Кто так строит?
Who builds like this?
A. N. Kolubkov, irector of LLC PPF AK,Vice President of NP ABOK
Keywords: regulatory technical basis, code, safety, design works, project specific technical specifications
Housing construction is one of those rare cases, when supply breeds design codes rather than demand. And since their quality is far from perfect, this is where the source of problems with newly built buildings has to be tackled. When a building is commissioned or during its further operation owners of new modern housing criticize almost all stages and aspects of construction, as evidenced by numerous testimonies from witnesses of the situation. It feels that instead of making p eople's life easier purchase of new housing complicates everything and just brings new problems. How to resolve the problem with quality of construction?
Строительство жилья – тот редкий случай, когда предложение рождает прежде всего не спрос, а своды правил. А поскольку их качество оставляет желать лучшего, то истоки проблем строящихся зданий нужно решать прежде всего в них. При сдаче дома или его дальнейшей эксплуатации, у собственников нового современного жилья вызывают нарекания почти все стадии и аспекты строительства, и тому доказательство многочисленные свидетельства очевидцев происходящего. Складывается устойчивое ощущение, что покупка нового жилья на первичном рынке, призванная облегчить жизнь людям, наоборот только все усложняет и лишь добавляет им проблем. Как решить проблему качества строительства?
Кто так строит?
Объемы жилищного строительства в РФ растут вопреки всему, включая пандемию. Жилищное строительство, финансирование которого на 97 % обеспечивается населением, – локомотив развития экономики страны. Приобретение населением построенного жилья, а также услуг ЖКХ приносит ежегодно от 8,0 до 8,5 трлн рублей за счет роста в том числе объемов производства строительных материалов, развития сети дорог, роста продаж мебели, бытовой техники, текстиля, домашней утвари и развития ЖКХ в целом, включая автономные инженерные системы и оборудование. Например, годовой оборот сферы ЖКХ составил в прошлом году более 5,4 трлн рублей. Но при этом проблемы отрасли – незавершенность реформ при слабой платежеспособности населения, которое оплачивает 86 % услуг ЖКХ, затрудняющая введение механизмов привлечения внебюджетных инвестиций; неразвитость институтов ответственных собственников жилья и ТСЖ, управляющих компаний; дефицит профессиональных кадров – не решаются.
Жилищный рынок в цифрах
Большой проблемой строительного бума является снижение во вновь строящихся МКД средних размеров квартир с 81 м2 в 2000 году до 49,9 м2 в 2020-м. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя России - 26,3 м2 - отстает от уровня ряда стран: Польши (27 м2), Армении (31,9 м2), Франции (40 м2), Китая (40,8 м2), Германии (47 м2), США (70 м2). По прогнозу, численность населения России к 2040 году уменьшится до 130 млн чел. Поэтому при существующей средней обеспеченности и среднем размере семьи 3–3,5 человека средний размер квартир в МКД необходимо поддерживать на уровне не менее 79–92 м2 при одновременном снижении их стоимости. Иначе не решается задача поддержки демографического развития населения, установленная в решениях Президента Российской Федерации. Сначала Росстат пересмотрел итоги 2020 года, изменив минус на плюс, теперь сообщил об увеличении объемов ввода жилья в первом квартале сразу на 15 % в годовом выражении.
Темпы роста ввода домов ИЖС в 5–6 раз превышают общие темпы роста жилищного строительства. До 66 % населения страны желает приобретать дома ИЖС.
Проблемы строительной отрасли
Проблемы в строительстве и ЖКХ в целом – незавершенность реформ, задержка реальных реформ системы ценообразования и системы технического регулирования, сохранение и наращивание административных барьеров, тормозящих развитие экономики страны.
В первом квартале 2021 года в стране было сдано в эксплуатацию 228 тыс. квартир в многоквартирных и жилых домах, включая построенные населением, общей площадью жилых помещений 17,8 млн м2. По сравнению с первым кварталом 2020-го объемы ввода жилья увеличились на 15,4 %, сообщил Росстат. Одновременно с этим две трети россиян (68 %) «ни при каких обстоятельствах» не готовы приобретать у застройщика жилье, которое пока не достроено. Кроме того, региональные сводки новостей и телерепортажи, посвященные авариям, прорывам труб, обрушениям фасадов, потолков в новостройках, все чаще наводят на мысль, что даже уже готовая новостройка может преподнести неприятный сюрприз. 90–95 % новостроек страдают такими «болезнями», как различные недоделки и браки – это подтверждается исками об устранении недочетов, допущенных при строительстве.
Чаще всего собственники и жильцы новых квартир – около 80 % случаев – замечают недостатки оконных блоков, примерно 50 % жалуются на протечки кровли, промерзание стен, около 40 % жалоб касаются нарушений вентиляции в многоквартирном доме и, как следствие, в квартире, около 60 % жалуются на качество черновой отделки, 90 % – на проблемы с цементной стяжкой, часты жалобы на разгерметизацию швов. И это еще не весь список. В результате даже однокомнатная квартира может потребовать ремонтных работ примерно на 1 млн рублей для устранения проблем со звукопроницаемостью и гидроизоляцией, утепления, выравнивания стен и пола, замены оконных блоков и прочего «по мелочам». Причина всегда одна – «экономия». Она начинается с этапа проектирования и заканчивается использованием более дешевых материалов, привлечением не всегда квалифицированных рабочих, что вместе с нарушением технологических процессов приводит к серьезным проблемам. Каждая конкретная новостройка – сюрприз в коробке, при том что многие уважающие себя застройщики ведут даже прямую трансляцию этапов строительства.
По данным на декабрь 2019-го, за последние два года к застройщикам подано около 3,7 тыс. исков о нарушении требований к строительству, по которым с компаний взыскано более 6,5 млрд рублей. Причем суды для решения таких споров пользуются положениями закона «О защите прав потребителей» и в подавляющем большинстве случаев выносят положительное решение о взыскании неустойки с застройщика. Были случаи, когда общая сумма взысканных на основании решений судов неустоек и штрафов в 1,5 раза превышала стоимость квартиры. А подобные ситуации негативно сказываются на финансово-хозяйственной деятельности застройщиков и их устойчивости, особенно в условиях перехода на проектное финансирование.
Конечно, нет ничего плохого в том, что покупатели, заплатившие за качественное жилье, обращаются к юристам, чтобы добиться восстановления своих прав. Но зачастую эти недочеты не носят масштабного характера и могут быть устранены без суда. Причем претензию покупателя застройщик должен по закону рассмотреть за 10 дней, после этого включается счетчик неустойки. Суды взыскивают с застройщиков по 1 % от стоимости всей квартиры, а не выявленного недостатка, за каждый день просрочки удовлетворения требования потребителя в добровольном порядке. А учитывая, что на суд с апелляцией и кассацией в среднем уходит 6–8 мес., неустойка получается больше, чем стоимость самой квартиры. Плюс к этому с застройщика взыскивается штраф в размере 50 % от суммы, присужденной потребителю. В 95 % случаев дела завершаются в пользу потребителей. Для сравнения, в сфере коммунальных услуг этот показатель составляет 79 % случаев, в сфере медуслуг – 76 %. И значит, в сфере строительства жилья не все так гладко и застройщики объективно нарушают права потребителей.
Безусловно, застройщики не ангелы, поэтому нужно выстраивать нормативно-правовую базу таким образом, чтобы строящиеся здания соответствовали ожиданиям потребителя и обеспечивали безопасность пользования. В правительстве между тем взят курс на сокращение административных барьеров в строительстве и развитие цифровизации – это, по мнению властей, позволит сэкономить около 2 трлн рублей в год. Как уточняется, чтобы улучшать качество жилищного строительства, надо еще больше совершенствовать продукт и сервис, развивая здоровую конкуренцию между застройщиками.
В России в последние годы появляются неплохие жилые комплексы, их становится все больше, причем квартиры в них не стоят каких-то заоблачных денег. Проблема в том, что девелоперам выгоднее всего строить именно многоэтажки без какой-либо инфраструктуры. А чиновники, которые привыкли согласовывать любые «хотелки» своих друзей-застройщиков, не хотят ничего менять. Поэтому в ближайшее время многоэтажки никуда не исчезнут. Более того, в России существует нацпроект, согласно которому две трети жилья, возводимого с 2019 по 2024 годы, должно быть многоэтажным. При этом многоэтажки дороги в строительстве и эксплуатации. «Потери» площади на незадымляемые лестницы, лифтовые шахты, коридоры, места для коммуникаций составляют до 30–35 %. На строительство этих площадей надо потратить ресурсы, но их невозможно продать.
К сожалению, в России совсем не учитывается стоимость здания за время всего жизненного цикла, хотя на проектирование и стройку тратится в среднем всего 20 % от общих затрат на здание за все время его жизни. Остальные расходы – на эксплуатацию, ремонты и утилизацию материалов. Если учесть все затраты, получится, что строительство многоэтажек – это трата огромных ресурсов сегодня и закладывание мины под будущие поколения.
Строительство жилья – тот редкий случай, когда предложение рождает прежде всего не спрос, а своды правил. А поскольку их качество оставляет желать лучшего, истоки проблем строящихся зданий нужно искать в первую очередь в них.
При сдаче дома или его дальнейшей эксплуатации у собственников нового современного жилья вызывают нарекания почти все стадии и аспекты строительства, и тому доказательство многочисленные свидетельства очевидцев происходящего. Складывается устойчивое ощущение, что покупка нового жилья на первичном рынке, призванная облегчить жизнь людям, наоборот, только все усложняет и лишь добавляет проблем.
Как решить проблему качества строительства?
Прежде всего – требованиями безопасности проживания, которые должны соблюдаться всеми участниками процесса.
Проектировать такой объем строительства тоже кому-то нужно, но такое количество проектировщиков одномоментно в стране не появится. Некоторые регионы пытаются представить проекты, разработанные полвека назад и не имеющие никакого отношения к реальности. Еще одна проблема – проектируют одни, строят другие, пуском, наладкой и эксплуатацией занимаются третьи. Это приводит к тому, что за неудачи при запуске проекта не отвечает никто.
За последние 15 лет мы видели уже пять глобальных попыток реформирования структуры нормативно-технической документации в строительстве – слишком много для отдельно взятой страны и отрасли. Выросло целое поколение проектировщиков, у которых принцип избирательности применения положений СП стал нормой, и целое поколение молодых экспертов, которые выполняют анализ проектной документации по этому принципу. Все остальное, важное для развития отрасли, повышения качества проектирования и надежности строительства, остается без должного внимания. Естественно, что данное положение никого из проектного сообщества не устраивает.
Проектировщики люди творческие, но в то же время стоящие на букве закона, норм и правил. В последние годы появилось столько нормативных актов, постановлений правительства, технических регламентов, правил, утвержденных правительством, сводов правил, актуализированных СНиПов, национальных стандартов, СанПиНов, сводов правил по пожарной безопасности и т. п., что проектировщику легко заблудиться. Вопрос: кому это нужно? Кто-то целенаправленно разрушает проектное дело, образуя вокруг него замкнутый круг? Но самое главное, что многие нормативные документы не стыкуются между собой. Такое впечатление, что нормы и правила пишут бесконтрольно все, кто захочет. В данный период необходимо наличие целостности нормативных документов без деления их на части обязательного и добровольного применения.
К сожалению, проблема нормативно-технической базы в России не решается десятилетиями. Постоянно рождаются стратегии развития, концепции, дорожные карты, но, по сути не имея выстроенной структуры нормативно-технической документации на весь жизненный цикл зданий, они ни к чему на приводят, а только меняют друг друга с завидной цикличностью.
Очередной, свежий повод к развитию НТД – переход на еврокоды. Уже несколько раз пытались это сделать, поняли, что не нужно, что мы – страна с другим климатом, другим укладом, но раз за разом упорно предпринимаются попытки их внедрения. Что же получится в случае успеха – параллельное существование нескольких систем нормирования? Для чего? Не проще ли возродить на новом уровне свою систему, предшественники которой признаны и развиты многими странами? Мир тесен, и все новое так или иначе все равно фильтруется, примеряется к нашим реалиям квалифицированными специалистами и проектировщиками. Или здесь намечается очередной повод для сотворения нормативных документов за бюджетные деньги?
Если вернуться к квалификации и состоянию дел в проектных организациях, то тут нарастает кризис. Низкое качество образования, смена поколений, развал государственных институтов приводят к соответствующему качеству проектов и, как следствие, построек. Объявлен переход на технологии информационного проектирования. С 1 января по распоряжению правительства все бюджетные объекты должны проектироваться и строиться с учетом этих технологий. А что правительство сделало для этого? Ничего – даже нормативная база не сформирована полностью. А озадачилось ли правительство вопросом, на каком программном обеспечении это будет создаваться? А кто будет обеспечивать защиту информации на импортном ПО? А сколько это будет стоить для проектных компаний? Проблемы здесь огромные. Легально обеспечить рабочее место проектировщика очень дорого – например, ПО Revit обойдется примерно в полмиллиона рублей. А организация? А подписка? А новые ежегодные версии Autodesk? Кого собирается стимулировать правительство? Своего проектировщика или иностранного разработчика ПО?
Очень важный вопрос, который нужно решить на законодательном уровне, – стоимость проектных работ. Почему бы не установить законом, что стоимость проектных работ не может быть, например, меньше расценок, установленных самим государством при проведении тендеров? Найти проектную организацию с меньшей стоимостью проектных работ означает, что чем меньше будет затрачено на проект, тем менее качественные здания будут строиться.
В строительстве происходит то же самое. По тендеру отбираются компании, строящие дома с инженерными системами, которые сразу не будут работать не только в силу низкого качества проекта, но и из-за низкой квалификации строителей. Очень интересно читать в новостях о предложении, например, депортировать принудительно всех мигрантов из соседних стран, работавших на стройках без соответствующих договоренностей между странами, с уплатой соответствующих сумм. Да, деньги государству нужнее, чем качество строительства зданий, где рабочую силу на стройки согласилась поставлять ФСИН.
Очень тревожная тенденция работы Минстроя – «все в угоду бизнесу». Тревожная потому, что цели бизнеса – построить дешево и уйти с прибылью, а покупателя оставить у разбитого корыта – выглядят неприемлемыми для современного общества.
Застройщики уловили момент и начали скоординированные «наезды» на пункты сводов правил, предписывающие осуществлять грамотные энергоэффективные решения, путем организации массы написанных под копирку писем в Минстрой. Такие действия нужно строго пресекать, а не идти на поводу голословных заявлений об удорожании строительства за счет бюджета. Бюджет больше потеряет за счет упущенной выгоды от продажи энергоресурсов и расходов на поддержание затратных проектных решений.
Энергоэффективность в новом строительстве
В течение последних трех лет со стороны Минстроя РФ идет планомерная работа по исключению требований по энергоэффективности из нормативно-правовых актов, подконтрольных указанному ведомству. В частности, в ходе реализации регуляторной гильотины было отменено ПП № 18 и взамен него принято полостью выхолощенное ПП № 2035, не содержащее никаких конкретных требований по энергосберегающим мероприятиям в МКД. Сейчас Минстрой РФ инициировал новую редакцию ПП № 2035, однако и в ней нет требований по применению в строительстве и при капитальном ремонте основных мероприятий по энергосбережению, что идет вразрез с действующим ФЗ № 261 и ФЗ № 384. Аналогичной корректировке подвергаются и приказы Минстроя № 1550 и 399.
Основные положения свода правил (СП 60.13330.2020 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»), содержащие требования по применению энергоресурсосберегающих мероприятий в МКД, проектом ПП № 985 предлагается перевести в категорию требований добровольного применения. Это, во-первых, противоречит обязательным требованиям ФЗ № 261 и 384, а во-вторых, однозначно приведет к полному игнорированию мероприятий по энергоресурсосбережению при проектировании и строительстве.
Энергосбережение невозможно обеспечить в полной мере без включения в этот процесс жителей через их финансовую заинтересованность в снижении коммунальных платежей за использованные ресурсы. В системах электро- и водоснабжения (холодного и горячего) жители органично включены в рациональное использование указанных ресурсов посредством самостоятельного регулирования их потребления по требованию и оплаты за фактический объем потребления ресурса, определяемый по индивидуальным приборам учета. Аналогичная схема включения жителей в процесс энергосберегающего потребления тепловой энергии на отопление предусмотрена и в ФЗ № 261. В указанном законе содержится требование об обязательном применении в МКД приборов индивидуального учета тепла. Однако формулы расчета с жителями за тепло на отопление по индивидуальным приборам учета, прописанные в ПП № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах…», содержат значительные ошибки, приводящие к ситуациям, когда платежи в квартирах, оснащенных приборами учета, оказываются больше, нежели платежи в аналогичных квартирах, не оснащенных такими приборами. Все это приводит к демотивации жителей в вопросе энергосбережения, перерасходу тепловой энергии на здание и социальному напряжению.
Все указанное выше свидетельствует о четко наметившейся тенденции к развороту в сторону практики середины XX века – строительства упрощенных зданий с высоким уровнем энергоресурсопотребления. Фактически это намерение добиться сиюминутного эффекта, снизив сегодняшние затраты за счет увеличения будущих затрат следующего поколения на эксплуатацию таких зданий.
Нормативная база: современная ситуация
Опять приходится вернуться к нормативной базе. Необходимо заканчивать с принципом обязательности-добровольности, который кроме вреда не несет ничего! Создание разных перечней СП в поддержку разных техрегламентов лишь усугубляет ситуацию и ведет к бесконтрольному существованию и развитию параллельной системы нормотворчества в виде СТУ. Это особенно наглядно выражено в проекте нового ПП № 885 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. № 985», когда опять же в угоду бизнесу в сводах правил исключаются из обязательного применения пункты, направленные на энергосбережение, – как следует из пояснительной записки к ПП № 985, по предложениям профессионального сообщества, к которому не отнесены разработчики СП. Кто же эти представители профессионального сообщества? Никто не знает, даже в Минстрое!
Согласно п. 9 ст. 6 ФЗ № 384, «согласованные в установленном порядке специальные технические условия могут являться основанием для включения содержащихся в таких специальных технических условиях требований к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки в национальные стандарты и своды правил, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона».
Что же это за требования, без которых не обойтись?
В работе над пересмотром СП 30.13330.2020 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий» и СП 60.13330.2020 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» Минстроем был представлен пакет из 150 СТУ, которые разработаны в связи с отсутствием (недостаточностью) и необходимостью отступления от обязательных нормативных требований к проектированию с целью включения повторяющихся пунктов в своды правил. Приняты положения 14 СТУ, приняты частично с предложением проведения НИОКР для анализа предложенных мероприятий семь СТУ! Всего принято менее 1 % от общего количества пунктов в данных замечаниях.
Порядка 80 % переписывали без стеснения пункты СП 253.1325800 «Инженерные системы высотных зданий» с мотивировкой, что документ содержит недостаточно требований к проектированию систем водоснабжения. Просто шедевр – в т. ч. и от экспертов МГЭ. Это все равно что сказать «недостаточно слов, чтобы описать красивый закат солнца».
Вот наиболее интересные моменты.
• Система хозяйственного-питьевого (холодного и горячего) водоснабжения жилого здания должна быть зонирована по вертикальным отсекам высотой не более 100 м с тем, чтобы давление воды в каждой зоне не превышало допустимое давление в трубопроводах и оборудовании систем водоснабжения.
• Вытяжные части канализационных стояков допускается размещать на расстоянии менее 4 м от открываемых окон и балконов «Комплекса» при условии очистки воздуха, выбрасываемого из стояков, фильтрами, улавливающими неприятные запахи.
• Стояки систем холодного и горячего водоснабжения (в т. ч. циркуляции), к которым присоединяются санитарно-технические приборы, а также транзитные стояки циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения допускается размещать в шахтах квартир, без доступа к ним со стороны коридора.
• Допускается выполнять соединения оцинкованных труб систем водоснабжения и ливневой канализации зданий на сварке при выполнении требований пунктов 4.2–4.21 настоящих СТУ. Сварочные работы должны выполняться аттестованными сварщиками и специалистами сварочного производства, сварочным оборудованием, материалами и технологиями сварки.
• Для защиты от вредных испарений оксида цинка сварщик обязан работать в респираторе. На лице у него должна быть защитная маска (защитные очки), на руках – резиновые перчатки, снабженные теплоизолирующей тканью. Соединение оцинкованных стальных труб, деталей и узлов сваркой при монтаже и на заготовительном предприятии следует выполнять при условии обеспечения местного отсоса токсичных выделений.
В пределах жилых квартир допускается прокладывать канализационные и водосточные трубопроводы при условии размещения их в шахтах с устройством шумоизоляции, а также соответствия их требованиям законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности.
• Допускается прокладка канализационных трубопроводов, в т. ч. в стенах, в выгороженных шахтах, под потолком с глухой зашивкой, в каналах в конструкции пола помещений рабочих пространств, вестибюлей, диспетчерских и венткамер, обеденных залов, кухонь предприятий общественного питания, торговых залов, складов пищевых продуктов и ценных товаров. Допускается устройство общих систем (в том числе воздуховодов, воздухоприемных устройств наружного воздуха, форкамер, выбросных устройств) приточно-вытяжной противодымной или общеобменной вентиляции для обслуживания разных пожарных отсеков одного класса функциональной пожарной опасности, при подтверждении работоспособности систем и обеспечении нормативных перепадов давления.
• Для систем общеобменной вентиляции помещений квартир (кухни, санузлы, умывальные, душевые, ванные, постирочные, гардеробы) вместо воздушных затворов допускается предусматривать противопожарные нормально-открытые клапаны – на поэтажных сборных воздуховодах в местах присоединения их к вертикальному или горизонтальному коллектору, при этом должен быть обеспечен обязательный доступ к указанным противопожарным клапанам со стороны мест общего пользования (коридоров, холлов, вестибюлей).
Особенно тревожит последнее – то, что системы вентиляции жилых зданий стало допустимо проектировать и строить по принципу офисных зданий при попустительстве МЧС. Очень плохое и небезопасное в пользовании решение.
В итоге «благодаря» СТУ за 2017–2020 годы мы получили тысячи зданий, для которых были согласованы отступления от требований сводов правил, включенных в перечень к ФЗ № 123. Это может привести к очень печальным последствиям. Из-за СТУ мы получили хаос в сфере нормативного регулирования. Некоторые недобросовестные проектировщики и строители фактически превратили СТУ в инструмент «узаконивания» нарушений требований нормативных документов, затыкая таким образом свои огрехи.
Но СТУ не должны согласовывать отступления от нормативных документов по пожарной безопасности! Это ведет к снижению уровня противопожарной безопасности зданий и сооружений. В итоге мы получаем множество зданий, где противопожарная безопасность очень сильно зависит от исправности всех инженерных систем.
Действительно ли в вашем здании все инженерные системы находятся в исправном состоянии?
Думаю, к сожалению, во многих случаях ответ будет отрицательным.
МЧС, согласовывая СТУ, не спешит при разработке и обновлении сводов правил включать туда требования и допущения, согласованные в СТУ. Фактически таким образом создается административный и финансовый барьер для застройщиков, проектировщиков и строителей.
Вот уже несколько лет как МЧС согласовывает возможность не предусматривать в высотных зданиях лестничные клетки типа Н1, заменяя их на лестничные клетки типа Н2 с входом через тамбур с подпором воздуха. Почему при переработке сводов правил (например, СП 1.13130 был переработан в 2020 году) данные допущения не были добавлены?
На сайте МЧС в разделе «Согласование СТУ» присутствует перечень типовых решений, согласованных главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору (https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/uslugi/soglasovanie-stu-dlya-obektov). В списке – такие типовые решения, как проектирование жилых зданий до 100 м, проектирование многофункциональных объектов, проектирование зданий офисов до 75 м, проектирование зданий с двумя подземными этажами и проч.
Для каких-то типовых решений нормативные документы существуют – например, для высотных зданий и сооружений это СП 253.1325800.2016, СП 267.1325800.2016, СП 477.1325800. Однако МЧС все равно согласовывает СТУ на высотные здания, вместо того чтобы отказывать в согласовании СТУ и указывать на необходимость проектирования высотных зданий в соответствии с нормативными документами.
Другие типовые решения МЧС не спешит добавить в существующие нормативные документы или разработать соответствующий документ и включить его в перечень к ФЗ № 123, занимаясь вместо этого конвейерным согласованием СТУ. Чем больше сводов правил по пожарной безопасности, тем больше СТУ согласовывает нормативно-технический совет МЧС.
Казалось бы, чем больше нормативных документов, тем меньше СТУ должно остаться. Но, видимо, это не про пожарную безопасность! Подобный факт логике не поддается, и сравнить его можно только с увеличением цен на бензин при уменьшении цен на нефть.
Во времена СССР все отступления от действующих СНиПов согласовались в организациях, которые эти СНиПы непосредственно разрабатывали. К сожалению, страна изменилась. Все решает бизнес, и зачастую не в пользу соблюдения безопасности эксплуатации зданий.
В настоящее время отступления от нормативных документов согласовываются в МЧС и в Минстрое. Рассмотрением СТУ занимается нормативно-технический совет. Давно назрела необходимость того, чтобы организация, занимавшаяся разработкой нормативного документа, отступление от которого согласовывает МЧС или Минстрой, тоже давала свое заключение или участвовала в нормативно-техническом совете.
Требований безопасности достаточно в действующих нормативных документах, и не надо искать поводов для выявления несовершенства НТД. Проще принять меры к их совершенствованию, но совершенствованию не количественному, чем занимается сейчас Минстрой, а качественному. Хочется надеяться, что разрабатываемые сейчас концепции совершенствования нормативно-технической документации строительной отрасли и соответствующие дорожные карты будут приняты в ближайшее время.
Согласно п. 8 ст. 6 ФЗ № 384, разработка СТУ осуществляется, если требований к надежности и безопасности, установленных строительными нормами, недостаточно или такие требования не установлены строительными нормами или национальными стандартами и сводами правил. Исходя из буквального толкования рассматриваемой нормы, если требования не установлены строительными нормами, но при этом установлены национальными стандартами и сводами правил, подготовка проектной документации должна осуществляться в соответствии с требованиями национальных стандартов и сводов правил. В данном случае специальные технические условия не могут быть разработаны с целью отступления от установленных требований, предусмотренных национальными стандартами и сводами правил, и проектирование должно осуществляться в строгом соответствии с этими требованиями.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии периодически издает перечни документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Очень интересный подход: государство одно, но требования безопасности разделены по принадлежности к федеральному органу исполнительной власти. Закономерен вопрос, а почему перечень не может быть единым?! Такой подход решил бы множество проблем с написанием СТУ под предлогом отсутствия нормативных документов в перечне к 123-ФЗ.
Очевидным является условие, что национальные стандарты и своды правил представляют собой документы добровольного применения. Однако в рассмотренной редакции возможно сделать вывод, что при отсутствии необходимых требований, предусмотренных на уровне строительных норм, обязательными к применению будут своды правил и национальные стандарты, содержащие необходимые требования. При этом отступление от требований национальных стандартов и сводов правил не допускается, а также не допускается разработка специальных технических условий.
В 2018 году НП «АВОК» была предложена «Структура нормативной документации в строительстве» с выделением ограниченного количества сводов правил, требования которых будут целиком обязательными к применению.
На основании выводов данной работы и вышеизложенного предполагалось включение в ст. 6 ФЗ № 384 следующих, более привычных формулировок.
• Своды правил подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.
• Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на своды правил не освобождает исполнителя от их соблюдения.
• Разрешение на отступление от требований сводов правил в обоснованных случаях может дать только орган, которым этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора.
• Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение требований и правильность применения положений нормативных документов в соответствии с законодательством.
Данная статья является открытым письмом в адрес Правительства РФ.
Статья опубликована в журнале “АВОК” за №4'2021
pdf версияСтатьи по теме
- Шаг вперед и три назад!
АВОК №6'2013 - Состояние и перспективы оценки соответствия здания, сооружения требованиям пожарной безопасности
АВОК №1'2016 - Куда податься проектировщику? Для чего и для кого пишутся стандарты АВОК
АВОК №1'2022 - Эффективность работы вертикального транспорта высотных зданий
АВОК №1'2017 - Особенности применения требований технических регламентов, сводов правил и СТУ при проектировании систем противодымной вентиляции
АВОК №2'2015 - Основные документы для проектирования ЛПУ
АВОК №5'2017 - Проектирование систем противодымной вентиляции. Особенности применения требований технических регламентов, сводов правил и СТУ
АВОК №3'2015 - СП «Здания и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности»
АВОК №8'2017 - Получение технических условий
Сантехника №6'2010 - Хроника прошедшего 2018 года
АВОК №1'2019
Подписка на журналы