Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Энергетика Москвы и проблемы комплексного развития города

 

Энергетическая отрасль и городское хозяйство связаны самым теснейшим образом. Энергетика является и элементом градообразующей базы, и, одновременно, элементом обеспечения, инфраструктуры города, она присутствует везде – в жилом фонде, промышленности, на транспорте. Поэтому целый ряд вопросов развития города непосредственно связан с решением проблем энергетики. Особенно остро эти вопросы встают в связи с необходимостью четко сформулировать стратегию развития города – уже в следующем году основные положения Генерального плана Москвы должны быть переданы на согласование и доработку.

Основными особенностями энергетического комплекса столицы являются:

  • отсутствие собственных топливно-энергетических ресурсов;
  • высокая концентрация нагрузок;
  • существенная неравномерность графика нагрузки суточной и годовой по электроэнергии, годовой по тепловой энергии;
  • низкий уровень эффективности (в 2–2,5 раза ниже, чем в развитых странах);
  • высокий уровень потерь;
  • высокий уровень экологической нагрузки;
  • наличие и формирование энергодефицитных районов в ближ- нем Подмосковье;
  • высокий ущерб от аварий.

Сегодня ежегодный рост энергопотребления составляет около 5 %. С 1990 года не осуществлялся ввод новых мощностей, не производилось модернизации линий электропередач и городской распределительной системы. В январе 2006 года максимум нагрузки московской энергосистемы составил 16,2 тыс. МВт при фактической генерации ОАО «Мосэнерго» 13,2 тыс. МВт и ограничении потребителей на 0,5 тыс. МВт.

Дефицит теплоэлектроэнергии усугубляется монополией крупных компаний на их подключение: за последние полтора-два года стоимость обеспечения строительных объектов коммуникациями увеличилась на 30–40 %.

Москва сегодня это 10,5 млн жителей и 3,5 млн гостей столицы. Для того чтобы полностью выполнить Генплан, всех их необходимо обеспечить хорошим жильем, комфортными рабочими местами, разнообразным и ярким досугом, а под всем этим проложить коммуникации, инженерные сооружения, пустить транспорт, т. е. создать полный комплекс инфраструктуры, включая и энергетическую.

Сейчас город занимает площадь 108 тыс. га, 30 % которых занято под жилыми зданиями, 16 % – под производственными объектами, 15 % – общеделовыми строениями, 17 % – рекреация, 11 % – дорожная сеть и т. д. В период с 1990 по 2006 год численность населения выросла с 9 до 10,5 млн. чел., трудоспособного – с 7 до 8,5 млн чел. Удельный вес занятых в различных отраслях характеризует динамику перехода от социализма к капитализму. Число работающих в промышленности сократилось – с 1,3 млн до 780 тыс. чел., в науке – с 1 млн до 400 тыс. чел. При этом торговый сектор вырос в 3 раза, растет число сотрудников разного рода коммерческих структур, предпринимателей. Москва сохранила своей значение для страны: она дает 5 % ВВП, в ней проживают 32 % всех россиян, занятых в науке и научном обслуживании, 5,5 % работников промышленности, 13 % – торговли и сферы общественного питания. Промышленное производство города сокращалось с 1990 до 1997 года, однако затем ситуация стабилизировалась и есть все основания полагать, что промышленность будет наращивать свой потенциал. Произошли изменения в структуре валового регионального продукта Москвы: производство товаров сократилось на 30 %, производство услуг выросло вдвое.

Однако речь идет не только о реструктуризации самих отраслей хозяйствования, происходит также и перераспределение территорий. Переорганизация производственных территорий сегодня стала важнейшим и последним звеном в решении планировочной структуры города. Глядя на динамику инвестиций в основной капитал по отраслям экономики Москвы, можно увидеть, что промышленность, так же как и наука, недополучают средства для развития (темпы роста инвестиций с 1994 по 2004 год составили 66 и 65 % соответственно). Однако вложения в торговлю и общественное питание выросли в 6 раз. Очевидно, что город должен признать факт насыщения торгово-складского сектора и заняться реальным. Исторически производственные объекты разбросаны по территории города. Согласно проектам института Генплана, необходимо на 20 % сократить производственные территории в городе для реализации природных, общественных, жилых программ. Экологическая ситуация в Москве близка к критической: зеленые зоны расположены в основном вдоль кольцевой дороги и немного в центральной части, а со всех сторон город окружен ТЭЦ, поэтому в центре буквально нечем дышать. Одним из условий дальнейшего строительства, в том числе энергетических мощностей, является решение проблемы устойчивого экологического развития.

Заметен недостаток уличной сети, которую необходимо в целом привести в порядок, особенно в поперечных связях.

Жилые территории составляют 30 тыс. га, однако на самом деле Москва давно вышла из своих границ, проигрывает области по темпам роста и, судя по всему, будет проигрывать и в дальнейшем. Свободных участков под жилье сейчас нет, а чтобы получить хоть что-то, необходимо пройти сложную юридическую процедуру. В области больше свободных территорий, действует льготный режим выделения участков, в том числе под промышленные объекты.

В 1960-м году за пределами МКАД и москвичей, и областных жителей проживало менее миллиона. Сегодня 3 млн чел. живет за кольцевой дорогой. И основная тенденция развития города – дальнейшее выпадение из своих границ. При этом жилой фонд города составляет 60–100 млн м2. Для достижения европейского стандарта жилищного обеспечения (33–35 м2/чел.) жилой фонд должен составлять 350 млн м2, т. е. задача фактически становится невыполнимой. Впрочем, стоить вспомнить о таком уникальном феномене, как дачи, которого не существует в мировой практике. В США меньше 1 % населения имеет второе жилье.

В России же, достаточно нищей стране, 30 % москвичей имеет второе жилье за городом. Исходя из этого, чтобы обеспечить каждого жителя 33–35 м2 площади, в области нужно построить 250–360 млн м2 жилья.

Уже сегодня в районах реконструкции пятиэтажек заметно уменьшение численности жителей – там, где раньше на одного человека приходилось 18 м2, сейчас уже примерно 50 м2/чел. Если число проживающих в районах реконструкции малоэтажных домой и далее будет уменьшаться, а затем, в перспективе, придет черед реконструкции 9–10–12-этажных домов (срок эксплуатации которых 50 лет и которые начнут разрушаться через 5–10 лет), то проблема переселения москвичей станет еще более актуальной. Особенно при том, что лишь 40 % московского жилья приобретается для того, чтобы в нем жить, остальное – инвестиции, долгосрочные вложения граждан и организаций.

Вопрос дальнейшего развития жилищного фонда должен решаться через понимание того, существует ли предел этого развития в Москве, каковы должны быть его рациональные темпы, при которых целесообразно вести строительство в городе.

На генеральной схеме территориального развития, утвержденной Минрегионом для Московской области, Москва даже не обозначена и упоминается лишь на одной схеме из 7 – на схеме канализации, поскольку область пользуется московской сетью. Дальнейшее интегрирование города в область просто необходимо.

Реализация всех городских жилищных программ упирается в проблемы социального жилищного фонда, обеспечения нуждающихся. А главной проблемой является низкий доход населения. Средней семье, откладывающей треть своего бюджета на приобретение жилья, потребуется 30 лет, чтобы все же купить среднюю квартиру в Москве.

Исходя из этого построена градостроительная программа, включающая:

  • программу массового жилищного строительства;
  • комплексной реконструкции пятиэтажного и ветхого фонда;
  • капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений и территорий сложившейся застройки;
  • ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в центре города;
  • жилищного строительства на реорганизуемых производственных территориях.

Все эти программы наталкиваются на одинаковые проблемы:

  • дефицит земельных участков для строительства;
  • сложность организации работ по обеспечению поэтапного строительства для волнового переселения жителей сносимых домов;
  • дефицит земельных участков для строительства объектов городской инфраструктуры;
  • согласование проектов реконструкции и уплотнения застройки;
  • ограниченность бюджетного финансирования;
  • неотработанность оптимальных пропорций коммерческого и бюджетного жилищного строительства.

Единственное возможное в данной ситуации решение – применение программно-целевых методов. На данном этапе это означает необходимость объединения социальных программ со строительными, которые существуют сейчас сами по себе.

В прошлом году была разработана такая программа, ее главная задача: координация деятельности органов исполнительной власти при реализации жилищной политики. В ней приняли участие все департаменты, все префектуры, была проведена большая аналитическая работа и намечены три группы мероприятий:

  • жилищное строительство и улучшение жилищных условий граждан;
  • обеспечение условий реализации планов жилищного строительства;
  • организационно-правовые мероприятия.

Была учтена не только адресность строительства, но и его осуществимость с точки зрения обеспечения всей инфраструктурой, необходимыми социальными объектами, транспортом и т. д. Процесс принятия решения по каждому конкретному вопросу иллюстрировался своеобразным светофором. Например, если будет обеспечено строительство 34 млн м2 жилья, будет ли достаточно существующей сети школ? Хватает – зеленый свет – можно строить. Хватает, но есть трудности – желтый. Недостаточно школ – красный. Так строительство обеспечивается школами. Аналогично – детскими дошкольными учреждениями. Уже в этом году открыто 100 садиков. На следующий год – откроется еще 100. Физкультура и спорт? Понятно, почему мы все время проигрываем – на местном уровне спорт не развит вообще, крупные стадионы недоступны для жителей. Эту проблему нужно решать. Уличные сети: в соответствии с программой, планируется построить 4,5 тыс. км путей, общий объем капиталовложений в дорожно-мостовое строительство – 3 трлн руб.

Система водоснабжения – состояние более-менее стабильное, проблем нет. Зато канализация в плачевном состоянии – в центре до сих пор стоят те же колодцы, в которые в свое время спускался Гиляровский! Система электроснабжения: должна обеспечивать необходимую нагрузку и жилищного строительства, и нежилищного – офисов, гостиниц, рынков и т. д.

Хорошее или удовлетворительное состояние систем теплоснабжения характерно всего для 60 % жилых кварталов, 40 % – в неудовлетворительном или аварийном состоянии. Существующих энергетических мощностей не хватает. Дефицит тепла в наибольше степени ощущается в районах Северный, Северо-восточный, Юго-восточный, в том числе в Солнцево, Ново-Подрезково, Щербинке.

Износ объектов городской энергосистемы составляет 60 %, а создание новых источников снова упирается в отсутствие свободных территорий. Их надо где-то брать, а законодательство сегодня не позволяет ни изъять правовым способом, ни даже зарезервировать. В работе находится 40 проектов планировки производственных территорий, 8 новых объектов уже в разработке, идет сбор документации для размещения новых генерирующих мощностей, которые могут быть построены в ближайшие 2–3 года.

Общегородская программа помогает оптимизировать строительные планы. Ведь где-то, говоря откровенно, можно построить жилой дом и без школы или садика.

Но если начать возводить дома, не подключенные к теплу или электроэнергии, это будет означать катастрофу, угроза которой в стране уже существует. К счастью, Москве еще не приходилось с ней сталкиваться.

Однако для реализации любой программы, а тем более такой масштабной, комплексной, необходимо финансирование. Поэтому на первом месте сегодня должен стоять вопрос привлечения инвестиций. Нужно стремиться к тому, чтобы на средства бюджета строить как можно меньше непосредственно жилья, а тратить их на развитие инфраструктуры. Правительство при формировании годового плана работы определило своим главным приоритетом выполнение социальных программ, а не коммерческих. И поручило всем отраслевым территориальным органам управления провести корректировку ранее утвержденных отраслевых схем, в том числе и с целью дополнительного привлечения бюджетных средств. Такое же поручение дано префектурам. Комплекс должен разработать вместе с Департаментом мероприятия по снижению стоимости строительства, а Департамент экономической политики – обеспечить необходимый мониторинг.

Наша ключевая задача – развитие Москвы и Московской области как единого стратегического объекта, комплексно. Не зря наши предшественники строили единую энергетическую систему и Москвы, и области, создали необходимые резервы мощностей. Сейчас все резервы уже на исходе и без них город не сможет существовать. Необходимо снижать себестоимость производства энергии, последовательно и планомерно проводить реконструкцию действующих объектов, реализовывать инновационные программы, внедрять независимые источники энергии, новые типы установок, осуществлять комплексные программы энергосбережения и, наконец, повысить инвестиционную привлекательность строительства объектов энергетики. Во всем мире, кроме России, энергетика – прибыльнейшая отрасль, которая успешно развивается.

В этом году Правительство Москвы впервые объявило тендер на 4 проекта строительства крупных генерирующих мощностей. Это совершенно новый для нашей страны подход к энергообеспечению и это только первый шаг.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №6'2006

распечатать статью распечатать статью


Статьи по теме

Реклама
Реклама на нашем сайте
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования



Кондиционирование, отопление, вентиляция

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте