Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 107-91-50 ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"

АВОК ассоциированный
член
Summary:

Об изменениях в нормативные документы по теплоснабжению

Changes in Regulatory Documents on Heat Supply

E. L. Paley, General Director, OOO Teploenergetika

Keywords: heat supply, regulatory-technical documents, design documentation, code of rules

The existing system of regulatory-technical documents (RTD) is not designed for use of the modern technical and scientific solutions, and the requirements specified in it do not meet the current demands. The current Resolutions of the Government No. 87 dd. 08.10.2008 and No. 1521 dd. 26.12.2014 lead to confusion and excessive unjustified requirements for the technical documentation.

Описание:

Существующая система нормативно-технической документации (НТД) не направлена на использование современных технических и научных решений, кроме того, заложенные в ней требования не отвечают требованиям сегодняшнего дня. Действующие Постановления Правительства № 87 от 08.10.2008 и № 1521 от 26.12.2014 ведут к неразберихе и излишним необоснованным требованиям, предъявляемым к технической документации.

Об изменениях в нормативных документах по теплоснабжению

Существующая система нормативно-технической документации (НТД) не направлена на использование современных технических и научных решений, кроме того, заложенные в ней требования не отвечают требованиям сегодняшнего дня, что справедливо отмечено в Послании Президента РФ и в высказываниях премьер-министра Правительства РФ.

Об изменениях в нормативных документах по теплоснабжению

Действующие Постановления Правительства № 87 от 08.10.2008 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» и № 1521 от 26.12.2014 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"» ведут к неразберихе и излишним необоснованным требованиям, предъявляемым к технической документации.

Введение термина «Проектная документация» в Градостроительный кодекс (п. 2 ст. 48: «Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта») привело к недопониманию сути деятельности проектных организаций, которые занимаются не «… подготовкой проектной документации применительно к объектам капитального строительства…» (п. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса), а разработкой технической документации на разных стадиях проектирования, необходимой для выбора варианта, для оценки инвестиционной привлекательности, для осуществления строительства, реконструкции, технического перевооружения или ликвидации объекта капитального строительства (КС).

Введенные в действие приказами Минстроя и ЖКХ РФ нормативные документы (своды правил, далее СП), несмотря на внесенные в них правки, имеют ряд серьезных недостатков, которые влияют на безопасность объектов КС и необоснованно завышают капитальные затраты на строительство. Количество требований явно завышено. В СП, кроме нормативных обязательных требований, связанных с безопасностью и экономической эффективностью, включены рекомендации по проектированию, что представляется излишним и недопустимым для обязательных нормативных документов.

Рекомендации по проектированию не должны включаться в СП и должны разрабатываться по решению НОСТРОЙ, НОПРИЗ или других общественных организаций.

Отсутствие единой системы в нумерации выпускаемых стандартов ведет к усложнению поиска действующих нормативных документов, к общей путанице. Например, документы по проектированию и по строительству имеют одну сквозную нумерацию (СП 76.13330 – «Строительство тепловых сетей», СП 89.13330 – «Проектирование котельных»; СП 124.13330 – «Проектирование тепловых сетей» и т. п.).

Отсутствие единого глоссария (перечня терминов) ведет к разным трактовкам одинаковых терминов в разных СП, зачастую противоречащих между собой, а иногда просто к неграмотному прочтению нормативных документов.

Требования к проведению градостроительной экспертизы проектной документации, изложенные в Градостроительном кодексе, должны быть пересмотрены в сторону их упрощения и частичной отмены. Экспертиза проектной документации может быть сохранена, например, для жилых многоквартирных зданий, административных и общественных зданий, заводов, котельных мощностью более 50 МВт и линейных объектов.

Руководствуясь требованиями президента РФ и премьер-министра правительства РФ предлагается:

1) переработать Постановление №87, Градостроительный кодекс, №?384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Отменить постановление 1521. Признать все выпускаемые СП обязательными к применению документами. Ввести четкое понимание технической документации, разрабатываемой проектными организациями, и обозначить стадии проектирования, например: ТЭО, П, Р, РП. (Техническая документация может выполняться в одну или несколько стадий в зависимости от сложности и назначения объекта, а также от поставленной задачи: технико-экономическое обоснование, проектная документация, рабочая документация, рабочий проект.);

2) обязать разработчиков СП согласовывать их с МЧС и Ростехнадзором (РТН РФ). Отсутствие подконтрольности РТН РФ в разработанном СП должен определять не разработчик, а РТН РФ;

3) принять закон, автоматически предусматривающий:

- что с выходом нового нормативного документа замененный нормативный документ утрачивает силу,

- что, по иерархии НТД, всегда необходимо руководствоваться требованиями более позднего документа, если иное не оговорено законодательно. При этом в случае начала выполнения работ при старой действовавшей НТД техническая документация должна заканчиваться и согласовываться по старым требованиям. Строительство объекта и ввод его в эксплуатацию должны также выполняться в соответствии с проектом;

4) в качестве линейных объектов необходимо признать все дороги, межпоселковые инженерные сети и магистральные инженерные сети. (Внутриквартальные инженерные сети и сети для подключения объектов КС не могут быть линейными объектами. Магистральные инженерные сети – это сети инженерно-технического обеспечения, осуществляющие подачу соответствующих ресурсов и услуг во внутриквартальные сети.);

5) стадию «Проектная документация» необходимо разрабатывать в обязательном порядке только для строительства жилых кварталов, производственных площадок (заводов, баз), полигонов ТБО, больниц, теплоэнергетических объектов тепловой мощностью выше 30 МВт, а также для объектов 1-й категории по надежности теплоснабжения;

6) необходимость разработки ТЭО, а также стадий П, Р или РП должна быть отражена в задании на проектирование;

7) необходимо вернуть экспертизу промбезопасности для опасных и особо опасных производственных объектов (ОПО и ООПО) и отказаться от повсеместной экспертизы «Проектной документации»;

8) государственная и негосударственная экспертиза должны проводиться по «Проектной документации» объектов КС только для строительства жилых кварталов, производственных площадок (заводов, баз), больниц, теплоэнергетических объектов тепловой мощностью выше 30 МВт, а также для объектов 1-й категории по надежности теплоснабжения и линейных объектов;

9) изменить действующую систему присвоения подряд порядковых номеров сводов правил (без учета направления деятельности: общие вопросы, проектирование, строительство, эксплуатация), приводящую к излишнему усложнению в поиске необходимого документа и в работе с ним. Присваивать номера вводимым СП с введением префикса, обозначающего сферу применения, а затем порядковый номер. Например, для документа, связанного с общими вопросами, обозначение будет выглядеть следующим образом: СП 01 – порядковый номер – год введения; для документа связанного с проектированием: СП 02 – порядковый номер – год введения; для документов по строительству: СП 03 – порядковый номер – год введения;

10) отменить и уменьшить количество нормативных документов путем их частичной отмены и объединения. Например, объединить все СП в области теплоснабжения в единый документ по теплоснабжению. При этом в данном СП будет один общий глоссарий – перечень терминов, что исключит двоякие мнения и прочтения. Внутри объединенный СП может быть разбит на главы:

- генерирующие установки,

- тепловые сети,

- сооружения на тепловых сетях (ЦТП, ИТП, насосные станции),

- отопление, вентиляция и кондиционирование,

- системы ХВС и ГВС.

Внутри каждая глава может иметь отдельные части. Например, генерирующие установки будут включать в себя:

- теплогенераторные (установки суммарной мощностью до 360 кВт);

- котельные, интегрированные в здания;

- отдельно стоящие котельные;

- мини-ТЭЦ.

Свод правил по ОВиК должен включать отдельные части:

- для высотных зданий,

- для жилых зданий,

- для производственных объектов,

- для общественных и административно-бытовых зданий, включая подземные паркинги.

Аналогичным образом должен быть разбит СП по внутренним системам ВК.

По такому же принципу должны быть сформированы СП по электроснабжению, автоматизации, газоснабжению (по всем инженерным системам);

11) на базе технического глоссария по системам теплоснабжения пересмотреть и изменить ГОСТы на термины и определения по ОВиК на котлы, горелки, насосы и т. п.;

12) поручить выполнение работы по созданию общего СП общественной организации, специализирующейся в области проектирования и строительства инженерных систем. Выполнение отдельных частей должно производиться по конкурсу с привлечением различных организаций и специалистов, работающих в данной сфере не менее 10 лет.

Наличие единого куратора, ответственного за разработку, позволит избежать ошибок в граничных областях и повысит качество создаваемого документа.

купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “АВОК” за №3'2019

PDF pdf версия


Статьи по теме

Реклама
Реклама на нашем сайте
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Сертификационный центр АВОК
Реклама на нашем сайте
KSB
Онлайн-словарь АВОК!