Инженерия зданий должна длительное время работать без переделки
Известный голландский архитектор Эрик ван Эгераат – по-настоящему знаковая фигура в мировом масштабе. Кроме того, большая часть грандиозных проектов его мастерской в последнее время предназначена для городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Сургута, Ханты-Мансийска и Сочи. Немаловажное внимание в своих работах Эрик ван Эгераат уделяет вопросам устойчивого развития зданий. Своим видением «зеленого» строительства он и поделился с читателями нашего журнала.
Эрик ван Эгераат:
«Инженерия зданий должна длительное время работать без переделки»
Известный голландский архитектор Эрик ван Эгераат – по-настоящему знаковая фигура в мировом масштабе. Кроме того, большая часть грандиозных проектов его мастерской в последнее время предназначена для городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Сургута, Ханты-Мансийска и Сочи. Немаловажное внимание в своих работах Эрик ван Эгераат уделяет вопросам устойчивого развития зданий. Своим видением «зеленого» строительства он и поделился с читателями нашего журнала.
Вы известны как один из первых западных архитекторов, начавших работать над российскими проектами. Какие наиболее знаковые проекты можно назвать?
Пожалуй, наиболее знаковым из всех моих проектов, российских и зарубежных, я считаю башни «Русский авангард». С момента разработки проекта прошло семь лет. За это время ко мне неоднократно обращались застройщики, которым было интересно построить данный комплекс. Я очень серьезно отношусь к подобным обращениям…
А как вы охарактеризуете этот проект с точки зрения «зеленой» архитектуры?
Семь лет назад позиции устойчивой архитектуры в повседневной архитектурно-строительной практике были не очень сильны, особенно в России, но сейчас ситуация меняется. На мой взгляд, любой проект можно реализовать в соответствии с принципами «зеленого» строительства, и «Русский авангард» не является исключением.
Сейчас я работаю над проектом Корпоративного университета Сбербанка в Московской области. Нам повезло, что заказчик с самого начала был ориентирован на устойчивую архитектуру. Хотя проект и не отвечает высочайшим международным стандартам, таким как LEED или BREEAM, он все же вводит в практику принципы и технологии, позволяющие значительно снизить энергопотребление и доказавшие свою состоятельность в течение последнего десятилетия. Проект будет полностью самодостаточным в плане водопотребления, эксплуатации и экологической очистки.
Основное архитектурное образование вы получили до того, как архитекторы заговорили об энергоэффективных, пассивных зданиях. Вам пришлось как-то перестраивать свой подход к проектированию с учетом экологических приоритетов?
Мне не пришлось перестраиваться. Я бы хотел подчеркнуть разницу между общим взглядом на «зеленую» архитектуру и строительство и моим личным пониманием этого феномена.
После публикации в 1972 году доклада Римского клуба «Пределы роста» общество заговорило об устойчивом развитии. Но под этим в основном понимали рациональное использование природных богатств, т.к. пришло осознание: потребление невозобновляемых ресурсов растет, а их запасы конечны. В результате мы получили новый виток развития технологий, и производство стало намного более энергоэффективным.
Однако на структурном уровне вопрос мирового энергопотребления остается нерешенным. В период с 1972 по 2012 год происходило ежегодное увеличение производства строительных материалов; вместе с ним росло загрязнение окружающей среды. Это доказывает, что наряду с применением энергосберегающих технологий, устойчивой архитектурой и «зеленым» строительством нам необходим более ответственный подход к использованию материалов.
Поэтому я вижу главные принципы актуальной устойчивой архитектуры в следующем. Первое – это многофункциональное использование строительных материалов. Затем – гибкость пространства, чтобы его можно было легко трансформировать для разных целевых назначений. Конечно же – яркий и вневременной образ, выходящий за пределы сиюминутной моды и способный сохранять интенсивность воздействия на зрителей в течение долгих лет.
И главное – качество исполнения, обеспечивающее зданию долгую жизнь. Именно благодаря качеству проектирования ни одно из зданий, построенных мною за 30 лет, не было снесено и не подверглось серьезным изменениям. Просто сравните это со средним уровнем строительства в России – и вы поймете, что я имею в виду.
А из чего, по-вашему, складывается качество строительства?
Качество строительства является моим кредо в работе над каждым зданием, включая российские проекты.
Например, проект Корпоративного университета Сбербанка предполагает озеленение кровель, использование энергосберегающих систем отопления и охлаждения и самодостаточное водоснабжение. Не менее важным, на мой взгляд, является использование предварительно изготовленных бесклейных деревянных элементов конструкций в некоторых зданиях комплекса и высочайшее качество открывающихся элементов фасада, позволяющее использовать их на протяжении десятилетий. Большинство элементов выполнены из древесины, обработанной экологически чистым маслом.
Между тем, в Москве даже в рамках элитного жилого строительства возводят фасады из пластика или алюминия. Эти отделочные материалы стоят примерно столько же, сколько дерево, но в ближайшие десять лет они утратят свои декоративные свойства или выйдут из моды!
Подумайте! Залежи полезных ископаемых, которые стали сырьем для таких фасадов, формировались в земной коре на протяжении многих геологических эр, а мы избавляемся от них в течение десятка лет! Вне зависимости от тепло- и звукоизоляционных свойств этих материалов, подобное обращение противоречит принципам «зеленого» строительства.
Проект «Русский авангард» |
Сейчас употребляют много разных терминов: sustainable building, ecobuilding, zero energy building, active house… Есть ли между ними какие-то отличия?
Слова, которые мы употребляем, не так уж важны. Главное, чтобы они были наполнены содержанием, а не служили всего лишь инструментами маркетинга.
При проектировании важно держать в голове все здание целиком, увязывать все элементы проекта воедино. Нужно стремиться к тому, чтобы инженерия, материализация и функциональное наполнение здания создавались так, чтобы работать если не веками, то хотя бы десятилетиями, не нуждаясь в серьезных переделках.
За примером далеко ходить не надо. Посмотрите на здания, расположенные по берегам амстердамских каналов: их можно использовать как склады, офисы, отели, жилые квартиры. Панорамы Амстердама настолько притягательны, что в этот город съезжаются толпы туристов. Поэтому здесь веками ничего не меняется. Это – признак устойчивой архитектуры. Да, конечно, по современным меркам дома, построенные столетия назад, не являются энергоэффективными. Но начали работать и над этим.
Отслеживаете ли вы новинки в области инженерных систем зданий или предпочитаете использовать проверенные инженерные системы?
Вместо того чтобы работать в рамках существующих идей, я предпочитаю раздвигать границы. Мои здания это наглядно демонстрируют. Без заложенного в человеке стремления к новому наша история сложилась бы совсем по-другому.
Другое дело, что заказчики, особенно в России, боятся радикальных экспериментов. Существуют и региональные особенности: то, что в одном месте воспримут нормально, в другом сочтут экстравагантным. Резюмируя, можно сказать так: я использую новые, но уже доказавшие свою надежность идеи. К примеру, все технологии, заложенные в проект Сбербанка, отлично зарекомендовали себя в Канаде, Скандинавских странах и Альпах.
В Нидерландах, я надеюсь, скоро начнется строительство жилой башни с уникальной системой автономного обеспечения охлаждения и отопления. Мы предполагали сделать то же самое в университете Сбербанка, но заказчик скептически отнесся к этой идее, потому что в России таких проектов на сегодня просто нет. Конечно, мне жаль, что мы не смогли осуществить эту идею. Однако я прекрасно понимаю осторожность инвесторов.
Кстати, об инвесторах. Как, по вашим ощущениям, осознают ли российские девелоперы необходимость строительства «зеленых» зданий?
Я никогда не скрывал своего мнения о невысоком качестве строительства в России. По моим наблюдениям, о «зеленом» строительстве здесь даже говорить пока не приходится. Всевозможные «грин» и «эко» являются просто маркетинговым инструментом и не имеют ничего общего с устойчивой архитектурой (за исключением некоторых элитных проектов).
Да, ситуация меняется, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Об этом свидетельствуют такие здания, как офис компании «Сименс», соответствующий золотому стандарту LEED. Корпоративный университет Сбербанка – еще один показатель перемен. Да, может быть, он не дотягивает до высоких стандартов LEED или BREEAM. Но это – уже первая ласточка в ряду «зеленых» российских проектов; со временем их будет появляться все больше.
Записала Алла Насонова.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №5'2012
Статьи по теме
- Критерии энергоэффективности в «зеленом» строительстве
Энергосбережение №1'2012 - Взгляд архитекторов на устойчивое развитие и зеленое строительство
АВОК №6'2015 - Национальная рейтинговая система оценки качества здания
АВОК №3'2011 - Первая редакция «зеленого стандарта». Отзывы специалистов
АВОК №4'2011 - «Зеленые» стандарты – теперь и в России!
Энергосбережение №7'2012 - «Зеленый» стандарт. Отвечают эксперты
АВОК №1'2012 - Инженерное искусство и инновационные технологии. Как далеко мы можем идти?
АВОК №7'2013 - Инженерные системы зданий
АВОК №4'2014 - Конференция «Экологически ориентированная архитектура высоких технологий»
АВОК №1'2023 - Музей Louis Vuitton в Париже – уникальные инженерные решения для создания устойчивой среды обитания
Энергосбережение №3'2021
Подписка на журналы