Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Москва - город рационального водопользования

В жизни мы очень часто говорим о природе как о венце высшего разума, где все находится в гармонии и имеет рациональное начало. Подражать и следовать природе человеку крайне необходимо, особенно при создании или совершенствовании искусственных инженерных систем.

Pic

К сожалению, не всегда создатели инженерных систем учитывают фактор рациональности, присущий природе, особенно при проектировании и строительстве крупных городов.

Сегодня Москву нужно рассматривать как крупнейшего потребителя энергетических и водных ресурсов.

Достаточно сказать, что ежесуточно для целей только хозяйственно-питьевого водоснабжения используется около 6 млн. м3 воды, при этом потребление электроэнергии составляет 4,4 млн. кВт·ч/сут или 1,6 млрд. кВт·ч в год (в т. ч. и на канализацию).

В этих условиях разработка стратегии управления водопотреблением является одной из важнейших задач, в основе которой лежит выработка правил и приемов, обеспечивающих экономически эффективное достижение цели, т. е. с минимальными издержками обеспечить необходимое количество воды для потребителей.

Что же произошло в городе за последние 10-15 лет с точки зрения потребления ресурсов? Может ли Москва действительно стать городом рационального водопользования? Сразу следует оговориться и сказать, что под рациональным водопользованием мы понимаем такую систему, при которой существуют обоснованные экономические уровни потерь воды и когда рост объемов промышленного производства происходит при одновременном снижении расхода воды на единицу продукции.

Таблица 1
Динамика изменения подачи питьевой воды
Год 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
Среднесуточная подача питьевой воды,тыс. м3 6524,2 6333,8 6002,3 5666,4 5409,2 5233,2 5128,5
Изменение уровня подачи по сравнению с предыдущим годом, % +0,9 -2,9 -5,2 -5,6 -4,5 -3,3 -2,0

Специалисты-практики в области управления утверждают, что невозможно устранить реальные потери в больших распределительных системах. Поэтому должна быть некоторая величина "неизбежных годовых потерь", которые достигаются при текущем рабочем давлении, если бы не было финансовых и экономических ограничений. Но это тема отдельной статьи. Теперь перейдем к анализу потребления водных ресурсов.

Действительно, только за последние 5 лет подача питьевой воды в Москве снизилась на 17,4% и продолжает снижаться в среднем на 2-3% в год (табл. 1).

Анализ водопотребления показывает, что основной причиной сокращения водопотребления являются три фактора:

  • падение объемов промышленного производства;
  • рост стоимости воды;
  • реализация комплекса мероприятий по повышению эффективности водопользования, в т. ч. выполнение инженерных задач по сокращению утечек.

Падение объемов производства происходило, главным образом, из-за отсутствия спроса и невостребованности продукции, особенно в оборонных отраслях, и из-за формирования рыночных отношений в стране. Это можно проиллюстрировать на примере магазинов.

Как только началась приватизация, первые собственники появились у магазинов. Что они сделали? В первую очередь, установили водосчетчики и стали платить не по расчету, а по фактическому водопотреблению. В результате в течение одного года двести крупных магазинов ликвидировали применение питьевой воды на охлаждение оборудования. Эту работу не могли выполнить в советское время на протяжении десятков лет, несмотря на неоднократные постановления Совета Министров СССР, распоряжений министерств и ведомств.

Или другой пример: промышленные предприятия, которые произвели затраты на закупку нового эффективного оборудования, с точки зрения потребления энергоресурсов, сегодня имеют стабильную финансовую ситуацию (например, ЗАО "Московский фурнитурный завод", ММПП "Салют", Первый МЧЗ "Полет", Городские больницы № 36, 72 и т. д.).

Только за 1996-2000 годы промышленные предприятия города сократили потребление воды из городского водопровода на 12%.

Рациональное потребление воды промышленными предприятиями имеет и другой фактор, не менее важный, - экологический, т. е. сокращение сбросов в канализацию сточных вод.

Таблица 2
Изменение водопотребления в учреждениях Комитета
образования после установки водосберегающей сантехарматуры
Школа № Школа №597 Лицей №317 Школа №432 Школа №137
Расход воды до проведения работ, м3/сут 38 14 13,3 21,4
Расход воды после проведения работ, м3/сут 18,5 9,8 8,4 10,9
% изменения 51,3 30 36,8 49,1

Вместе с тем, необходимо отметить еще одну закономерность: при общей тенденции потребления питьевой воды промышленные предприятия стали использовать более дешевые источники водоснабжения для производственных нужд, такие как речная и артезианская вода. Объем водопотребления речной воды увеличился на 11,2%, артезианской - на 5% по сравнению с 1999 годом.

Особое внимание в вопросах рационального водопотребления уделяется учреждениям Комитета образования Москвы. Здесь специалисты "Мосводоканала" занимаются не только установкой современной антивандальной арматуры, но и пропагандой знаний в области экологии, рационального использования воды, а также стоимости водных ресурсов.

В настоящее время из 1 500 школ в 58 установлена антивандальная арматура. При этом произошло сокращение воды практически на 50% (табл. 2).

Можно привести большое количество примеров, когда при реконструкции предприятий промышленного и коммунально-бытового назначения вводится в действие оборудование с меньшим потреблением воды.

Рыночные механизмы, которые хорошо заработали в промышленности, позволили очень быстро привести фактическое потребление к оптимальному за счет ценового фактора, т. е. стоимости воды.

На основании изложенного следует сделать вывод о том, что водопотребление резко сократилось в тех секторах экономики, где отсутствует государственное финансирование. Это подтверждает идею Адама Смита - английского экономиста, пользующегося популярностью и в наше время, что экономика функционирует лучше, если исключить регулирование государством. Смит называл такое функционирование экономики принципом невидимой руки, а роль государства ограничивал функцией ночного сторожа.

Среди бюджетных организаций практически не произошло сокращения потребления воды, т. к. заработная плата персонала в этих организациях не зависит от фактического потребления ресурсов, а система внутреннего потребления водопровода запроектирована и построена по принципу "Чем больше расходуем воды - тем лучше".

В качестве предложения: необходимо перестроить систему финансового обеспечения бюджетных организаций так, чтобы директор школы или главный врач больницы были заинтересованы в реальном сокращении потребления ресурсов и могли расходовать вырученные от сокращения расходов деньги на поощрение специалистов.

Отдельно хотелось бы остановиться на потреблении воды в жилищном секторе. Сразу скажу, что существующая система платы за потребляемые ресурсы по фиксированным нормативам не скоро приведет к реальному сокращению водопотребления.

В рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства на сегодняшний день существует ряд проблемных вопросов. Среди них:

  • вопросы соответствия московского законодательства в коммунальной сфере федеральному;
  • вопросы принадлежности жилищного фонда города и инженерных коммуникаций (собственность);
  • вопросы сверхнормативного потребления ресурсов;
  • вопросы тарифного регулирования;
  • вопросы договорных отношений между ресурсоснабжающими и жилищными организациями и др.

В сложившихся условиях необходим новый механизм взаимодействия ресурсоснабжающих, эксплуатационных и жилищных организаций, который будет экономически заинтересовывать всех участников этого технологического процесса в рациональном потреблении всех ресурсов. Для этого необходимо:

  1. Схему договорных отношений между МГП "Мосводоканал" и теплоснабжающими организациями построить таким образом, чтобы теплоснабжающие организации покупали холодную воду, идущую на подогрев, и, соответственно, в своих расчетах с жилищными организациями, с потребителями учитывали стоимость холодной воды.
  2. Утвердить в установленном порядке методику распределения объемов и стоимости поставленной тепловой энергии, холодной и горячей воды между потребителями на основе показаний приборов учета, установленных на центральном тепловом пункте и (или) на вводе в жилой дом (п. 7 Постановления Правительства Москвы № 1009 от 26.12.2000 г.).
  3. Ввести в действие понятие "технологического аудита", который будет арбитром в вопросах предоставления качественных услуг.
  4. Ввести в действие элементы конкуренции, т. е. произвести частичную демонополизацию тепловодоснабжающих организаций ("Мосэнерго", "Мосводоканал", "Мостеплоэнерго", "Мосгортепло").
  5. Разработать по каждой ресурсоснабжающей организации план по снижению затрат.
  6. Привлекать жителей по месту жительства к вопросам рационального использования воды, информировать каждого жителя, чтобы в их лице получить настоящих помощников.

Все это позволит сделать наш город городом рационального потребления ресурсов.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №4'2001

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования



Кондиционирование, отопление, вентиляция

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте