Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Закон об энергосбережении

Комментарии специалистов

23 ноября 2009 года был принят Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Новым федеральным законом определен комплекс правовых, экономических и организационных мер, направленных на стимулирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности.

Редакция журнала «Энергосбережение» обратилась к специалистам с просьбой прокомментировать данное событие и выделить наиболее важные, с их точки зрения, моменты (статьи), позволяющие достигнуть заданной Указом Президента РФ от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» цели снижения в России к 2020 году энергоемкости ВВП не менее чем на 40 % по сравнению с 2007 годом. А также указать, какие аспекты, по их мнению, упущены или недостаточно проработаны и какие первые шаги следует сделать для скорейшего получения результатов от внедрения данного закона.

 

Е. Г. Гашо

 

Новый закон об энергосбережении наконец принят! Научно-техническая общественность может праздновать победу: это важный этап осуществления целостной энергетической политики страны.

Закон довольно объемный и вбирает в себя массу аспектов, непосредственно относящихся к циркулированию и потреблению энергоресурсов. Закон попытался охватить практически все аспекты, поэтому выглядит в ряде случаев несколько недоработанным. Он вобрал в себя совокупность благих пожеланий и надежд в попытке выйти на новый уровень, что практически удалось благодаря большому количеству профессиональных замечаний и поправок.

Важный момент – это фактическое энергопотребление. Одно дело – структурировать правовое поле при

5-кратном отставании по энергоемкости ВВП от передовых стран, другое дело – если фактическая энергоемкость промышленной продукции превышает западную всего на 15–45 %, а здания – не в 4–5, а всего в 1,5 раза. Энергетический Клондайк не совсем там, где он мерещится «экономическому сообществу», которое судит об энергетике по лампочкам на письменном столе и котировкам на акции Роснефти. А вот реальное «картирование» потерь и фактического состояния энергопромышленного комплекса – задача более чем актуальная и необходимая.

Проблема в другом, вернее, набор проблем. Энергокомплекс, да и вся экономика в целом попали в устойчивую институциональную ловушку неэффективности, выход из которой не может быть быстрым, простым и   радикальным. Поможет только комплекс мер, системность, поэтапность и региональная привязка.

Закон в принципе дает для этого основу – существенно расширены энергетические обследования, создается реестр, государственная информационная система, есть база для программ предприятий, городов и регионов.

Собственно все дело заключается в продуманности соответствующих региональных программ, т. к. слишком разная ситуация сложилась даже в территориально близких регионах. Некоторые регионы успели что-то сделать, остальные пока ждут, но в стране не создан методологический и активный «центр». Кто может взять на себя эти функции: Минрегион? Минэнерго? Минэкономразвития?

К сожалению, достаточно непосильная ноша возлагается на бытовых потребителей энергоресурсов – оснащение приборами учета за счет потребителей. И это притом, что до сих пор не сняты противоречия в Постановлении Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307-ПП «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и не решено, кто все же оплачивает ремонт и поверку систем учета. В третьем чтении была полностью удалена глава «Права и обязанности потребителей при осуществлении энергосбережения», а это ключевой элемент. Уважение к потребителю – это основа рынка (иначе рынок рухнет), без которой не будет и не сформируется новая культура энергоэффективности.

 

Г. П. Васильев

 

Главным недостатком закона являются чрезмерные полномочия органов государственной власти федерального уровня.

Разработка и установление нормативов энергопотребления зданий и их инженерных систем должны быть в компетенции субъектов РФ, поскольку они прежде всего связаны с климатическими условиями региона, действующими схемами генерации тепловой и электрической энергии, экологической ситуацией в регионе, местными обычаями и т. д. Не может быть одних и тех же нормативов энергопотребления зданий в Якутии и Краснодарском крае. Нормативы энергопотребления должны быть прежде всего инструментом энергетической стратегии региона и должны быть нацелены на широкое внедрение технологий, обеспечивающих сокращение затрат первичной энергии в регионе. Безусловно, для установления разумных нормативов энергоэффективности (энергопотребления) зданий необходим детальный учет всех особенностей региона: от местных обычаев и укладов до прогноза технического состояния оборудования централизованных систем энергоснабжения. Это невозможно сделать на уровне Федерального центра.

Если мы пойдем по этому пути, то мы можем получить второй закон «О техническом регулировании» и фактически остановить всю работу по энергосбережению в России. Потому что регионы будут вынуждены ждать, пока Центр разработает всю нормативную базу энергосбережения. Быстро это сделать не удастся, использовать без переработки зарубежную нормативную базу тоже нельзя (климатические условия разные). В итоге работа по энергосбережению в регионах будет остановлена.

 

В. В. Ковальчук

 

Новый закон об энергосбережении кардинально изменил правовое регулирование деятельности в сфере энергосбережения. От декларативности, свойственной предыдущей версии федерального закона «Об энергосбережении», произошел переход к нормам прямого действия, и существенно расширился спектр возможных механизмов энергосбережения. Таким образом, на сегодняшний день есть все основания для качественного повышения энергоэффективности всех отраслей народного хозяйства.

Рассмотрим, например, регулирование энергосбережения в бюджетной сфере.

1. Установлено обязательное требование об оснащении к 1 января 2011 года зданий, строений, сооружений, используемых для размещения государственной власти, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой и электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

2. Установлена обязательность проведения энергетических обследований органов государственной власти и организаций с участием государства.

3. Установлена обязательность разработки и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями с участием государства или муниципального образования и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.

4. Прямо закреплена обязанность снижения бюджетными учреждениями в сопоставимых условиях объема потребленных ими воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на 15 % от объема фактически потребленного ими в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3 %.

5. Для крупных бюджетных учреждений, потребляющих энергоресурсы на сумму более 10 млн руб. в год, установлено требование назначения персонального ответственного за энергосбережение из числа работников.

6. Все здания и сооружения, в том числе используемые бюджетными учреждениями, обязаны соответствовать требованиям энергетической эффективности, и эта обязанность прямо возложена на собственников.

Вышеперечисленные механизмы не просто зафиксированы в законе как поручения, но и подкреплены конкретной административной ответственностью за их невыполнение – внесены соответствующие изменения в Кодекс административных правонарушений РФ.

Закон определил основные источники финансирования энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере. При этом огромная роль отведена энергосервисным контрактам, предполагающим реализацию таких мероприятий за счет внебюджетных средств и с дальнейшим возвратом вложений за счет образуемой экономии на оплате энергоресурсов. Это позволит без увеличения расходов бюджета провести модернизацию энергопотребления в бюджетной сфере и повысить ее энергоэффективность.

Таким образом, созданы реальные предпосылки для выполнения задачи, поставленной президентом РФ о снижении энергоемкости российской экономики на 40 % к 2020 году.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №1'2010

распечатать статью распечатать статью


Статьи по теме

Реклама
Реклама на нашем сайте
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования



Кондиционирование, отопление, вентиляция

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте