Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член
Summary:

Предложения по интенсификации использования основных мер политики повышения энергоэффективности зданий

Описание:

В последние годы наметилось попятное движение в политике по повышению энергоэффективности российских зданий. Между тем, Россия располагает самым значительным потенциалом экономии энергии именно в жилищном секторе. Мы предлагаем цикл статей о первоочередных мерах и механизмах стимулирования повышения энергоэффективности в зданиях.

Статьи подготовлены на основании результатов проекта «Анализ сектора недвижимости России. Выявление необходимости в изменении системы регулирования сферы энергоэффективности», выполненного специалистами ЦЭНЭФ И. А. Башмаковым, К. Б. Борисовым, М. Г. Дзедзичеком, О. В. Лебедевым, А. А. Луниным, А. Д. Мышак и В. И. Башмаковым

Предложения по интенсификации использования основных мер политики повышения энергоэффективности зданий

В последние годы наметилось попятное движение в политике по повышению энергоэффективности российских зданий. Между тем, Россия располагает самым значительным потенциалом экономии энергии именно в жилищном секторе. Мы предлагаем цикл статей о первоочередных мерах и механизмах стимулирования повышения энергоэффективности в зданиях.

Статьи подготовлены на основании результатов проекта «Анализ сектора недвижимости России. Выявление необходимости в изменении системы регулирования сферы энергоэффективности», выполненного специалистами ЦЭНЭФ И.А. Башмаковым, К.Б. Борисовым, М.Г. Дзедзичеком, О.В. Лебедевым, А.А. Луниным, А.Д. Мышак и В.И. Башмаковым.

В настоящее время в РФ параллельно действуют два нормативных документа, в которых регламентируются требования к тепловой защите зданий:

  1. СНиП 23-02–2003 «Тепловая защита зданий»1 (далее – СНиП 23-02–2003),
  2. Свод правил СП 50.13330.2012 «Актуализированная редакция СНиП 23-02–2003 "Тепловая защита зданий"»2 (далее – СП 50.13330.2012).

Распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 1047-р утвержден «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"» (далее – Перечень № 1047-р). В этот перечень включен СНиП 23-02–2003 в части обязательного применения разделов 4–12 и приложений В, Г и Д, а СП 50.13330.2012 не внесен. Однако с 1 июля 2015 года распоряжение № 1047-р утрачивает силу (см. справку).

Предложения по актуализации нормативных документов

Для продолжения работы по актуализации стандартов, строительных норм и сводов правил для жилых, общественных и промышленных зданий необходимо:

• для обеспечения выполнения требований ПП РФ № 18 и во исполнение утвержденной Министерством регионального развития РФ «Комплексной программы разработки нормативных технических документов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период 2012–2015 годов» (далее – Комплексная программа) Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (далее – Минстрой России) продолжить реализацию данной Комплексной программы;

• для запуска программ экономического стимулирования строительства зданий с низким потреблением энергии (пассивных зданий) Минстрою России необходимо организовать работу по определению требований по энергоэффективности к зданиям с низким потреблением энергии и по разработке необходимых методик расчета параметров потребления энергии в таких зданиях;

• разработать новые своды правил по энергоэффективности зданий производственного назначения (промышленных зданий). Логично это поручить Минстрою России совместно с Министерством промышленности и торговли РФ и с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Для продолжения работы по актуализации имеющихся и разработке новых стандартов, строительных норм и сводов правил для жилых, общественных и промышленных зданий необходимо:

• в сжатые сроки принять следующие нормативные документы:

  • СП «Энергетическая эффективность зданий. Общее потребление энергии и определение уровней энергопотребления» (EN 15603:2008). Разработчик: НП «АВОК»;
  • СП «Энергетическая эффективность зданий. Расчет потребления энергии для отопления и охлаждения» (EN ISO 13790:2008). Разработчик: НП «АВОК»;
  • СП «Системы отопления зданий. Метод расчета энергетических характеристик и показателей эффективности системы» (EN 15316–2-1:2007). Разработчики: НП «АВОК» и ООО «НПО ТЕРМЭК»;
  • СП «Энергетическая оценка зданий. Методы выражения энергетических характеристик зданий и сертификация энергопотребления зданий» (EN 15217:2007). Разработчики: НП «АВОК» и ООО «НПО ТЕРМЭК»;

• расширить Перечень № 1047-р, включив в него разрабатываемые НП «АВОК» и ООО «НПО ТЕРМЭК» вышеперечисленные нормативные документы.

Функции федеральных органов исполнительной власти при создании новых СП

Организацию работы по созданию новых сводов правил и ведомственных стандартов необходимо поручить нескольким федеральным органам государственной власти3 и возложить на них следующие функции:

  • методическое руководство по разработке новых сводов правил и ведомственных стандартов;
  • координация действий конкретных исполнителей (разработчиков) новых сводов правил и ведомственных стандартов;
  • контроль качества разработанных СП и ведомственных стандартов. Утверждение окончательной редакции разработанных СП и ведомственных стандартов.

Строительство пассивных зданий

Для того чтобы не разрабатывать российскую версию стандарта на строительство пассивных новых зданий, можно в сжатые сроки согласовать СП «Энергетическая оценка зданий. Методы выражения энергетических характеристик зданий и сертификация энергопотребления зданий» (EN 15217:2007) с поправкой для введения классов энергоэффективности зданий А+, А++ и А+++ и с расширением перечня технологий, особенно в части использования НВИЭ.

Альтернативой может быть создание одного или нескольких нормативных документов, в которых определялись бы требования к зданиям с низким потреблением энергии и к пассивным зданиям. В этом случае такую работу необходимо поручить Минстрою России совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

О показателях энергоэффективности объектов индивидуального жилищного строительства

В российской нормативной базе необходимо ликвидировать противоречие относительно регламентации показателей энергоэффективности объектов индивидуального жилищного строительства. Ст. 11 закона № 261-ФЗ (п. 5, пп. 4) гласит, что требования энергетической эффективности не распространяются на «объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома». В то же время, во всех ранее действовавших СНиП, ныне действующих СП и проектах СП требования по энергоэффективности задаются для всех жилых зданий площадью свыше 50 м2. Необходимо внести поправку в ст. 11 ФЗ-261 (п. 5, пп. 4) в следующей редакции: «объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три (за исключением домов, построенных по типовым проектам в коттеджных поселках, и домов, подключенных к централизованным системам тепло- и газоснабжения), дачные дома, садовые дома».

Введение этого положения, а также соображения по охвату сферой контроля за выполнением требований по эффективности зданий всех МКД, требуют внесения поправки в ст. 49 Градостроительного кодекса РФ за счет исключения из нее следующих моментов:

– п. 2 («жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном
земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки)»);

– п. 3 («многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования»),

– а также поправки к п. 1 в следующей редакции: «объекты индивидуального жилищного строительства, отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три (за исключением домов, построенных по типовым проектам в коттеджных поселках, и домов, подключенных к централизованным системам тепло- и газо­снабжения), дачные дома, садовые дома».

Здания после капитального ремонта

В России требования по повышению энергоэффективности в зданиях (СНиП 23-02–2003) распространяются только на новые и реконструируемые здания. На здания после капитального ремонта они не распространяются, несмотря на то, что он является наиболее приоритетным направлением повышения энергоэффективности в зданиях, поскольку имеет максимальный потенциал энерго­сбережения.

Целесообразно закрепить в СП «Системы отопления зданий. Метод расчета энергетических характеристик и показателей эффективности системы» (EN 15316–2-1:2007) и СП «Энергетическая оценка зданий. Методы выражения энергетических характеристик зданий и сертификация энергопотребления зданий» (EN 15217:2007) требования по повышению энергоэффективности к капитально ремонтируемым зданиям.

Требования к удельному годовому расходу энергетических ресурсов или масштабу их снижения для зданий после капитального ремонта целесообразно дифференцировать в зависимости от срока эксплуатации здания и его положения в рейтинге зданий по удельному расходу энергии. В этом случае получатся реалистичные нормативные требования по повышению энергоэффективности зданий после капитального ремонта.

Необходимо внести изменения в Жилищный кодекс РФ, позволяющие расширить перечень обязательных мер при проведении капитального ремонта за счет включения в него мер по повышению энергоэффективности жилых зданий. Предлагаем внести следующие коррективы:

  • определить стандартные (минимальные) пакеты мер по капитальному ремонту МКД и общественных зданий;
  • Правительству РФ рекомендовать субъектам РФ и органам власти муниципальных образований принять нормативные акты, определяющие, что для зданий бюджетной сферы реализация стандартного пакета должна стать обязательным условием выделения бюджетных средств на проведение капитального ремонта таких зданий;
  • Правительству РФ выделять субсидии субъектам РФ на проведение капитального ремонта жилых зданий только по тем зданиям, для которых в проект капитального ремонта включен стандартный пакет мер при условии софинансирования из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований не менее 25% стоимости мер этого пакета;
  • Правительству РФ рекомендовать субъектам РФ включить стандартный пакет мер по повышению энергоэффективности в список обязательных мер по капитальному ремонту МКД в составе региональных законов о капитальном ремонте МКД.

Контроль за выполнением нормативных требований

Для продолжения работы по актуализации имеющихся и разработке новых стандартов, строительных норм и сводов правил для жилых, общественных и промышленных зданий с целью повышения энергетической эффективности предлагается:

Минстрою России:

– внести изменения в ст. 49 «Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации…» Градостроительного кодекса РФ, а именно исключить из п. 2 ст. 49 «Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства» пп. 2 и 3;

  • развивать экспертизу проектной документации, в форме как государственной экспертизы, так и негосударственной экспертизы;
  • ввести институт негосударственного строительного надзора;
  • укреплять надзор за соблюдением требований технических регламентов в стадии эксплуатации зданий и обеспечить требование закона № 261-ФЗ по присвоению им классов энергоэффективности;

Минстрою России и ФАУ «Главгосэкспертиза России» совместно с Гостехнадзором РФ:

  • принять в качестве национального стандарта разработанную в Москве «Методику инструментального определения энергопотребления вводимых в эксплуатацию жилых и общественных зданий и оценки их соответствия требованиям энергетической эффективности»;
  • обеспечить подготовку специалистов и обеспечить их современным оборудованием для проведения инструментального контроля объектов капитального строительства, реконструкции или капитального ремонта на соответствие нормативным требованиям по энергоэффективности зданий;
  • разработать планы-графики обследований всех МКД, вводимых в эксплуатацию или прошедших капитальный ремонт, на территории субъектов РФ в целях присвоения им классов энергетической эффективности;
  • рассматривать отсутствие таблички с указанием класса энергетической эффективности здания в течение 2 лет после сдачи его в эксплуатацию или после капитального ремонта как несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований по энергетической эффективности и в соответствии с законом № 261-ФЗ накладывать административный штраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб.

В целях развития системы испытательных лабораторий, занимающихся сертификацией зданий, тестированием строительных материалов и оборудования, а также построенных зданий Министерству промышленности и торговли совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии необходимо:

  • ввести требование обязательности проведения испытаний энергетического оборудования, строительных материалов и конструкций, а также сертификации зданий;
  • утвердить список измеряемых параметров при тестировании энергетического оборудования, строительных материалов и конструкций;
  • утвердить единые для всех испытательных лабораторий методики и стандарты сертификации зданий, тестирования энергетического оборудования, строительных материалов и конструкций;
  • утвердить список используемого для проведения тестов оборудования, а также периодичность его калибровки и технические требования;
  • организовать обучение специалистов (экспертов) для работы в испытательных лабораториях;
  • создать сеть испытательных лабораторий;
  • установить количество/объем тестируемых изделий и периодичность проводимых испытаний/измерений.

Продолжение темы в следующем номере

 

1 Документ принят и введен в действие 1 октября 2003 года Постановлением Госстроя России от 26 июня 2003 года № 113.

2 Утвержден Приказом Министерства регионального развития России от 30 июня 2012 года № 265 и введен в действие с 1 июля 2013 года.

3 Министерствам экономического развития РФ, строительства и ЖКХ РФ, промышленности и торговли РФ совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

 

купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №2'2015

распечатать статью распечатать статью PDF pdf версия


Реклама
Реклама на нашем сайте
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования



Кондиционирование, отопление, вентиляция

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте