Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Перспективы развития энергоснабжения городов

 

Зимой 2005–2006 годов в Москве насчитывалось три региона, в которых уже ощутимо сказывалась проблема дефицита электрических мощностей. В этом году, по разным подсчетам, их уже 16–18, по некоторым сведениям даже 28. И хотя на самом деле их не так много, проблема дефицита электромощностей существует и методов борьбы с ней можно назвать немного. Основными являются строительство новой генерации сетей и непривычный для нашей страны метод – энергосбережение. С одной стороны, государство принимает различные программы строительства новых электростанций, существующие электростанции переоснащаются в парогазовые, производятся надстройки блоков, модернизация, привлекаются большие финансовые средства. С другой, – минимальные действия со стороны правительства, направленные на экономию электроэнергии и мощности. Единственное энергосбережение, которое существует, заключается в постепенном росте тарифов на электроэнергию и тепло. При разработке схемы Москвы была выяснена удивительная вещь. Если рассматривать Москву в границах кольцевой автомобильной дороги, рост теплопотребления с 1990 года фактически равен нулю. На этом фоне рост потребления электрической мощности за последний год составляет 8 %, электроэнергии – 4 % и потребления газа – 2 %. Цифры округлены, но тенденция соблюдается по всем крупным городам. Рассматривая Москву в границах кольцевой автомобильной дороги, можно говорить о практически нулевом росте тепла, относительно небольшом повышении потребления природного газа, об удвоенном потреблении электроэнергии и 4-кратном увеличении (по сравнению с топливом) потребления мощности. И если рассматривать энергетическую проблему России целиком, то можно говорить о нехватке электроэнергии, особенно в морозные дни. 1 °С похолодания на улице приводит к росту потребления электрической мощности на 0,6 %, для Москвы это больше 100 МВт.

В Московском регионе значительное увеличение потребления мощности идет на электрообогрев. Если сравнивать дни с практически одинаковой световой длительностью и разной температурой, в подавляющей части разница в потреблении электрической мощности определяется использованием электроэнергии на термические цели. В основном, это прямой электрообогрев воздуха, т. е. отопление. За последние годы продажа аппаратов электрообогрева, начиная с простых масляных радиаторов и кончая мощнейшими устройствами, которые устанавливаются на входах в крупные магазины, выросла на порядок. Существуют странные правила, в которых до сих пор никто не разбирается. Для того чтобы подключить новую электрическую мощность, необходимо в составе документов, которые представляются для получения разрешения на подключение, представить акт на разрешение использования электроэнергии на термические цели. Естественно, когда это разрешение кончается, ни Энергонадзор, заинтересованный в максимальном получении доходов, ни главы местных администраций не выясняют, что происходит с данной палаткой, торговым павильоном или со складом, а использование электроэнергии продолжается много лет. Для примера: разрешение на установку так называемого тонара (небольшого прицепа к автомобилю, в котором продают курицу-гриль, цветы и т. д.) дает ГАИ. Так как это сооружение временное, как и подключение, то и при получении разрешения на использование электроэнергии на термические цели никаких проблем не возникает. И в итоге получается, что суммарно использование электроэнергии на термические цели, для теплоснабжения, в балансе мощности составляет 25 %. Вся проблема нехватки мощности заключается в действиях, которые приводят к тому, что все больше и больше электроэнергии используется на обогрев. Меры борьбы, в общем, известны: повышенный тариф, создание органа, осуществляющего реальный контроль – это стимулирование прямое, а в техническом плане: использование теплоаккумуляторов, устройств, позволяющих производить зарядку ночью. Это выгодно энергетикам, у которых улучшается ситуация с ночным провалом потребления мощности, и потребителям, которые используют более дешевый тариф по сравнению с дневным. Одно из основных решений это, конечно, создание стимулов. Понятно, что Энергосбыт заинтересован в максимальном получении средств. И проблема нехватки мощности решается самым тривиальным образом – прямыми ограничениями, составлением графиков на отключение. А проще графики составить, естественно, для крупных предприятий. И получается, что они за счет своей хозяйственной деятельности, за счет снижения темпов подъема нашей экономики расплачиваются за то, что происходит у мелких потребителей, которые используют электроэнергию на обогрев. Сегодня эта маленькая проблема стала очень значимой для крупных городов, но и решить ее можно в весьма короткие сроки, хотя это и не является прямым энергосбережением.

Далее необходимо сказать о введении высокой платы за подключение к электрическим сетям новых потребителей. В Московской области это 12 тыс. руб., а в Москве – 46 тыс. руб. Оказывается, такой платы более чем достаточно для того, чтобы проводить замещающие энергосберегающие мероприятия и освобождать мощность. Департамент экономической политики г. Москвы очень правильно говорит о том, что не надо никаких бюджетных средств, необходимо запустить правильные финансовые механизмы для того, чтобы решать эти проблемы. С другой стороны, необходимо обратить внимание на строительство новой генерации. Хорошо, что в городах начали задумываться о схемах энергоснабжения. Во многих даже идет работа по их разработке. В Санкт-Петербурге недавно реализовали такие схемы. Все, кто делает сети, каким-то образом откуда-то получают информацию о том, что собираются строить, и в процессе разработки своих схем просто-напросто привязывают свои трубопроводы к тем источникам, которые кто-то уже запланировал. И у нас получается ситуация, как с котельными в советское время, когда каждый трест, который строил свои дома, тут же рядом устанавливал свою котельную. Сейчас то же самое происходит с электростанциями. Застраивается маленький район, подключается к какому-то источнику, а как там что будет работать, никого не волнует. Ведь надо побыстрее построить новые дома и подороже их продать, а все возникшие проблемы должен будет решать город и энергетики. И мы имеем системное снижение надежности плюс чрезвычайно высокие затраты на энергоснабжение. И в итоге вся эта система получается чрезвычайно дорогая как при строительстве, если взять суммарные затраты, в том числе и из бюджетов, так и в эксплуатации, обеспечении работ, которые потом понадобятся для того, чтобы довести системную надежность до нормативного уровня. Сейчас разрабатывается множество нормативных документов правительственного уровня, одна из основных задач которых – введение обязательного требования разработки в городах программ развития генерирующих мощностей, которые бы учитывали все интересы и перевели конкуренцию в строительство новых мощностей.

Одна из основных проблем, если перейти конкретно к теплоснабжению, это массовое появление частных организаций. Уже, наверное, в половине городов муниципальные сети каким-то образом переданы в частные руки. Первое, на что надо обратить внимание, это то, что они переданы практически везде абсолютно бесплатно, если не считать прямой передачи в конвертах. Никто никогда не попытался продать сети. И массово пришлось столкнуться с такой ситуацией, что частная организация в подавляющем большинстве случаев – организация, у которой уставной капитал максимум 1 млн руб., правда, встречаются прецеденты в 10 млн. В том числе это касается организаций, у которых дневной оборот составляет сотни миллионов. Уже довольно много случаев, когда такие организации переставали работать. Возникает вопрос: кому передавать часть тепловой сети или котельную, которые построены этой организацией.

Так как в договорах обычно ничего об этом не говориться, возникает неясность с юридической точки зрения, и организация готова уйти только при условии покупки всех построенных ею сетей. Понятно абсолютно всем, что строительство происходило по тарифу. Даже простая замена тепловой сети, перекладка в пенополиуретан, считается другой трассой, и все расходы на это брала на себя частная организация.

Вторая проблема – это, конечно, снижение системной надежности, т. е. уровня теплоснабжения, которому частные организации не придают должного внимания. К сожалению, на фоне разговоров о том, что частные организации гораздо лучше будут обслуживать город, реальная ситуация, и в том числе прошедшая зима, показывает, что основные проблемы как раз с организациями частными. В том числе речь идет о котельных, принадлежащих заводам, ведомствам, институтам и т. д. Такую ситуацию можно наблюдать как в крупных, так и в мелких городах. Безусловно, частный капитал – это очень хорошо для нашей страны и приятно, что крупнейшие теплоснабжающие компании мира приняли решение работать в России. Это большая работа, обновления, это реальное снижение потерь. И за счет этого создание нормального бизнеса. И вхождение, если это концессия, лет на 15–30, при том что как только срок концессии заканчивается, организация уходит и оставляет все муниципалитету. Абсолютно все, что будет создано. Частный бизнес, действительно, гораздо более эффективен при наличии правильных стимулов. Проблема нашего теплоснабжения в том, что эти стимулы на законодательном уровне не созданы как ограничения, которые должны вводиться правительством, государством для естественных монополий. При отсутствии таких ограничений частник ведет себя так, как, наверное, и должен себя вести: ворует все, что только можно.

Идет массовое объединение муниципальных тепловых сетей и сетей бывших ОАО «Энерго», сейчас ТДК, их филиалов. Пять лет назад подобное объединение проводилось в единственном городе, в Чите, Алаферово. Сейчас таких городов очень много. Практически везде положение улучшилось, но и проблем остается множество.

Немного о теплоснабжении. Концепция, которую в части ЖКХ прописало недавно Министерство регионального развития и провело через правительство, очень грамотно разработана, там учтены практически все аспекты, о которых много-много лет только говорили. Это и ликвидация непосредственного управления многоквартирными домами, значение и юридического лица как покупателя, вопросы сбытов и многое другое. Россия потихоньку приближается ко всему цивилизованному миру и принимает те же самые, нормативные, правовые, правила игры. Главная задача сейчас, в переходный период, не потратить те огромные финансовые средства, которые появились в энергетике, впустую.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №6'2006

распечатать статью распечатать статью


Статьи по теме

Реклама
Реклама на нашем сайте
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования



Кондиционирование, отопление, вентиляция

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте