Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 107-91-50 ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"

АВОК ассоциированный
член
...
Реклама ООО "Катюша" | ИНН 1659212383 | Erid: 2VtzquyHfbr
Summary:

Реформа теплоэнергетики жилищно-коммунального хозяйства

Описание:

Проблема энергосбережения занимает центральное место в деятельности НП «АВОК». Более 250 предприятий, институтов и организаций – коллективных членов НП «АВОК» – успешно реализуют на российском рынке самые современные отечественные и зарубежные технологии, оборудование и материалы для энергосбережения в инженерных системах.

Концепция научно-методологического сопровождения реформы теплоэнергетики жилищно-коммунального хозяйства

 

Проблема энергосбережения занимает центральное место в деятельности НП «АВОК». Более 250 предприятий, институтов и организаций – коллективных членов НП «АВОК» – успешно реализуют на российском рынке самые современные отечественные и зарубежные технологии, оборудование и материалы для энергосбережения в инженерных системах.

Наши специалисты не только хорошо разобрались с передовыми энергосберегающими технологиями, но и построили сотни «пилотных» объектов, по уровню энергоэффективности не уступающих достижениям технически развитых стран.

Стереотип технологической отсталости энергосбережения в стране по отношению к теоретическим исследованиям и сильной инженерной школе остался в прошлом.

Объявленная реформа ЖКХ декларирует одной из своих главных целей энерго- и ресурсосбережение и, соответственно, на его основе снижение бюджетного бремени дотаций населению за коммунальные услуги.

В конце текущего года Минпромнауки РФ планирует провести открытый конкурс предложений по реализации научного сопровождения важнейших инновационных проектов, в том числе по разработке и тиражированию энергосберегающих технологий для реформирования ЖКХ. Целью и результатом этого проекта должно стать создание и организация производства широкого типоразмерного ряда энергосберегающего оборудования и на этой основе тиражирование типовых решений по тепло- и энергообеспечению ЖКХ с экономией до 30 % топливно-энергетических ресурсов, научно-технологическое обеспечение реформы системы энергосбережения ЖКХ. На выполнение указанной научно-технической проблемы правительство предполагает выделить значительные финансовые средства.

Очень не хотелось бы, чтобы эту работу постигла участь федеральных и отраслевых программ энергосбережения 1980–90-х годов.

Конгломераты разработок десятков и сотен институтов и предприятий с показателями энергосбережения в 20–40 %, полученными на экспериментальных и «пилотных» образцах, пылятся на полках министерств и ведомств. Экономия топлива, полученная перемножением «пилотной» эффективности на масштабы внедрения разработок на широких просторах нашей страны, превышает полмиллиарда тонн условного топлива в год. И тем не менее, энергоемкость ВВП в стране по отношению к 1990 году выросла более чем на 20 % и уступает странам Запада в 3–3,5 раза, а Японии более чем в 5 раз [1, 2].

НП «АВОК» была сформирована концепция научно-методологического сопровождения реформы теплоэнергетики в ЖКХ, основные положения которой предлагаются вниманию читателей журнала.

При разработке концепции использованы материалы и исследования ряда ведущих специалистов в области тепло- и энергосбережения [1–7].

Концепция включает семь основных блоков (см. схему).

Концепция научно-методологического 
сопровождения реформы теплоэнергетики ЖКХ

(подробнее)

Концепция научно-методологического
сопровождения реформы теплоэнергетики ЖКХ

1. Формирование научных основ интеллектуальной системы теплоснабжения

Этот блок посвящен выявлению и исследованию функциональных связей всех элементов системы теплоснабжения от источников тепла через тепловые сети и регулирующие пункты к системам теплопотребления. Алгоритм оптимизации всей системы теплоснабжения и составляющих ее элементов позволит выстроить приоритетную структуру задач повышения энергетической эффективности, надежности теплоснабжения региона с учетом климатических особенностей, топливного баланса, экологической ситуации, включая не только теплофизические, но экономические и социальные аспекты. Термин «интеллектуальная система» предполагает высокий уровень контроля и функциональной управляемости системы и ее элементов. К сожалению, попытки найти «ключевое звено» в цепи и «вытянуть» за него систему из кризиса до сих пор успеха не приносили. Достаточно проанализировать компанию по установке приборов учета тепла в ЖКХ. Во многих регионах без построения современной учетно-биллинговой системы и соответствующей нормативно-правовой базы показания приборов в коммунальном секторе оказались никому не нужными, а затраты на их устройство легли в графу убытков. Другой пример – массовый переход в жилищном строительстве на металлопластиковые стеклопакеты без рациональной организации приточно-вытяжной вентиляции потребовал устройства мощных вытяжных механических систем вентиляции, поглотивших весь эффект энергосбережения, добавив перерасход электроэнергии.

Результатом исследований первого блока будут не только модели построения энергоэффективных систем теплоснабжения с соответствующим программно-расчетным обеспечением, но и алгоритмы движения к ним в условиях ограниченных финансовых и временных ресурсов.

Другим важным результатом должен стать научно-обоснованный прогноз изменения структуры теплоснабжения в стране и востребованности современных технологий, оборудования и материалов.

2. Методологическое обеспечение нормативно-правовой базы

Нет необходимости говорить о слабости нормативно-правовой базы, регулирующей отношения субъектов теплоснабжения. В стране нет регионов, где можно было бы корректно свести баланс производства и потребления тепла. Практически повсеместно производителями тепла и перепродавцами продается тепла больше, чем реально поставляется потребителю. Законодательная практика, предусматривающая, что между жителями и поставщиками тепла действует договор, не оформляемый в письменной форме, по существу делает потребителей тепла бесправными.

В настоящее время тормозом энергосбережения является естественное стремление производителей и перепродавцов тепла продать больше своего товара и получить дополнительную прибыль.

Противоречие ведомственных интересов приводит к тому, что муниципальному теплоснабжению выгоднее загружать квартальные котельные, чем

принимать в общую магистраль дешевое тепло от ТЭЦ, находящихся в ведении РАО «ЕЭС России».

Коммерческим структурам выгоднее строить автономные источники и отсоединяться от централизованного теплоснабжения, снижая его рентабельность.

Масштабы бесконтрольности и «непрозрачности» отношений субъектов рынка теплоснабжения трудно представить. Один только пример – руководители ГУП ДЭЗ «Преображенское» в 2001 году на основе приборного учета тепла и энергетического мониторинга доказали стоимость реально поставленного тепла в 4 млн руб. против 6,5 млн руб., выставленных поставщиками тепла, а кроме того, на 1,5 млн руб. предъявили штрафные санкции за нарушение нормативных параметров теплоснабжения [6].

Нетрудно предположить, что значительная часть роста энергоемкости ВВП в стране приходится не на технические факторы, а на разгильдяйство и жульничество.

Результатом исследований второго блока концепции должны стать методические разработки, обеспечивающие объективность информации и «прозрачность» системы теплоснабжения ЖКХ:

- модель паспорта теплоснабжения региона;

- учетно-биллинговая система теплоснабжения;

- модель программы перспективного развития теплоснабжения региона.

Строительство новых и реконструкция существующих объектов теплопотребления, строительство и реконструкция источников и сетей теплоснабжения должно осуществляться в соответствии с утвержденной местной властью программой, планом или схемой развития теплоснабжения. Приоритетом такой программы должно стать повышение эффективности существующей инфраструктуры теплоснабжения.

Первым этапом формирования программы развития системы теплоснабжения региона должна стать ее паспортизация.

Паспорт системы теплоснабжения региона включает в себя:

- генплан населенного пункта с нанесением источников теплоснабжения, тепловых сетей, объектов теплопотребления, коммуникаций (электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, канализация, транспортные коммуникации);

- экологическую карту местности с характеристикой атмосферных, почвенных и водных загрязнений;

- характеристику топливно-энергетических ресурсов теплоснабжения региона;

- характеристику тепловых источников;

- характеристику тепловых сетей, тепловых пунктов, систем учета тепловой энергии и воды;

- характеристику объектов теплопотребления;

- топливно-энергетический баланс региона, включающий динамические характеристики теплопроизводства, теплопотребления, непроизводительных потерь тепла и теплоносителя;

- отчет о бюджетных, инвестиционных показателях, включая показатели рентабельности, объема дотаций и неплатежей, характеристику тарифов на тепловую энергию;

- характеристику учетно-биллинговой системы платежей за тепловую энергию;

- структуру системы управления и эксплуатации региональной системы теплоснабжения.

Паспортизация системы теплоснабжения позволяет перейти к перспективной программе развития теплоснабжения региона. Такая программа, как правило, должна соответствовать и дополнять схему развития генплана населенного пункта.

Следует обратить внимание, что развитие системы теплоснабжения региона должно быть не вторичным по отношению к генплану, а должно разрабатываться совместно с ним как функционально связанные элементы.

Резервы тепловых мощностей, компактность застройки, экология местности, высота, форма и ориентация зданий, сочетание производственных и селитебных зон – вот далеко не полный перечень факторов взаимного влияния схемы теплоснабжения и генплана.

Программа развития теплоснабжения должна решать две основные проблемы:

- повышение эффективности существующей инфраструктуры теплоснабжения, включая реализацию резервов энергосбережения на всей цепочке: источник – сети – потребитель;

- строительство новых источников теплоснабжения и коммуникаций.

Как правило, программа формируется на длительный период (10–20 лет) и разбивается на несколько этапов, в том числе и с учетом сроков полномочий администрации. В большинстве случаев первый этап программы – антикризисный, направленный на принятие чрезвычайных мер по преодолению негативных тенденций в комплексе теплоснабжения.

По своей структуре программа повторяет основные разделы паспорта теплоснабжения региона, прогнозируя изменения объемов теплопроизводства и теплопотребления, структуры топливно-энергетических ресурсов, планируя реализацию резервов энергосбережения с учетом их приоритетности по срокам окупаемости, устраняя недостатки в сфере управления и эксплуатации, совершенствуя тарифную политику и учетно-биллинговую систему.

Таким образом, важнейшим элементом программы становится механизм вариантных технико-экономических обоснований. Обязательным элементом программы является обучение и переподготовка специалистов как в сфере управления, так и в сфере эксплуатации систем теплоснабжения; развитие информационных технологий.

Разработанные модели могут стать методологической основой территориальной нормативно-правовой базы.

3. Малозатратные технологии повышения энергетической эффективности и надежности теплоснабжения

Уже упоминалось, что в стране накоплен достаточный опыт реализации современных энергоэффективных

технологий теплоснабжения. Но этот опыт охватывает сравнительно небольшой объем объектов «коммерческого» заказа и еще меньший – сферы ЖКХ, не более 2–3 % сектора теплоснабжения. Страна просто не располагает финансовыми ресурсами, чтобы пустить «под бульдозер» десятки тысяч изношенных котельных, сотни тысяч километров «гнилых» теплосетей, миллионы теплорасточительных зданий и заменить их энергоэффективными. Это так называемая сфера капитальных и аварийных ремонтов теплоснабжения, в первую очередь нуждающаяся в тиражируемых научно-технических разработках. Не секрет, что эту сферу еще называют черной финансовой дырой, поглощающей значительную часть и федерального, и местного бюджетов. Эффективность этих финансовых вложений крайне низкая.

Реконструировать котельную означает обеспечить ее соответствие действующим СНиПам, в которых серьезно повысились требования и к резервированию оборудования, и к энергоэффективности, и к экологии.

Не располагая столь значительными ресурсами, хозяйственник, по существу, лишен возможности поэтапной модернизации котельной и вынужден «латать» прохудившиеся, снятые с производства котлы, перематывать обмотки двигателей насосов. И так из месяца в месяц, из года в год. Еще более парадоксальная ситуация с аварийными ремонтами теплосетей, число которых выросло в 10 раз. Зачем делать качественный ремонт, если авария – источник стабильной зарплаты ремонтных служб, так как финансирование осуществляется из защищенной статьи бюджета на чрезвычайные ситуации.

Тиражирование современных малозатратных технологий повышения энергоэффективности и ресурса действующих объектов теплоснабжения может принести самый ощутимый результат в экономии энергоресурсов.

Разработка параметрических рядов энергоэффективного теплоэнергетического оборудования по своим габаритным показателям и входящим характеристикам, соответствующим данным изношенного и выводимого из эксплуатации оборудования позволит повысить КПД котельных с 50–60 до 85–90 % при затратах в 3–5 раз меньших, чем полная реконструкция котельных.

Оперативная диагностика состояния тепловых сетей и адекватная ей санация критических участков позволит планомерно повышать общую надежность теплоснабжения при значительном сокращении затрат на аварийные ремонты.

Десятки таких технологических решений методологически увязываются в комплексную малозатратную программу модернизации эксплуатируемого фонда теплоснабжения ЖКХ с учетом специфики каждого региона.

4. Инновационные технологии, оборудование и материалы для теплоснабжения

Этот блок программы посвящен научно-техническому сопровождению постановки на серийное производство высокотехнологичного энергосберегающего оборудования и материалов. К сожалению, тысячи отечественных предприятий, занятых в производственном комплексе теплоснабжения, в основной своей массе не конкурентоспособны по качеству и энергоэффективности с западными производителями. Вместе с тем, определился круг в несколько десятков предприятий, которые обладают современной высокопроизводительной технологической оснасткой, с серьезными инвестиционными намерениями в области теплоэнергетики.

Эти предприятия не просят средства на модернизацию производства и освоение новой продукции; им нужна научно-техническая поддержка в части определения номенклатуры и технических характеристик нового серийного оборудования мирового класса, предложения по интеграции с ведущими фирмами по комплектующим изделиям, прогноз востребованности этой продукции, нормативно-техническое лоббирование продвижения продукции на рынок страны и за рубеж.

Необходимо принимать во внимание, что «традиционный советский» путь постановки продукции на производство в 5–10 лет неприемлем для объявленной реформы ЖКХ. Также следует учитывать, что в зависимости от емкости рынка есть минимальный конкурентоспособный порог серийности продукции. Так, например, по оценкам экспертов, нижний порог конкурентоспособности технологии в производстве современных котлов малой мощности (20–35 кВт) – конвейер производительностью 50–70 тыс. шт. в год.

Предполагается, что научно-техническая поддержка может быть оказана 2–3 лидирующим предприятиям в каждом из 20 основных направлений теплоснабжения ЖКХ.

5. Интеграция передовых зарубежных технологий в отечественное теплоснабжение

Первый опыт масштабных инвестиций западных фирм в организацию производства энергосберегающего оборудования мирового уровня в нашей стране трудно переоценить.

Шведская технология производства пластинчатых теплообменников на заводе «Альфа Лаваль Поток» в Подмосковье, датские линии производства термостатических элементов на заводе «Данфосс» в Москве, производство газовых инфракрасных излучателей по немецкой технологии фирмы «Шванк» в Тюмени (совместное предприятие «Сибшванк») – примеры интеграции в отечественное теплоснабжение высоких технологий в самые кратчайшие сроки.

Представляется целесообразным привлечение в страну западных инвестиций и технологических разработок высокой энергетической эффективности по 15–20 направлениям, которые в различных пределах в короткие сроки могли бы восполнить технологические провалы отечественного производства для теплоснабжения и одновременно создать здоровую конкурентную среду.

Отбор этого оборудования и научно-техническая доработка и адаптация с учетом технологической специфики российского теплоснабжения – одна из важнейших задач программы развития теплоснабжения в России.

Следует подчеркнуть, что речь не идет о какой-либо дискриминации отечественных производителей, а предлагается разумная сбалансированная интеграция передовых отечественных и зарубежных технологий.

6. Реализация и мониторинг региональных программ развития теплоснабжения и реформы ЖКХ

Из 89 регионов страны лишь в 29 предприняты попытки разработать программы энергосбережения в ЖКХ.

В стране уже накоплен большой опыт реформирования ЖКХ на региональном уровне, причем далеко не всегда положительный.

Без анализа и обобщения практики энергосбережения в регионах формирование стратегии развития теплоснабжения в ЖКХ не представляется возможным.

Критериями эффективности научно-методологического обеспечения реформы систем энергосбережения ЖКХ могут служить только практические результаты работы в регионах.

По нашему мнению, основные усилия в апробировании предлагаемого комплекса разработок должны быть направлены в поддержку программы реформирования 3–4 «пилотных» регионов.

Такие предложения из регионов, подкрепленные инициативными программами, поступают в НП «АВОК».

7. Формирование системы обучения и пропаганды энергосбережения в ЖКХ

Этот блок программы предусматривает полный комплекс информационно-пропагандистских и обучающих мероприятий по распространению и тиражированию методических материалов, эффективных наработок по технологиям, оборудованию и материалам.

В НП «АВОК» сформирован пакет предложений, включающий более 60 тем по всем блокам данной концепции.

Президиум НП «АВОК» принял решение о формировании в 2002 году научного комитета по проблемам теплоснабжения.

Мы будет благодарны нашим читателям за конструктивные предложения по совершенствованию концепции.

Самым внимательным образом будут рассмотрены предложения по энергоэффективным технологиям теплоснабжения.

С 1993 года НП «АВОК» два раза в год организует традиционные конференции-выставки «Москва – энергоэффективный город»

НП «АВОК» выступил одним из организаторов Европейского симпозиума «Современное энергоэффективное оборудование для теплоснабжения и климатизации здания» (Москва, май 2002 года)

Литература

  1. Катренко В. С. Добиваться энергоэффективности помогут законы: Сб. докл. межд. симп. «Энергоэффективная экономика – основа устойчивого развития России в ХХI веке». М., 2001.
  2. Матвеев В. А. Энергоэффективность – ключевая задача российской экономики: Сб. докл. межд. симп. «Энергоэффективная экономика – основа устойчивого развития России в ХХI веке». М., 2001.
  3. Львов Д. С., Некрасов В. С. Современные проблемы энергосбережения в России: Сб. докл. межд. симп. «Энергоэффективная экономика – основа устойчивого развития России в ХХI веке». М., 2001.
  4. Мастепанов А. М. О федеральной политике в области энергоэффективности: Сб. докл. межд. симп. «Энергоэффективная экономика – основа устойчивого развития России в ХХI веке». М., 2001.
  5. Национальный доклад «Теплоснабжение Российской Федерации. Пути выхода из кризиса»: – Книга 1. «Реформа системы теплоснабжения и теплопотребления Российской Федерации». – Книга 2. «Рекомендации по разработке региональных и муниципальных программ развития теплоснабжения». – Книга 3. «Альбом инженерных решений энергоэффективных систем теплоснабжения». М., 2002.
  6. Подберецкая Т. Г. Опыт реализации программ энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве на примере ГУП ДЕЗ района «Преображенское»: Сб. докл. межд. симп. «Энергоэффективная экономика – основа устойчивого развития России в ХХI веке». М., 2001.
  7. Мероприятия по энергосбережению в топливно-энергетическом комплексе г. Москвы на 2002–2005 гг. и на период до 2010 г. (проект подготовлен ЭЦ ГАЗЭНЕРГО), Москва, 2002 г.

Тел. (095) 482-3810

Поделиться статьей в социальных сетях:

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.

Статья опубликована в журнале “АВОК” за №6'2002



Статьи по теме

Реклама на нашем сайте
...
ООО «Арктика групп» ИНН: 7713634274 erid: 2VtzqvPGbED
...
Реклама / ООО «ИЗОЛПРОЕКТ» / ИНН: 7725566484 | ERID: 2Vtzqw8FGZ4
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Реклама на нашем сайте
...
реклама ООО «ВЕНТЕХ» / ИНН: 6825007921 / Erid: 2Vtzqux3SzJ
Онлайн-словарь АВОК!