вторых, это переход от общегосударственной и плановой системы распределения выпускников к корпоративной схеме отношения с предприятиями, которые с 1990-х годов начали интенсивный переход из государственного сектора в частный.

При этом в зависимости от того, насколько тесными оказались связи между вузом и предприятием, зависел успех в развитии не только самой интегрированной системы подготовки, но и самого вуза.

Очевидно, что успешное решение задач немыслимо без модификации самой системы интегрированной подготовки, которая в НИИ осуществлялась по нескольким направлениям. Имеющиеся направления подготовки специалистов условно были поделены на две категории. К первой были отнесены те из специальностей, потребность в которых определялась заявками производства, окружных или муниципальных структур, подготовка по ним осуществлялась в соответствии с положением о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним образованием [1]. Ко второй категории относились специальности особого спроса, то есть те специальности, количество рабочих мест по которым в данном районе значительно меньше, чем желающих получить образование.

Специальности в рамках направления, не попавшие ни к одной из двух категорий, были вынуждены реформироваться с целью изменения конъюнктуры.

В конце 1990-х годов в таком положении оказались специальности, относящиеся к направлению 290000 «Строительство и архитектура», в связи с экономическим реформированием производственных подразделений комбината и его преобразованием в горно-металлургическую компанию (ГМК).

Анализ кадровых потребностей ГМК «Норильский никель» позволил определить круг новых специальностей в рамках данного направления, которые могли оказаться наиболее востребованными в сложившейся ситуации.

Так, с 1996 года на горно-металлургическом факультете НИИ была открыта специальность 290700 «Теплогазоснабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха». В открытии и становлении специальности мы опирались на тесное сотрудничество с кафедрой ТГСиВ ТГАСУ, ПО «Норильскэнерго», институтом «Норильскпроект» и др.

В качестве одного из критериев уровня развития данной специальности нами рассмотрена динамика роста приема на данную специальность (рис. 2а) и анализ спроса на специалистов (рис. 2б), по данным кадровой службы «Норильскэнерго» – одного из подразделений ГМК «Норильский никель».

Рисунок 2а. (увеличить)

Динамика приема на специальность 290700 по формам обучения

Рисунок 2б. (увеличить)

Динамика удовлетворения спроса на специальность 290700

На протяжении последних лет, как следует из приведенных данных, наблюдался устойчивый рост приема на данную специальность, сопровождающийся высоким конкурсом (3:1). В то же время среди работодателей наблюдается устойчивая тенденция к росту спроса на выпускников данного направления, значительно превышающая возможности одной кафедры.

С учетом сложившейся ситуации график учебного процесса данной специальности был составлен таким образом, чтобы максимально использовать выгодные стороны системы интегрированной подготовки, главной из которых является стопроцентное трудоустройство выпускников.

С учетом требований ГОСа по специальности 290700 «Теплоснабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха» график учебного процесса очной формы обучения был составлен с возможностью максимальной интеграции теоретических курсов и практической подготовки при освоении основной образовательной программы в течение пяти лет, 16-недельной продолжительности семестров и 7-недельной продолжительности каникул в год и 27-часовой аудиторной загрузки в неделю.

На рис. 3а, 3б представлен в относительных единицах график стандартного учебного процесса по специальности 290700 без учета интегрированной системы подготовки. Такой график учебного процесса используется нами для подготовки студентов на младших курсах, где в основном реализуются дисциплины блоков ГСЭ и ЕНД в объемах 1 804 и 1 910 часов, предусмотренных ГОСом.

График учебного процесса 1-х курсов График учебного процесса 2-х курсов

Рисунок 3а.

График учебного процесса 1-х курсов

Рисунок 3б.

График учебного процесса 2-х курсов

 

Семестры

 

Сессии

 

Каникулы

 

Практика

 

Вечернее обучение

Рисунок 3.

Структура распределения учебного времени при подготовке специалистов направления 290007

График учебного процесса студентов, обучающихся после окончания 4-го семестра, изменяется за счет сокращения каникул до 7 недель и за счет уменьшения продолжительности семестров до 16 недель при сохранении нормативной загрузки 27 часов в неделю (рис. 3в). Увеличение учебного времени, практически достигнутое таким образом, соответствует введению в учебные курсы инженерно-производственной подготовки – основного элемента интегрированной системы подготовки для студентов, обучающихся с отрывом от производства.

На старших курсах продолжительность инженерно-производственной практики доводится до 8 недель в год за счет сокращения продолжительности семестров до 14 недель. При этом для сохранения нормативной аудиторной нагрузки 27 часов в неделю учебный процесс начинается в период практики по очно-заочной форме и осуществляется на базе филиалов кафедр, действующих на базовых предприятиях. На период практики кафедрой разработана и согласована с базовым подразделением программа прохождения практики, отражающая сквозную подготовку студентов специальности и их последующее трудоустройство.

Заинтересованность работодателей в интегрированной системе образования обусловлена также и тем, что в процессе практики на начальных этапах каждому студенту в обязательном порядке приходится овладевать рабочей профессией и соответствующей квалификацией.

Возможность использования студентов в период практики как квалифицированных специалистов подвигла работодателя на организацию временных рабочих мест, на которые осуществляется трудоустройство студентов в периоды прохождения ими производственной практики по системе интегрированной подготовки.

Подготовка студентами дипломных проектов и работ по завершению обучения также неотъемлемо связана с их местом прохождения практики и позволяет не только готовить будущего специалиста, владеющего актуальными проблемами данного производства, но также и ведущим специалистам производства оценивать перспективы решения этих проблем на основании разработанных эскизных и пилотных проектов.

Подводя итог приведенному краткому анализу и результатам развития интегрированной системы подготовки специалистов, отметим следующие факторы:

1. Удовлетворение потребности личности к получению образования, гарантированному законом РФ № 1, косвенно подразумевает ее реализацию в сфере трудовой занятости, в особенности, если эта потребность удовлетворена за счет средств бюджета РФ, формируемого из отчислений производства, и наиболее эффективно может быть достигнута при тесном контакте с налогоплательщиком. Одной из форм достижения этой цели служит развитие интегрированной системы образования.

2. В условиях акционирования производственной сферы, существенного сокращения инженерно-технического персонала производства, перехода к технологиям мирового уровня существенно поменялись требования к содержанию и качеству интегрированной подготовки специалистов, которая в современных условиях должна быть менее консервативна, учитывая долгосрочные планы и конъюнктуру производства. Первый опыт построения такой системы в плане образования на примере специальности 290700 «Теплогазоснабжение и вентиляция» достигнут на кафедре зданий, теплогазоснабжения и вентиляции Норильского индустриального института.

3. Анализируя перспективы развития интегрированного образования, следует отметить необходимость разработки и внедрения специализированных учебных планов реализации данной специальности, увеличения продолжительности обучения до 5,5 лет за счет существенного увеличения объема инженерно-производственной практики, в особенности на старшем курсе в период подготовки дипломных проектов.

Литература

1. О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. Постановление Правительства РФ № 942 от 19 сентября 1995 г.

2. Хохлов Н. Г. Типовое положение об интегрированной системе обучения в вузах. Проект. Научно-методический совет «Проблемы подготовки специалистов на основе интегрированных систем обучения». М., 1999.

3. История института (Норильский индустриальный институт) / Под. ред. А. А. Колегова. Норильск, 2001. 197 с.

4. Колегов А. А., Кожиев Х. Х., Скачков М. С. Подготовка горных инженеров в Норильском индустриальном институте // Горный журнал. 2001. № 2. С. 16–18.

 

Тел. (3919) 42-1622

Факс (3919) 42-1741

E-mail: korovkin@norkam.ru

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “АВОК” за №3'2002

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте