Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Способы продвижения возобновляемых источников энергии

В Италии на долю гражданского сектора, если суммировать энергопотребление в строительстве, эксплуатации, реконструкции и сносе зданий и сооружений, приходится около 30 % общей энергетической потребности. В статье приводятся результаты работы по сравнительному анализу строительных регламентов местных городских советов с акцентом на внедрение понятия энергетической сертификации зданий в такие регламенты и систему стимулирования энергосберегающих технологий и методов биостроительства.

На отопление зданий до сих пор приходится наибольшая часть энергопотребления в гражданской области (68 % от общего объема конечного потребления в жилом секторе). Каждая из 19 млн квартир, оборудованных стационарной отопительной сетью в Италии, потребляет для этих целей в среднем одну тонну нефти в год. Отсюда, если суммировать производство и эксплуатацию, на весь строительный комплекс приходится около 30 % общей энергетической потребности страны и, следовательно, производимого угольного ангидрида. Вместе с тем имеются широкие возможности для сокращения потребления. На самом деле итальянский строительный комплекс в целом является чрезвычайно малоэффективным, 67 % его зданий относятся к периоду, предшествовавшему принятию закона 373/76 (первого в Италии регламента об энергосбережении), т. е. они проектировались без учета энергетической составляющей. К этому следует добавить проблему энергопотребления, обусловленного летним кондиционированием, особенно острую именно из-за недостаточной тепловой изоляции зданий.

С принятием директивного постановления 2002/91/СЕ, которое вышло в виде «Общеевропейского закона 2003», подход к данному вопросу изменился в сторону большей конкретики. Оно, в частности, требует, чтобы, помимо архитектурных особенностей, в схеме расчета энергетической потребности здания учитывалось использование возобновляемых источников энергии, выполнялся анализ технико-экономического и экологического обоснований альтернативных энергетических систем, указывался уровень выбросов СО2. При этом установленные таким расчетом минимальные экс-плуатационные параметры не должны противоречить существующим предписаниям в отношении правил пользования, качества и жизнедеятельности зданий и сооружений. В том же постановлении рекомендуется, чтобы здания, занимаемые государственными учреждениями, служили примером исполнения нового регламента, особый акцент делается на определение и исполнение минимально допустимых требований для уже существующих зданий, кроме того, предлагается целый пакет рекомендаций по мерам энергосбережения, а также пропаганды и популяризации среди пользователей объектов принципов и практических методов повышения энергетической эффективности.

Недавний законодательный акт № 192 от 19.08.2005 года посвящен механизму применения регламента 2002/91/СЕ в отношении энергетической эффективности зданий и сооружений. Помимо собственно регламента, в акте сделана попытка унификации различных методик сертификации, уже несколько лет используемых местными администрациями на уровне местных строительных норм и правил.

Наряду с этим в июле 2005 года опубликован декрет об исполнении ст. 4, п. 1, 2 закона 10/91, определяющий общие критерии стимулирования рационального потребления энергоресурсов. Данный декрет учитывает все вновь возводимые, а также реконструируемые здания, оборудованные системами отопления и/или кондиционирования. Энергосбережение в сфере гражданского строительства рассматривается законодателями как приоритетное, особенно в свете неуклонного роста стоимости нефтепродуктов, а также обязательств по соблюдению договоренностей Киотского протокола.

В Италии ответственность за качество строительства в значительной степени ложится на местные администрации. Сводный кодекс рекомендаций по энергетическому и экологическому качеству зданий и прилегающих к ним территорий, появившийся в конце 1998 года как итоговый документ Национального форума энергоресурсов и экологии среды, к которому примкнули уже многие муниципальный образования, ориентирует на постановку целей «обеспечения высокого энергетического и экологического качества среды» всех, кто занят составлением градостроительных планов, нормативных документов, расчетом методик строительства и реконструкции.

Муниципальным образованиям ставятся следующие задачи:

- использовать возобновляемые источники энергии при строительстве зданий государственных учреждений и частных объектов;

- вводить в строительные нормы и правила мер поощрения застройщиков, отдающих предпочтение проектам строительства и реконструкции биоклиматического типа;

- дополнять нормативную градостроительную документацию климатическими картами с указанием температурных параметров, данных плювиометрии, влажности, инсоляции, режима ветров.

Как видно из данной статьи, следствием распространения принципов экологичности в градостроительстве становится рост числа муниципальных образований, берущих на вооружение современные градостроительные методики, технологии, процедуры и приемы, способствующие оздоровлению окружающей среды.

Краевые и региональные строительные регламенты

Почти половина регионов Италии имеют утвержденный типовой строительный регламент.

Проведенный анализ региональных строительных регламентов показывает, что наибольшее внимание вопросам энергосбережения и экологии среды уделяется в Эмилии-Романье. На сегодня в целом по Италии этот регламент с полным правом можно отнести к самым продвинутым среди нормативной документации с учетом того, насколько тщательно прописаны в нем вопросы проектирования и контроля свойств зданий и экологических параметров.

Типовой строительный регламент области Эмилия-Романья имеет два раздела: в первом приведены общие требования и правила, второй содержит строительные нормативы и два приложения с подробными спецификациями обязательных требований и требований, соблюдаемых по принципу добровольности.

Без выполнения обязательных требований невозможно получить лицензию на выполнение работ или строительный сертификат соответствия. Необязательные требования определяют так называемое улучшенное качество строительства и их соблюдение стимулируется системой поощрительных скидок на лицензионные платежи, которые могут достигать 50 % от общей суммы затрат на урбанизацию. Важное новшество, имеющееся в тексте регламента области Эмилия-Романья, касается раздела «Исследование участка»: для получения поощрительных скидок застройщик должен выполнить предварительный анализ физических показателей, характеризующих участок (гигрометрические климатические данные, режим осадков, наличие возобновляемых источников энергии, естественного освещения, акустическая обстановка, электромагнитные поля и т. д.) с целью определить все возможные факторы среды, к изменению которых может привести реализация строительного проекта.

В 2004 году область Тоскана утвердила «Основные направления оценки качества окружающей среды и энергетического качества строительных объектов Тосканы». Содержание документа перекликается с системой оценки экологичности строительства, разработанной комиссией Itaca (комиссия по вопросам гласности, обновления и сертификации подрядов), и в основе своей содержит принципы типового строительного регламента области Эмилия-Романья, а также международную методику Green Buildings Challenge. Предлагаемая система энергоэкологической сертификации содержит ряд карт оценки объекта по параметрам, разделенным на семь тематических групп:

- качество среды окружающего участка;

- ресурсосбережение;

- нагрузка на окружающую среду;

- качество внутренней среды;

- качество сервиса;

- качество управления;

- транспорт.

Исполнению каждого требования дается балльная оценка в диапазоне от -2 до 5, где ноль соответствует оценке текущего состояния строительного объекта.

В этом случае анализ участка также рассматривается как отправная точка для исследования всех перечисленных компонентов. На основании суммарной оценки (которая рассчитывается по системе средневзвешенных показателей всех семи групп) городские администрации могут определять объемы поощрительных мер по каждому строительному проекту.

Следует особо отметить, что документ основных направлений областная администрация сопроводила специальным «Руководством по экологическому строительству», где собраны рекомендации и советы о способах решения проблем, часто возникающих в связи с реализацией экологических и энергосберегающих проектов. Если говорить о работе краевых администраций, следует отметить несомненные успехи Туринского и Миланского округов и особенно администрации автономного округа Больцано, уделяющего особое внимание вопросам защиты окружающей среды и энергосбережения в строительстве. Область Пьемонт еще в 1999 году создала свой региональный строительный регламент, в котором, однако, энергетической теме уделяется мало внимания. В дальнейшем Туринский округ разработал в дополнение к типовому областному строительному регламенту «Типовое приложение по энергетике», где в форме рекомендательных мероприятий были опубликованы сводные данные окружной энергетической и экологической программы, направленной на ограничение энергопотребления, повышение энергетического качества, внедрение возобновляемых источников энергии на участках застройки.

И, наконец, Миланский округ не так давно (5 октября 2005 года) также утвердил «Основные направления разработки типового окружного строительного регламента», состоящие также из обязательных и факультативных требований (по образцу протокола комиссии Itaca). В основе данного документа лежит областное законодательство, а также наиболее продвинутые из имеющихся в миланском округе строительные регламенты муниципальных образований (в первую очередь городской администрации Каругате), а также усилия рабочей группы Uni Gl 13 «Экосовместимое строительство».

Строительные регламенты городских администраций

Что касается деятельности городских администраций в области популяризации энергосбережения и принципа качества в области строительства, в качестве примера сам собой напрашивается Каругате. Это первый в Италии город, правительство которого приняло (в 2003 году) строительный регламент, обязывающий все компании, осуществляющие новое строительство или реконструкцию, использовать биоклиматические технологии, улучшенную теплоизоляцию, а также возобновляемые источники энергии (к примеру, для приготовления горячей воды регламент обязывает устанавливать солнечные коллекторы, в том числе в частной застройке, а не только на объектах госсобственности), нагревательные котлы конденсационного типа, устройства учета и регулирования потребления ресурсов (отдельно на отопительный контур, контур питьевой воды и контур сливных бачков санитарных приборов), регенерацию дождевой воды, регулирование затенения. В качестве рекомендуемых, но оставляемых на усмотрение застройщика, приводятся такие меры, как использование натуральных биосовместимых материалов и установка фотогальванических солнечных панелей. Данный строительный регламент является, безусловно, самым передовым, содержит серьезные ограничения и с трудом может применяться сегодня в более крупных муниципальных образованиях. Еще одно интересное решение, потому что использовалось как раз в городе гораздо более крупном, представляет приложение «D» «Основные направления и проектные рекомендации по эффективному использованию энергоресурсов, а также освоению возобновляемых источников энергии на крупномасштабных строительных участках, перестраиваемых объектах, новой застройке, объектах реконструкции» строительного регламента городской администрации Флоренции (1999 год). Указанное приложение практически слово в слово повторяет «Типовое приложение по энергетике» Туринского округа с некоторыми дополнениями и поправками на местные особенности. Содержание Туринского регламента дополнено здесь следующими разделами: применение зеленых насаждений на крышах (факультативно), использование возобновляемых источников энергии в объеме 20 % от общей энергетической потребности для зданий госучреждений и не менее 10 % для частной застройки (обязательно), отсутствие затенения на участках между объектами застройки, расположение зданий по оси восток-запад с отклонением не более 30 %, обязательная сертификация биосовместимых материалов по биостроительным нормативам Uni (в стадии разработки). Городская администрация Удине также приняла решение дополнить свой строительный регламент (2002 год) «Регламентом о мерах стимулирования качества в строительстве, рациональном использовании энергетических, водных ресурсов и материалов, а также организации и эксплуатации зеленых зон» (2004 год). В частности, предусмотрены меры поощрения для застройщиков, предусматривающих на своих объектах:

- использование в качестве дополнительной солнечной энергии для нагревания воды (солнечные батареи);

- использование низкопотенциальных источников тепла в комбинации с солнечными батареями;

- корректная энергетическая эксплуатация (централизованные системы с раздельным учетом тепла и раздельным терморегулированием);

- регенерация для разрешенных видов использования собираемой дождевой воды либо ее утилизация за пределами действующей канализации через отдельную сточную систему;

- сокращение потребления питьевой воды путем применения устройств, уменьшающих непроизводительный расход воды, а также путем вторичного использования «серой воды» из стоков умывальников, ванн, душевых кабин и стиральных машин;

- формирование зеленых зон, обеспечение проницаемости почвы, сокращение объемов удаляемой воды путем прокладки водоотводных каналов;

- организация комбинированных водоподводящих сетей с целью вторичной утилизации для разрешенных видов использования «серой воды».

Вслед за Флоренцией и Удине г. Падуя также в дополнение к строительному регламенту (1983 год, исправлен и дополнен в 2003 году) утвердил «Регламент по эффективному использованию энергоресурсов, а также освоению возобновляемых источников энергии на объектах строительства» (1998 год), уделив особое внимание экономии энергоресурсов на внутреннем и наружном освещении. А вот городская администрация Роверето округа Тренто (2004 год) предпочла иной подход, адаптировав процедуры, предусмотренные протоколом Itaca, к местным условиям – здесь действует система карт балльной оценки строительного объекта по параметрам, и по ее суммарному итогу определяются объемы поощрительных мер в отношении строительного проекта. Такие меры, в частности, могут предусматривать право на увеличение полезной площади застройки либо существенную скидку при начислении лицензионных сборов на урбанизацию. Что касается администрации Болоньи, ст. 73 городского регламента (2003 год) предусмотрены скидки при начислении лицензионных сборов для объектов биоклиматического либо экологического строительства, либо объектов, где используются альтернативные строительные технологии. Условием снижения размеров лицензионных сборов является обязательная сертификация в аккредитованном органе по сертификации или университетской лаборатории, которые должны подтвердить соответствие проекта принципам биоархитектуры.

В ст. 66 нового строительно-гигиенического регламента г. Гроссето (2000 год) отмечается, что «для всех видов строительных работ… необходимо использовать здоровые материалы и технологии, которые не должны оказывать общего отрицательного воздействия (на живые организмы, окружающую среду, совместимость различных материалов)».

Постановлением городского совета № 205 от 17.10.2005 года администрация г. Перуджа утвердила новый строительный регламент, который в некоторых своих аспектах имеет по содержанию весьма инновационный характер. Ключевая тема регламента – повышение экологичности окружающей среды. В новом строительном регламенте г. Перуджи ставятся три основные задачи: энергосбережение, использование возобновляемых источников энергии и биоклиматических технологий. Некоторые предписанные процедуры имеют обязательный характер, другие пока лишь сугубо добровольный, но с непременной системой поощрительных мер, цель которых стимулировать вольное желание застройщика в его экономических планах и строительных проектах следовать принципам экологичности.

Некоторые обязательные процедуры:

- оптимизация привязки вновь возводимых зданий к природной среде, максимально широкое использование естественных видов энергии (солнечной, энергии ветра), максимальная ориентация на естественные источники при подготовке проекта;

- ограничение потребления энергоресурсов путем установки тепловых солнечных панелей для приготовления горячей санитарной воды в зданиях новой постройки, если их потребность превышает 15 м3/год на единицу недвижимости;

- оптимизация использования водных ресурсов, использование воды атмосферных осадков для поливки парковых зон, меры по сдерживанию расхода и внедрению раздельного учета и индивидуальной регулировки потребления;

- ограничения на обустройство твердых покрытий в парковых зонах;

- другие меры по энергосбережению и повышению комфорта окружающей среды, в том числе посредством изоляции объектов от грунта, общей теплоизоляции и организации кондиционирования.

Следует подчеркнуть, что такой регламент явился плодом весьма кропотливой работы по согласованию в широком сотрудничестве с представительствами гражданского общества, непосредственно занятыми в строительной сфере, хотя и не только с ними (профессиональные ассоциации, отраслевые группы, союзы предпринимателей, экологические организации и профсоюзы). Кроме того, впервые была учреждена комиссия по надзору за соблюдением строительных норм и правил, в состав которой вошли представители городской администрации, профессиональных союзов и ассоциаций строительной отрасли, цель которой – собирать мнения, опыт и рекомендации участников рынка и приглашенных специалистов, а также следить за эффективностью исполнения принятых правил и при необходимости там, где отмечаются сложности с их реализацией, обеспечивать их своевременное обновление. Сложившаяся практика показывает, что при такой организации администрации муниципальных образований все глубже вникают в тему энергосбережения и экосовместимого строительства.

Энергетическая сертификация в строительных регламентах

В Италии об энергетической сертификации заговорили в связи с принятием закона 10/91. В частности, ст. 30 «Энергетическая сертификация зданий» закона устанавливает:

- обязанность предоставить нанимателю или покупателю объекта недвижимости его энергетический сертификат;

- возможность для указанных лиц обратиться в администрацию муниципального образования с заявкой на сертификацию за счет заявителя;

- ограничение действия выданного сертификата сроком 5 лет.

С принятием европейского регламента 2002/91/СЕ разговор об энергетической сертификации зданий становится более конкретным. Указанный регламент (формализованный в Италии в виде закона № 306 от 31.10.2003 года) требует, чтобы в схеме расчета энергетических потребностей зданий помимо архитектурных характеристик были представлены мероприятия по использованию возобновляемых источников энергии, имелось технико-экономическое и экологическое обоснование альтернативных систем энергоснабжения, а также указывался уровень выбросов СО2. При этом установленные проектом минимальные эксплуатационные параметры не должны противоречить существующим предписаниям в отношении правил пользования, качества и жизнедеятельности зданий и сооружений.

Декрет 192/2005 должен был бы представить распоряжения о разработке нормативной документации в отношении энергетической сертификации и лиц, имеющих право заниматься указанной практикой, однако ограничился лишь методологией общих расчетов.

Примеров энергетической сертификации в рамках действующих строительных регламентов муниципальных образований пока немного. Помимо упоминавшейся администрации г. Каругате, отметим автономный округ Больцано с его сертификатом «Жилье и климат» (Certificato Casa Clima): на основе теплового коэффициента, рассчитанного в соответствии с европейским регламентом (Uni En 832/2001), зданиям новой постройки присваивается определенный класс энергопотребления (класс A < 30 кВт•ч/м2•год, класс B < 50 кВт•ч/м2•год, класс C < 70 кВт•ч/м2•год, класс D < 90 кВт•ч/м2•год, класс E < 120 кВт•ч/м2•год, класс F < 160 кВт•ч/м2•год, класс G ≥ 160 кВт•ч/м2•год), и в идеальных случаях (когда проект максимально широко отвечает экологическим требованиям) здание отмечается специальной премией за лучшее жилье и климат. Чтобы здание получило декларацию о пригодности в эксплуатации с преобладающим использованием в качестве жилой площади, оно должно иметь класс энергопотребления не ниже «С». Следует подчеркнуть, что соблюдение закона 10 предусматривает уровень потребления энергии строительным объектом в пределах от 70 до 100 кВт•ч/м2•год, тогда как для более чем 90 % итальянского жилого фонда показатели потребления тепла составляют от 200 до 300 кВт•ч/м2•год. На этапе разработки положения об энергетической сертификации для городской администрации г. Перуджи авторы стремились охватить все аспекты системы «здание – инженерное обеспечение», включая изоляцию строительной коробки и использование высокопроизводительного инженерного оборудования, а также возможности использования возобновляемых источников энергии, учитываемые непосредственно в расчете потребностей первичной энергии.

Система поощрительных мер

В отношении мер, направленных на стимулирование использования энергосберегающих строительных технологий, популяризацию возобновляемых источников энергии и повышение качества строительных объектов, интересными представляются результаты исследования, проведенного в 2004 году Federabitazione (итал.: федерация застройщиков) совместно с Anci (итал.: национальная ассоциация муниципальных образований), Federabitazione (итал.: Институт биоархитектуры) и Legambiente (итал.: Лига защиты окружающей среды) с целью определить фактические масштабы экосовместимого строительства на территории 250 больших, средних и малых муниципальных образований. Более половины местных администраций (55 %) уже создали все необходимые предпосылки для реализации экологического жилья, еще 10 % собираются это сделать в ближайшем будущем и лишь 35 % не имеет никакой программы энергосбережения на подведомственной территории. Среди администраций, которые уже разработали систему мер поощрения экологического строительства, наибольший процент (28 %) предусматривает скидки при начислении лицензионных сборов на урбанизацию, 21 % предлагает так называемое объемное стимулирование или, иначе говоря, право на увеличение полезной площади застройки, 16 % устанавливает «связанное» формирование, т. е. экостроительство как обязательное условие получения концессии на застройку определенных участков, 12 % устанавливает снижение ставки Ici (итал.: муниципальный налог на недвижимость) и еще 12 % предоставляет льготное финансирование по результатам соответствующих конкурсов. Среди администраций, которые положительно рассматривают перспективы экостроительства и решают сейчас вопрос о конкретных приоритетах, фаворитом представляется программа скидок при начислении лицензионных сборов на урбанизацию (ее выбирают 44 % опрошенных), за ней следуют снижение ставки Ici (35 %), «связанное» формирование (34 %), объемное стимулирование (32 %), целевые конкурсы (29 %) и другое (5 %). На вопрос, что мешает осуществлению мер поощрения экостроительства, 46 % опрошенных муниципальных образований в первую очередь сослалось на ограниченность финансовых средств. Следующей основной проблемой для 41 % администраций является отсутствие персонала и/или специальной подготовки, 35 % затрудняются с определением, какие именно характеристики следует поощрять, 24 % отметили недостаточную проработку нормативной документации и, наконец, 14 % испытывают градостроительные сложности.

Заключение

В Италии на весь строительный комплекс по сумме производственной деятельности и эксплуатации строительных объектов приходится около 30 % общей энергетической потребности страны и, следовательно, производимого угольного ангидрида. И корректирующие меры имеют здесь фундаментальное значение для выполнения требований Киотского протокола. Вслед за распространением принципов экологичности в градостроительстве растет число муниципальных образований, берущих на вооружение современные градостроительные методики, технологии, процедуры и приемы, способствующие оздоровлению окружающей среды. В этой связи строительный регламент как нормативный документ представляется идеальным инструментом, при помощи которого местная администрация имеет возможность регулировать строительную деятельность на своей территории и формировать необходимую городскую политику в этом контексте. И, наконец, чтобы новые строительные регламенты успешно применялись, важно, чтобы в их составлении активно участвовали широкие круги гражданского общества, непосредственно занятые в строительной сфере, такие как профессиональные ассоциации, отраслевые группы, союзы предпринимателей, экологические организации и профсоюзы.

 

Перепечатано с сокращениями из журнала «Cda». 2006. № 5. С. 58–63.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №5'2006

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования



Кондиционирование, отопление, вентиляция

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте