Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член
Summary:

Задачи энергетического обследования и автоматического регулирования систем отопления зданий. Мнение специалиста

Energy Audit and Automatic Regulation of Building Heating Systems. Expert Opinion

Keywords: energy analysis, energy audit, heating, heat consumption, automatic regulation

The problems of energy conservation and improvement of buildings energy efficiency remain some of the most discussed over the past several years. Readers’ questions related to energy audit of buildings and automatic regulation of heating systems to prevent building overheating in this issue are answered by Vice-President of NP “AVOK” Vadim Iosifovich Livchak.

Описание:

На протяжении последних нескольких лет проблемы обеспечения энергосбережения и повышения энергоэффективности зданий являются одними из самых обсуждаемых. В этом номере на вопросы читателей, касающиеся энергетического обследование зданий и автоматического регулирования систем отопления по предотвращению перегрева зданий, отвечает вице-президент НП «АВОК» Вадим Иосифович Ливчак.

Энергетическое обследование и автоматическое регулирование систем отопления зданий

Мнение специалиста

На протяжении последних нескольких лет проблемы обеспечения энергосбережения и повышения энергоэффективности зданий являются одними из самых обсуждаемых. В журнале «АВОК» опубликован ряд статей, посвященных энергосберегающим мероприятиям и их реализации [1–4]. Продолжая тему, в этом номере редакция предлагает ознакомиться с мнением специалиста, касающимся энергетического обследование зданий и автоматического регулирования систем отопления для предотвращения перегрева зданий.
На вопросы читателей отвечает вице-президент НП «АВОК» Вадим Иосифович Ливчак.

В проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…”», представленном Минэнерго России, предполагается статью 16 «Обязательные энергетические обследования», ч. 1 «Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц» дополнить «п. 7) организаций, ответственных за содержание многоквартирных домов». Возникает вопрос: может ли после проведения обследования оказаться, что плата за коммунальные услуги, т.?е. за потребленную энергию, увеличится?

Если подходить к обследованию формально, то да, его выполнение приведет к повышению платы за коммунальные услуги, поскольку затраты на энергетическое обследование, которое должно проводиться организацией, находящейся на содержании у жителей многоквартирного дома, ложатся на эти коммунальные услуги. Но если энергетическое обследование многоквартирных домов будет выполняться по составленному плану с учетом мнения опытных специалистов в этой области, то его результатом может быть существенное снижение платы за отопление. Начинать энергетическое обследование надо с утепленных домов, на которые составлены энергетические паспорта и в которых, по уже опубликованным данным [5], можно достичь от 30 до 50 % экономии тепловой энергии от годового теплопотребления на отопление. Затем следует перейти к типовым домам действующих серий, по которым также должна быть база данных о соотношении их фактического и требуемого теплопотребления на отопление. Снижение теплопотребления на отопление в этих домах произойдет потому, что по ним известен потенциал энергосбережения, и обследование не будет ограничиваться только отчетом, а одновременно будут выполнены малозатратные и окупаемые в срок до 5 лет энергосберегающие мероприятия, да еще, возможно, с льготным государственным кредитованием, как делается в США и в большинстве развитых европейских стран.

Есть опасность в безрассудном исполнении ч. 4 статьи 12 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, касающейся «обязательности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно, и собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий». Причем в проекте одного из приказов Минрегиона России уже намечается проведение работ по вычленению из систем отопления и водоснабжения отдельных веток, чтобы отделить их питание от общей системы и на эти ветки установить отдельные тепло- и водосчетчики, а оплачивать все эти работы должны опять же жители.

Это уже точно не принесет им экономии, потому что водопотребление для мытья лестничных клеток минимально, и жильцы никак не смогут повлиять на объем использованной на эти цели воды, ставить счетчики на мытье мест общего пользования будет себе дороже. В системе отопления такое вычленение должно сопровождаться большим объемом монтажных работ, и жильцы также не смогут повлиять на сокращение затрат теплоты на отопление лестничной клетки, входного вестибюля и лифтовых холлов, кроме как закрыв окна лестничных клеток, оборудовав доводчиками входные и выходные на кровлю двери, а также балконные двери наружных переходов, что предусмотрено проектом и должно выполняться эксплуатирующей организацией. Делать же это только для облегчения расчетов с жителями, выделяя отдельно стоимость коммунальных услуг на общедомовые помещения, нерационально.

Поэтому НП «АВОК» подал в проект изменения этого закона предложение об ограничении обязательности выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме разумным сроком окупаемости таких мероприятий, например не более 5 лет. Под такой срок подпадают решения по замене для освещения мест общего пользования электрических ламп накаливания на энергосберегающие осветительные приборы, установке датчиков движения или отключения через временную паузу приборов освещения в лестничных клетках и межквартирных коридорах, но никак не установка тепло- и водосчетчиков на системы отопления и водоснабжения общедомовых помещений.

Как вы считаете, что должно быть главным при проведении энергетического обследования зданий?

Главное – это выявление причин расхождения показателей измеренного по приборам количества теплоты на отопление с требуемым теплопотреблением, обеспечивающим комфортные условия пребывания в отапливаемых помещениях, по возможности устранение этого несоответствия в процессе обследования и составление плана выполнения мероприятий, требующих затрат, которые окупаются в разумных пределах.

В журнале «Энергосбережение» № 4–2012 напечатаны две статьи об опыте выполнения энергоаудита в бюджетных организациях социальной сферы – в калужской школе и пермском детском саду. Отрадно, что приводятся примеры не столичного опыта, значит, усилия федеральных органов по повышению энергоэффективности доходят и до других городов России. Но грустно, что до сих пор нет утвержденной методики проведения энергетического обследования отдельных зданий. В результате из статей мы видим, что измеренное количество теплоты на отопление сравнивается с измерением за предыдущий год, и на основании этого делается вывод о достигнутой экономии, причем непонятно, приводятся ли сравниваемые величины измерений к единым значениям градусо-суток отопительного периода – ведь климатические параметры год от года отличаются. А главное, не происходит сравнения с требуемым теплопотреблением, обеспечивающим комфортные условия пребывания в отапливаемых помещениях. В обеих статьях ни слова не сказано о том, каковы расчетная нагрузка системы отопления и требуемое теплопотребление здания, только в сравнении с которым можно оценить потенциал энергосбережения и эффективность намечаемых мероприятий.

Следует донести до исполнителей федерального закона об энергосбережении, что измеренное теплопотребление на отопление и вентиляцию здания не идентично требуемому расходу тепловой энергии на эти нужды, обеспечивающему санитарно-гигиенические нормы и условия комфортного пребывания в отапливаемых помещениях жителей, учащихся или рабочего персонала. В процессе проведения энергетического обследования необходимо сравнивать величину теплопотребления на отопление и вентиляцию, измеренную теплосчетчиком и пересчитанную с учетом фактических градусо-суток отопительного периода измерения на нормируемое значение для среднестатистического отопительного периода, с рассчитанной в энергетическом паспорте. Паспорт составляется по проектной документации с учетом теплотехнических показателей конструкций наружных ограждений (при их расхождении с проектом), фактической заселенности жилых домов или приходящейся площади пола на одного работающего и с учетом, исходя из этого, норматива воздухообмена и внутренних тепловыделений, а также степени автоматизации подачи теплоты в системы отопления и вентиляции и уровня их оптимизации.

Методика расчета требуемого теплопотребления приводится в разработанном НП «АВОК» «Руководстве по расчету теплопотребления эксплуатируемых жилых зданий» [6], по которому также составлена программа компьютерного расчета. Методика расчета требуемой расчетной нагрузки на отопление разработана в рекомендациях НП «АВОК» «Автоматизированные индивидуальные тепловые пункты в зданиях взамен центральных тепловых пунктов. Нормы проектирования» [7].

При расхождении измеренных и требуемых величин задача энергетического обследования – добиться их сближения путем устранения выявленных недостатков, настройки контроллеров и другого оборудования на оптимальный режим работы, проведения разъяснения среди жителей и обслуживающего персонала о выполнении с их стороны мероприятий, способствующих энергосбережению без ухудшения комфортных условий пребывания.

Полученная после устранения недостатков и настройки приборов и оборудования на оптимальный режим работы величина удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, пересчитанная на нормируемое значение градусо-суток отопительного периода, сравнивается с соответствующим показателем требований энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти согласно ч. 1 статьи 11 Федерального закона № 261-ФЗ. На основании этого сопоставления делается вывод о соответствии обследуемого здания требованиям энергетической эффек-тивности, разрабатываются мероприятия по достижению этих требований (при их несоответствии), оценивается потенциал энергосбережения в результате реализации этих мероприятий с учетом их стоимостной оценки согласно ч. 2 статьи 15 указанного закона. НП «АВОК» передал соответствующие дополнения к пп. 2 и 3 ч. 7 статьи 15 Федерального закона № 261-ФЗ. Для многоквартирных домов в соответствии с «Правилами установления требований энергетической эффективности зданий», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года № 18 (п. 7), измеренный и пересчитанный на нормируемый отопительный период удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию складывается с фактическим теплопотреблением на горячее водоснабжение за календарный год. В зависимости от величины отклонения суммарного удельного годового расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение от базового нормируемого уровня, обследуемому дому присваивается класс энергетической эффективности согласно таблице «Правил определения класса энергоэффективности многоквартирных домов», утвержденных Приказом Минрегионразвития РФ № 161 от 8 апреля 2011 года, и сведения о нем заносятся в энергетический паспорт, а жетон с присвоенным классом вывешивается на фасад обследованного дома.

В первые годы эксплуатации после строительства здания требуется повышенная подача теплоты в систему отопления, чтобы его «просушить». Как сделать так, чтобы это не привело к жалобам жителей на несоблюдение температурного режима в квартирах, если повышенная подача теплоты не реализуется, и к повышению температуры обратной воды против расчетного графика при увеличении теплоотдачи системы отопления, на что отрицательно реагирует теплоснабжающая организация, если не был предусмотрен запас в системе отопления?

Да, в первый год эксплуатации зданий, особенно тех, которые сооружались в зимнее время, их ограждающие конструкции обладают повышенным влагосодержанием и более низким сопротивлением теплопередаче, за счет чего требуют большего расхода энергии на испарение лишней влаги. Вот для этого в рекомендациях НП «АВОК» «Руководство по расчету теплопотерь помещений и тепловых нагрузок на систему отопления жилых и общественных зданий» [8] предусматривается отказ от завуалированных запасов в виде снижения против реального значения удельной величины бытовых тепловыделений в квартирах или даже непринятие их во внимание в расчетных условиях; считать бытовые тепловыделения предлагается по реальным значениям, приведенным в действующем СНиП 23-02–2003 и подтвержденным практикой эксплуатации современных жилых домов. Там же предложено снять скрытый запас в увеличении воздухообмена в квартирах на якобы имеющуюся инфильтрацию наружного воздуха в кухнях квартир дополнительно к нормируемому воздухообмену 30 м3/ч на одного жителя.

Дело в том, что ранее, при более плотном заселении квартир, порой и не одной семьей, в нормах принимался воздухообмен, который обеспечивался нагревом от системы отопления, – 3 м3/ч наружного воздуха на м2 площади пола жилых комнат и в объеме инфильтрации через неплотности окна кухни квартиры. При посемейном заселении квартир поступление наружного воздуха через окно кухни, как и через окна комнат, как раз обеспечивает нормируемый воздухообмен в 30 м3/ч на одного жителя, и нигде в мире он не нормируется больше той величины, что требуется на жителя (а в Германии при реновации существующих зданий эта норма снижена до 20 м3/ч на человека). Это одно из решений, актуализирующих этот стандарт с нормами Европейского сообщества. Кстати, в тех квартирах, где жильцов нет дома и, соответственно, отсутствуют бытовые тепловыделения, может быть снижен и воздухообмен без нарушения санитарно-гигиенических и комфортных условий.

Вместо этих скрытых запасов, которые приводят к перерасходу теплоты на отопление зданий, следует открыто установить за-пас в 15–20 % при подборе отопительных приборов системы отопления, как это предложено в рекомендациях [8], а снятие этого запаса по мере просушки доверить приборам автоматики. В начале эксплуатации контроллер узла управления системой отопления должен быть настроен на поддержание расчетных температурных параметров теплоносителя, циркулирующего в системе отопления, без учета имеющегося запаса, но система автоматизации должна быть дополнена обратной связью коррекции температурного графика регулирования по отклонению измеренной температуры внутреннего воздуха в квартирах от заданной для поддержания контроллером.

В многоэтажных зданиях аналогом этой температуры может быть температура воздуха в сборных каналах вытяжной вентиляции из кухонь квартир, что повышает достоверность измерения, поскольку позволяет интегрировать сведения от большего количества квартир по сравнению с установкой датчиков в квартирах. С учетом дополнительных тепловыделений в кухнях при приготовлении пищи, экспериментально установлено, что задаваемая для поддержания в регуляторе температура увеличивается примерно на 1 °C против требуемой температуры воздуха в рабочей зоне.

По мере высыхания отапливаемых помещений фактическая температура внутреннего воздуха будет повышаться и автоматически корректировать температурный график регулирования в сторону понижения (с угловым или параллельным сме-щением в зависимости от задания), что будет предотвращать перегрев квартир. В перспективе контроллер выйдет на поддержание температурного графика с учетом заданного при проектировании запаса в системе отопления, расчет и построение которого также приводятся [8]. Если в процессе автоматического снижения температурного графика регулирования возникнут жалобы в отдельных квартирах, необходимо заходить в эти квартиры, выявлять и устранять причины локальных нарушений, а не увеличивать подачу теплоты на все здание.

Контролирование фактической температуры внутреннего воздуха – это не только рычаг по предотвращению перегрева квартир по мере просушки их ограждающих конструкций, но и обратная связь между программой авторегулирования и результатом реализации этой программы, поскольку внутренняя температура является интегратором воздействия наружного микроклимата, включая наружную температуру, ветер и солнечную радиацию, режима подачи теплоты на отопление и работы вентиляции. Такое решение расширяет потенциал энергосбережения путем использования его для пофасадного авторегулирования протяженных многосекционных домов, что позволяет одновременно сокращать теплоотдачу отопительных приборов и стояков системы отопления вплоть до полного отключения при необходимости.

Таким образом, остаточная теплоотдача в таких системах по сравнению с системой отопления, отопительные приборы которой оборудованы термостатами, отсутствует (выключение термостата не исключает теплопоступления от стояков системы отопления). Опыт осуществления пофасадного авторегулирования в 1980-х годах на ряде зданий в Москве показал, что при наружной температуре –5… –7 °C система отопления освещенного солнцем фасада полностью выключается не только на период освещения этого фасада солнцем, но как минимум на такое же время и после – за счет отдачи теплоты, аккумулированной мебелью и внутренними ограждениями.

Литература

  1. Табунщиков Ю. А., Ливчак В. И., Гагарин В. Г., Шилкин Н. В. Пути повышения энергоэффективности эксплуатируемых зданий // AВОК. – 2009. – № 5.
  2. Колубков А. Н., Шилкин Н. В. Реализация энергосберегающих мероприятий в инженерных системах многоквартирных жилых домов // AВОК. – 2011. – № 7.
  3. Карпов В. Н. Проблемы внедрения поквартирного учета расхода тепла в системах отопления // AВОК. – 2012. – № 4.
  4. Ливчак В. И. Обеспечение энергоэффективности многоквартирных домов // AВОК. – 2012. – № 8.
  5. Ливчак В. И., Забегин А. Д. Преодоление разрыва между политикой энергосбережения и реальной экономией энергоресурсов // Энергосбережение. – 2011. – № 4.
  6. Руководство АВОК-8–2011. Руководство по расчету теплопотребления эксплуатируемых жилых зданий. М. : АВОК-ПРЕСС, 2011.
  7. Р НП «АВОК» 3.3.1–2009. Автоматизированные индивидуальные тепловые пункты в зданиях взамен центральных тепловых пунктов. Нормы проектирования. М. : АВОК-ПРЕСС, 2009.
  8. Р НП «АВОК» 2.3–2012. Руководство по расчету теплопотерь помещений и тепловых нагрузок на систему отопления жилых и общественных зданий. М. : АВОК-ПРЕСС, 2012.
купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “АВОК” за №1'2013

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования



Кондиционирование, отопление, вентиляция

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте