Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Лицензирование водозаборных скважин

Требования агентства по недропользованию

Окончание. Начало в № 5/2010

В Санэпиднадзоре необходимо получить документ, подтверждающий наличие или возможность организации зоны строгого режима санитарной охраны (ЗСО первого пояса). Для этого владелец артезианской скважины должен предоставить в СЭС документы, подтверждающие тот факт, что земля в радиусе 30 м от скважины находится в его собственности или в долгосрочной аренде. В этом случае будет возможно произвести отчуждение земли под зону санитарной охраны первого пояса – попросту говоря, огородить эту территорию забором. Однако сооружение забора – далеко не единственное мероприятие, которое придется провести при организации зон санитарной охраны подземного водозабора. Все необходимые требования на этот счет изложены в СанПиН 2.1.4.1110–02, где указано, что зона санитарной охраны подземного водозабора должна включать в себя три пояса.

Общий смысл организации трех поясов ЗСО достаточно прост. Первый пояс строгого режима исключает несанкционированный подход или подъезд к скважине посторонних лиц и замусоривания территории непосредственно вокруг водозабора. Как уже упоминалось выше, для артезианских водозаборов радиус зоны строгого режима санитарной охраны должен составлять не менее 30 м, но может быть уменьшен до 15 м по согласованию с СЭС. Если же водозабор эксплуатирует первый от поверхности безнапорный горизонт, то радиус зоны санитарной охраны первого пояса должен составлять не менее 50 м. Территория в пределах первого пояса должна быть огорожена забором и спланирована, что подразумевает организацию и отведение поверхностного стока, ликвидацию высокоствольной растительности, укладку твердого покрытия на пешеходные дорожки и зоны подъезда специализированного транспорта к скважине, а также ряд других мер.

Второй пояс зоны санитарной охраны создается с целью исключения попадания микробного загрязнения в подземный горизонт. Граница второго пояса ЗСО определяется на основании гидродинамических расчетов по времени продвижения микробного загрязнения в подземном горизонте к фильтрам водозаборных скважин. Вредоносные микроорганизмы, в случае попадания в водоносный горизонт, должны успеть погибнуть за счет низкой температуры подземных вод до того, как будут подтянуты к скважине. В пределах зоны санитарной охраны второго пояса исключено наличие сельскохозяйственных земель, объектов животноводства, выгребных ям и запрещено бурение скважин без уведомления недропользователя и без получения разрешения СЭС.

Третий пояс зоны санитарной охраны создается с целью исключения попадания химического загрязнения в подземный горизонт. Размеры третьего пояса чаще всего соответствуют зоне формирования запасов подземных вод, т. е. совпадают с границами месторождения. Радиус зоны третьего пояса санитарной охраны равен радиусу депрессии уровней, созданной вследствие работы водозабора.

Организация зон санитарной охраны выполняется в соответствии с заранее оформленным и утвержденным проектом. Особо отметим, что данный проект может быть выполнен уже после получения лицензии. От органов Санэпиднадзора при оформлении пакета документов к заявке на лицензию необходимо получить документ «о возможности организации зоны санитарной охраны». То есть требуется заключение о том, может ли зона санитарной охраны быть организована в принципе, а не наличие проекта на ее организацию и не наличие ее в готовом виде.

Основным документом водозаборной скважины является технический паспорт. В крайнем случае подойдет учетная карточка буровой скважины. Если документов на скважину не сохранилось, можно попробовать восстановить их, обратившись в организацию, которая выполняла бурение скважины, или в территориальный фонд геологической информации, куда могла быть передана ее учетная карточка. Однако проблема в том, что большинство буровых организаций, проводивших работы в советское время, не пережили период бурного развития капитализма. Их архивы либо перераспределены между отдельными частными структурами, отпочковавшимися от основного предприятия, либо перестали существовать. Передачей учетных карточек в Геол­фонд раньше никто не занимался по той же причине, по которой не проводилось лицензирование недропользования и не оценивались запасы подземных вод. Как бы то ни было, на момент выполнения работ по лицензированию водозаборная скважина должна быть зарегистрирована в ФГУ ТФИ (Геолфонде), о чем владельцу выдается специальная справка. Это означает одно: учетная карточка на скважину должна быть!

В пакете документов на заявку для получения лицензии должны быть представлены сведения о современном состоянии подземных вод по данным мониторинга. Мониторинг подземных вод подразумевает наблюдение за дебитом водозаборных скважин, положением статических и динамических уровней в эксплуатационных и наблюдательных скважинах, температурой подземных вод, а также выполнение химических и бактериологических анализов. Замеры дебитов скважин производятся на основании показаний расходомеров, замеры динамических уровней производятся при помощи электроуровнемера в период работы скважины, замеры статических уровней – в период простоя. Режимные наблюдения выполняются не реже одного раза в месяц, программа наблюдений за химическим составом и бактериологической безопасностью подземных вод согласовывается отдельно с органами Санэпиднадзора. Период наблюдений на момент получения лицензии должен составлять не менее одного года.

Возьму на себя смелость предположить, что требование о годовом периоде наблюдений за водозабором может выполняться не совсем строго. Как правило, владельцы скважин обращаются в Роснедра по вопросу лицензирования, не имея ни малейшего представления о необходимости ведения режимных наблюдений и попросту не умея их делать. Требование о необходимости выполнения мониторинга подземных вод на участке недр может быть включено в лицензионное соглашение наравне с требованием о выполнении подсчета запасов подземных вод. Оценка запасов всегда опирается на наличие режимных данных, поэтому эти два пункта могут взаимно дополнять друг друга.

При подготовке заявки владелец скважины также должен представить документ о пространственном положении участка недр. Чаще всего это подразумевает указание географических координат устья скважины. Необходимо отметить, что наряду с плановыми координатами для устья скважины должна быть дана абсолютная высотная отметка с точностью до 0,01 м. Абсолютная отметка устья скважины необходима при ведении мониторинга подземных вод, а также является ключевым параметром при подсчете запасов подземных вод.

Также пакет документов к заявке на получение лицензии должен включать в себя две карты: обзорную масштаба 1:25000–1:100000 и совмещенный план границ масштаба 1:2000–1:10000. Обзорная карта позволяет получить представление о местоположении будущего лицензионного участка, т. е. как бы устанавливает его адрес. На совмещенном плане границ, заверенном руководителем организации, должны быть указаны границы землепользования, расположение  водозаборного сооружения и границы зоны санитарной охраны, т. е. должно быть показано, что первый пояс зоны санитарной охраны находится в границах земельного участка, принадлежащего или арендуемого владельцем скважины.

Данный перечень документов не полный. Основное внимание акцентируется на документах, оформление которых может вызвать трудности и непонимание со стороны сотрудников предприятий, не подготовленных к работе в сфере освоения и изучения недр. Заявка на получение лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод должна содержать целый ряд специализированных документов, включающих описание геологического строения и гидрогеологических условий участка недр, режима эксплуатации водозаборного сооружения и качества подземных вод. В зависимости от конкретного объекта трактовка наличия тех или иных данных, объективная возможность получения тех или иных документов и степень их необходимости может становиться предметом дискуссии между представителем предприятия и сотрудниками надзорных органов.

Возможность использования подземных вод в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения должна быть одобрена со стороны сразу двух контролирующих структур: Департамента по недропользованию (Роснедра) и органов СЭС (Роспотребнадзор). Вопрос качества подземных вод и влияния на него природных и техногенных факторов является неоднозначным и может вызвать определенные трудности при согласовании.

Условие лицензирования недропользования подразумевает обязательное выполнение геологоразведочных работ и оценки запасов подземных вод на лицензируемом участке. Все это делает приказ МПР «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами…» в части требования наличия у предприятия-недропользователя технологического оборудования и, что особенно важно, квалифицированных специалистов для ведения работ на участке недр весьма разумным и обоснованным.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Сантехника” за №6'2010

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования



Кондиционирование, отопление, вентиляция

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте