Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Программа развития энергопотребительской кооперации в СЗАО Москвы

Электроэнергетика Московского региона характеризуется высокой степенью концентрации мощностей и нагрузок, централизацией производства, транспорта и распределения электрической и тепловой энергии. Москва сегодня является энергодефицитным регионом. Это заставляет нас совершенно по-иному относиться к вопросам энергосбережения в ЖКХ, т. к. данная отрасль является наиболее энергорасточительной.

Сегодня необходимо взглянуть на проблему энергосбережения как на первоочередную, т. к. все чаще энергетики говорят об энергетическом кризисе в столице.

В Москве началось сооружение новых генерирующих мощностей согласно программе Правительства Москвы, но разрыв между запросами потребителей и возможностями поставщиков электроэнергии растет. При этом рост потребности в электроэнергии в аварийных режимах теплоснабжения становится неуправляемым и может кратно возрасти, превысить пропускную способность распределительных сетей и мощность электростанций и привести к системной аварии в энергосистеме.

Несмотря на все усилия властей, Северо-Западный административный округ Москвы сегодня остается одним из наиболее энергодефицитных в городе.

Взаимозависимость реформы ЖКХ и электроэнергетики

Одновременно с реформой ЖКХ осуществляется переход к рыночным методам хозяйствования в сфере эксплуатации и обслуживания жилищного фонда. Сегодня специалисты сходятся во мнении, что реформа ЖКХ и реформа электроэнергетики являются взаимозависимыми. Причем технологическая и организационная возможность поставки более дешевых энергоресурсов с оптового и розничного рынков электрической энергии и широкое внедрение передовых энергоэффективных технологий в жилищном фонде станут для управляющих организаций различных организационно-правовых форм именно тем единственным решением, которое позволит им иметь серьезные конкурентные преимущества на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Необходимость синхронизации проведения реформы ЖКХ и электроэнергетики в Правительстве России уже не вызывает сомнения.

Сегодня ситуация меняется стремительно, а в ближайшие два года она изменится коренным образом. По прогнозу Института энергетических исследований РАН, цены на энергоносители в ближайшее десятилетие будут неуклонно расти. Следом вырастут тарифы на тепло, воду и электроэнергию, что станет экономическим стимулом для широкого внедрения проектов повышения эффективности использования энергии в жилищной сфере.

Услуги по повышению эффективности использования энергии в жилищной сфере неизбежно будут востребованы компаниями по управлению жилищным фондом.

Управление спросом

Принимая во внимание высокие темпы роста электрических нагрузок и накопленный в преды-дущие годы значительный дефицит собственной мощности в Московской энергосистеме, Правительством Москвы совместно с РАО «ЕЭС России» разработана программа выхода из кризиса. Наряду с этим должна проводиться политика управления спросом и политика энергосбережения, особенно в 2006–2010 годах, когда должна быть спланирована работа по внедрению эффективных энергосберегающих технологий в 2011–2020 годах.

Важнейшим условием обеспечения надежного энергоснабжения потребителей является их управляемость, под которой в условиях рынка и при централизованном электро- и теплоснабжении следует понимать способность системы дифференцированно воздействовать на потребителей в нормальных условиях экономическими, а в аварийных – принудительными мерами с целью приведения их электропотребления в соответствие с возможностями энергосистемы в различные часы суточного графика нагрузок.

Управление спросом особенно актуально для Москвы и других российских городов, поскольку возможность регулировать нагрузку потребителей позволит повысить срок эксплуатации энергосистемы, создать зависимость электро- и теплоснабжения в условиях ограничения или потери последнего в период отрицательных температур.

Одновременно следует понимать, что ликвидация перекрестного субсидирования и доведение тарифов на электроэнергию у бытовых потребителей до уровня, компенсирующего или превышающего затраты на ее производство (закупку) и транспортировку, обострит проблемы неплатежей и хищения электроэнергии.

Способствовать решению проблем неплатежей бытовых потребителей может внедрение блочных тарифов, которые дадут существенный экономический эффект. Возможность применения такого подхода подкрепляется тем, что в 2004 году денежные доходы 10 % самых богатых россиян, по данным Росстата, почти в 15,2 раза превосходили доходы такого же количества самых бедных. Необходимость введения социальной нормы (по фиксированному льготному тарифу) на потребление электроэнергии является насущной необходимостью. Такой подход позволит снизить социальную напряженность в обществе от повышения тарифов.

При этом 13,6 % жителей России имеют доход ниже прожиточного минимума, и для них повышение тарифов на электроэнергию окажется наиболее болезненным. Государство просто обязано поддержать малоимущих (и мало потребляющих электроэнергию) за счет более обеспеченных слоев населения в переходный период.

АСКУЭ бытового сектора

В настоящее время на территории Москвы внедряются автоматизированные системы коммерческого учета энергоресурсов, охватывающие как их потребление, так и производство и распределение. Реализуется ряд распорядительных документов Правительства Москвы, направленных на повышение эффективности функционирования топливно-энергетического и ЖКХ города.

В развитие Постановления Правительства Москвы от 10.02.2004 года № 77–ПП «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы г. Москвы» Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы и Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции г. Москвы инициировано создание единой автоматизированной системы коммерческого учета потребления энергоресурсов в жилищном фонде и нежилых строениях, принадлежащих Москве, за счет средств бюджета Москвы.

Далее считаю целесообразным предложить ряд мер, которые позволили бы без дополнительного привлечения бюджетных средств обеспечить получение наибольшего экономического эффекта. В этом заинтересованы все: и энергоснабжающие предприятия, и потребители, и органы власти, и управляющие организации всех организационно-правовых форм, которые заботятся о своей прибыли и эффективности своей деятельности (тем более что в условиях рыночных отношений все расходы по содержанию и техническому обслуживанию локальных (домовых) систем учета должны быть возложены на организации, управляющие многоквартирными жилыми домами).

Предложение заключается в том, что наряду с внедрением системы коммерческого учета, имеющей возможность удаленного считывания показаний приборов учета, необходимо обеспечить управление приборами учета, что должно предоставить управляющим компаниям и сбытовым организациям такие дополнительные возможности, как:

– удаленное подключение/отключение;

– удаленное ограничение мощности;

– удаленное изменение тарифа/контракта;

– ведение индивидуального профиля потребления клиента.

Мировой опыт: экономические методы управления

Развитые западные страны приобрели большой опыт решения только назревающих у нас в стране проблем с «бытом».

Наиболее интересен опыт итальянской компании ENEL, которой упомянутое решение развернуто и обслуживает 30 млн точек учета по всей Италии.

Западная практика говорит о том, что внедрение автоматизированных систем управления энергопотреблением позволяет выравнивать пиковые нагрузки, что приводит к экономии мощности (на примере Италии, сдвиг 1 % потребления из «пиковой зоны» в «не пиковую зону» эквивалентен отключению электростанции установленной мощностью 3 000 МВт).

Сейчас такие системы созданы и широко внедряются в США, Германии, Италии, Китае, Бразилии, Португалии, Израиле и многих других странах.

В России в настоящее время многие крупные предприятия выходят на оптовый рынок электроэнергии, тем самым по разным причинам выводя из финансового оборота энергосбытовых компаний крупные средства, а учитывая фактор отмены перекрестного субсидирования, это приведет к тому, что существенно повысятся тарифы на электроэнергию, в первую очередь, для населения. Результатом такого повышения может стать ухудшение собираемости платежей в бытовом секторе. Сбор платежей может сократиться до критического уровня – 20 %.

С этим обстоятельством столкнутся управляющие организации всех организационно-правовых форм: ДЕЗ, частные управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, ЖК и иные потребительские кооперативы. Ведь в соответствии с новым Жилищным кодексом РФ именно они теперь отвечают перед поставщиками энергоресурсов и услуг за своевременность и полноту оплаты населением энергоресурсов. Это очень серьезная проблема, которую уже сегодня необходимо понимать и готовиться к ее решению.

Новые экономические отношения в сфере управления энергопотреблением проявляются в формировании единого рынка электроэнергии. Исходя из вышесказанного, рынок электроэнергии должен представлять собой многокомпонентный механизм согласования экономических интересов поставщиков и потребителей электроэнергии.

Одним из самых важных компонентов рынка электроэнергии является его инструментальное обеспечение, которое представляет собой совокупность систем, приборов, устройств, каналов связи, алгоритмов и т. п. для контроля и управления параметрами энергопотребления. Базой формирования и развития инструментального обеспечения являются автоматизированные системы контроля и учета потребления электроэнергии.

В условиях государственного централизованного планирования энергопотребления баланс экономических интересов производителей и потребителей электроэнергии сводился на уровне государственных планов, при этом потребитель должен был получать запланированное количество дешевой электроэнергии в удобное для него время. Поэтому основное назначение электроэнергетической отрасли состояло в надежном, бесперебойном энергоснабжении потребителей в запланированных объемах. Для достижения этой цели осуществлялось управление процессом производства, передачи и распределения электроэнергии. Нагрузка регулировалась методом прямого управления – по требованию правительственных органов и энергокомпаний. В этих условиях электрическая энергия рассматривалась, прежде всего, как физическая субстанция, поэтому первоочередным (и единственно необходимым) средством управления энергопотреблением являлась автоматизированная система диспетчерского управления (АСДУ), выполняющая роль регулятора потоков электрической энергии в процессе ее производства, передачи и распределения.

В период перехода к рыночной экономике электроэнергия становится полноценным товаром – объектом купли-продажи. Поскольку процесс купли-продажи завершается только после оплаты (реализации), электроэнергия как товар выражается не только количеством, но и стоимостью. При этом основными рыночными параметрами становятся количество полезно отпущенной энергии и ее оплаченная стоимость, а формирующиеся розничный и оптовый рынки электроэнергии представляют собой рынок полезно потребленной электроэнергии.

Основная особенность экономического метода управления – рассмотрение энергопотребления как главного звена, управляющего рынком электроэнергии, который в свою очередь представляется совокупностью собственно технологического процесса (производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии), учетно-финансового процесса энергопотребления, а также политико-экономического (отражающего текущую политику в области энергоиспользования).

Это и является предпосылкой для управления рынком электроэнергии посредством создания единой, интегрированной, системы управления энергопотреблением на базе системы АСКУЭПРиП Москвы.

Это даст не только экономический эффект, но и повысит ответственность потребителей за использование энергии, побудит их проводить энергосберегающие мероприятия с целью сокращения энергопотребления.

Предложение о проведении эксперимента в СЗАО

Представляется наиболее целесообразным в сложившейся ситуации, чтобы эту роль взяли на себя ОАО «Центральная метрологическая компания» совместно с ОАО «Муниципальные измерительные системы». На территории Северо-Западного административного округа уже созданы и ведут активную работу по заключению прямых договоров на предоставление услуг энергосервиса с управляющими организациями всех организационно-правовых форм специализированные организации – территориальные энергопотребительские компании. Это компании, которые призваны зарабатывать на энергосбережении.

Приоритетным направлением их деятельности в ближайшее время будет оказание услуг энергосервиса управляющим организациям вне зависимости от их организационно-правовой формы. Это позволит снизить затраты управляющих организаций на создание потребительского уровня системы коммерческого учета и управления энергопотреблением в рамках единой системы АСКУЭПРиП Москвы и исключить случаи, когда в угоду своим интересам или ввиду отсутствия специалистов должной квалификации управляющие организации и их потребители не внедряют новейшие перспективные разработки в повседневную жизнь.

Предлагаю организовать и провести на территории Северо-Западного административного округа эксперимент по внедрению АСКУЭ бытового сектора с возможностью активного управления энергопотреблением в рамках единой городской системы АСКУЭПРиП.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №6'2006

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования



Кондиционирование, отопление, вентиляция

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте