Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Энергетический паспорт проекта здания – инструмент повышения его энергоэффективности

Энергетический паспорт является обязательным элементом проектной документации здания, в нем приводятся сведения о показателе и достигнутом классе энергоэффективности здания. Важность этого документа не вызывает сомнения, поэтому проанализируем влияние на данный документ последних изменений, внесенных как в российские, так и московские требования к энергетической эффективности зданий.

В России за последний год был принят ряд основополагающих документов, способствующих повышению энергоэффективности:

  • Закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 года  № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»;
  • Распоряжение Правительства России от 1 декабря 2009 года № 1830, приводящее перечень мероприятий, направленных на реализацию закона № 261-ФЗ, которыми предусматривается разработка министерствами ряда положений, развивающих законодательные требования;
  • приказ Министерства регионального развития РФ от 28 мая 2010 года № 262 «О требованиях энергетической эффективности зданий», по которому предусматривается снижение нормируемого удельного энергопотребления на цели отопления и вентиляции с 2011 года на 15 %, с 2016 года еще на 15 % и с 2020 года всего не менее чем на 40 % по отношению к нормируемому, установленному на 1 января 2008 года1;
  • приказ Министерства энергетики РФ от 19 ап-реля 2010 года № 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования и к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации», который недостаточно полно отражает требования к энергоэффективности проекта.

На региональном уровне принято:

  • постановление Правительства Москвы от 5 октября 2010 года № 900-ПП «О повышении энергетической эффективности жилых, социальных и общественно-деловых зданий в г. Москве» (далее ППМ № 900), в котором ставится задача при проектировании нового строительства, реконструкции и капитального ремонта жилых и общественных зданий снижения с 1 октября 2010 года нормируемого удельного потребления тепловой и электрической энергии на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение, освещение помещений общедомового назначения и эксплуатацию инженерного оборудования на 25 % по сравнению с действующими на 1 июля 2010 года по СНиП 23-02–2003 нормативом, с 2016 года еще на 15 %, а с 2020 года всего на 60 %.

Согласно СНиП 23-02–2003 «Тепловая защита зданий», энергоэффективность здания характеризуется показателем тепловой энергоэффективности, который численно равен удельному расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания за отопительный период. Минимизация этого расхода достигается за счет утепления здания – повышения теплозащиты отдельных наружных ограждающих конструкций, совершенствования автоматического регулирования подачи тепла на отопление и сокращения расхода тепла на нагрев необходимого для вентиляции наружного воздуха при обеспечении комфортного теплового и воздушного режима в помещениях.

Для оценки достигнутой в проекте здания тепловой энергоэффективности (табл. 1) в соответствии со СНиП 23-02–2003, а в эксплуатируемых зданиях – по энергетической эффективности показателей, перечисленных в ППМ № 900, устанавливаются классы энергетической эффективности зданий. Классификация осуществляется по степени отклонения, рассчитанной в проекте или полученной по результатам энергетического обследования, величины энергоэффективности от базовой2.

Таблица 1
Целевые удельные показатели энергетической эффективности объектов капитального строительства в Москве
Показатель Действу-
ющий
норматив1
Нормируемое
значение,
устанавливаемое с
  в 2009 году 01.10.2010 01.01.2016 01.01.2020
Жилые здания высотой более 11 этажей
Общее удельное потребление
энергии зданием2, кВт·ч/м2 в год,
в том числе:
–на отопление и вентиляцию;
–горячее водоснабжение (оценочно);
–освещение общедомовых помещений, лифты, электронику, насосное и вентиляционное оборудование4 (оценочно)5
215


95
100
20
160 (25)3


71
75
14
130 (40)3


57

86 (60)3


40

Социальные и общественно-деловые здания выше
3-х этажей и с односменным режимом работы
Общее удельное потребление энергии
зданием2, кВт•ч/м2 в год, в том числе:
–на отопление и вентиляцию;
–горячее водоснабжение (оценочно);
–освещение, кондиционирование (охлаждение), лифты, электронику, насосное и вентиляционное оборудование4 (оценочно)5
187

120
12
55
140 (25)3

90
10
40
112 (40)3

72

75 (60)3

48

1 Для нового строительства, капремонта и реконструкции.

2 На отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение, освещение и эксплуатацию общедомового инженерного оборудования в многоквартирных жилых домах.

3 Снижение показателя по отношению к нормативному потреблению на 01.07.2010 года, %.

4 С учетом пониженного ночного тарифа и приведения электрической энергии по затратам на выработку и компенсации выбросов оксидов углерода к тепловой.

5 Возможны отклонения величин отдельных составляющих, но без превышения суммарного энергопотребления.

Расчет этих показателей и других теплотехнических и энергетических параметров, формирующих показатель энергоэффективности проекта, выполняется при составлении энергетического паспорта проекта. Данный документ согласно ППМ № 900 (п.1.3) входит в состав проекта в качестве мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности, включенных в состав проекта согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 235 «О внесении изменений в положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»3.

На стадии проектирования жилых домов и общественных зданий нельзя с достаточной точностью предвидеть потребление тепловой энергии на горячее водоснабжение и электрической энергии на освещение, а необходимость кондиционирования в жилых домах и муниципальных зданиях не нормируется. Поэтому нормирование энергоэффективности целесообразно проводить по удельному расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период с проверкой расчетных значений, принятых в разделе ОВ проекта, при обязательном выполнении энергосберегающих мероприятий в области ГВС, освещения и применения устройств компенсации реактивной мощности, а именно применение:

  • индивидуальных тепловых пунктов, снижающих затраты энергии на циркуляцию в системах горячего водоснабжения и оснащенных автоматизированными системами управления и учета потребления энергоресурсов, горячей и холодной воды;
  • систем освещения общедомовых помещений, использующих энергосберегающие лампы, оснащенных датчиками движения и освещенности, а также устройствами компенсации реактивной мощности двигателей лифтового хозяйства, насосного и вентиляционного оборудования;
  • поквартирного учета тепловой энергии, горячей и холодной воды и электроэнергии, с использованием отопительных систем преимущественно с горизонтальной поквартирной разводкой, оснащенных теплосчетчиком и термостатическими вентилями на отопительных приборах, либо с поквартирными тепловыми пунктами, присоединяемыми к домовой системе теплоснабжения. При реализации поквартирного учета тепла на отопление в многоквартирных домах при определении показателя энергоэффективности вводится 10 %-ное снижение теплопотребления на отопление и вентиляцию, которое будет уточняться по мере получения практического опыта использования этой меры.

Применение кондиционирования (охлаждения) должно сопровождаться использованием энергосберегающих решений, позволяющих не увеличивать общее потребление энергии в здании (например, в сочетании с устройствами утилизации тепла или тепловыми насосами). Если часть энергии, высвобождающейся при этом, идет на подогрев горячей воды или на освещение, то она может быть прибавлена к нормируемой величине удельного расхода тепла на отопление и вентиляцию, и тогда рассчитанная в проекте вместе с кондиционированием величина расхода энергии не должна превышать эту увеличенную нормируемую.

При проектировании новых и реконструируемых многоквартирных домов предусматривается повышение теплозащиты наружных ограждающих конструкций до приведенного сопротивления теплопередаче:

  • наружных стен – 3,5 м2•°С/Вт , а с 1 января 2016 года до 4,0 м2•°С/Вт;
  • перекрытий чердачных (в холодном чердаке) и цокольных – 4,6 м2•°С/Вт, с 1 января 2016 года до 5,2 м2•°С/Вт;
  • совмещенных покрытий жилых помещений – 5,2  м2•°С/Вт, с 1 января 2016 года до 6,0 м2•°С/Вт;
  • окон, светопрозрачной части балконных дверей, витражей (за исключением помещений лестнично-лифовых узлов) – 0,8 м2•°С/Вт, с 1 января 2016 года до 1,0 м2•°С/Вт.

Допускается снижение сопротивления теплопередаче несветопрозрачных ограждений до уровня действующего на 1 июля 2010 года норматива (СНиП 23-02–2003) при достижении удельного теплопотребления на отопление и вентиляцию за отопительный период, нормируемому по ППМ № 900.

При проектировании капитально ремонтируемых многоквартирных домов повышение теплозащиты наружных ограждений, за исключением светопрозрачных, выполняется при наличии технической возможности их реализации без отселения жителей и без реконструкции здания.

Повышение сопротивления теплопередаче несветопрозрачных ограждений достигается за счет выбора более эффективного утеплителя, повышения его толщины и применения технических решений по повышению теплотехнической однородности конструкции за счет уменьшения влияния теплопроводных включений. Производитель стеновых панелей, навесной витражной конструкции, включающей утепление, подконструкции вентилируемого фасада и др. должны представить расчеты, подтверждающие величину теплотехнической однородности наружной ограждающей конструкции в условиях ее применения для проектируемого здания. Целесообразно также включить в технические условия для каждой разрабатываемой системы показатель коэффициента теплотехнической однородности для эталонного фрагмента стены с окном, размером на комнату, например, шириной 3,6 м и высотой от пола до пола 3 м, с плитным утеплителем толщиной 200 мм.

На светопрозрачную конструкцию следует представлять сертификат соответствия с протоколом испытаний, подтверждающим сопротивление теплопередаче окна, сопротивление воздухопроницанию, в том числе вместе с заделкой в проем, коэффициенты, учитывающие затенение окна непрозрачными элементами и относительного проникания солнечной радиации.

В связи с нормированием по ППМ № 900 удельного потребления тепловой и электрической энергии на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение и освещение (для многоквартирных домов только помещений общедомового назначения) предполагается расширить состав энергетического паспорта, дополнив его показателями удельных годовых и расчетных расходов тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, удельных показателей электрической энергии на общедомовые нужды, включая лифты, электронику, насосное и вентиляционное оборудование.

В сравнении с формой энергетического паспорта, составленного на основании проектной документации4, необходимо дополнить паспорт сравнением с нормируемым значением показателя тепловой энергоэффективности здания и установлением класса энергетической эффективности.

В связи с утвержденным повышением энергоэффективности с 2011, 2016 и 2020 годов, в том числе по Москве до 60 % с 2020 года, намечается расширить классификационную таблицу из СНиП 23-02–2003 (табл. 2). В результате класс В будет разделен на подклассы:

В – отклонение удельного показателя энергоэффективности по сравнению с базовым от –10 до –24,9 %, что должно соответствовать требованиям Минрегиона РФ с 2011 до 2016 года;

В+ – от –25 до –34,9 %, что должно соответствовать требованиям Минрегиона РФ с 2016 до 2020 года и Правительства Москвы до 2016 года,

В++ – от –35 до –44,9 %, что соответствует тре-бованиям Минрегиона РФ с 2020 года и Правительства Москвы с 2016 до 2020 года.

Класс А разделить на подклассы А – от –45 до  –59,9 % и А+ – ниже –60 %, что должно соответст-вовать требованиям Правительства Москвы с 2020 года.

Таблица 2
Классы энергетической эффективности зданий
Класс Величина отклонения расчетного (фактического) значения удельного расхода тепловой энергии1 от нормативного, % Мероприятия, рекомендуемые органам администраций субъектов РФ
Наименование Обозначение
При проектировании и эксплуатации новых, реконструируемых, модернизируемых зданий
Очень высокий А+
А
ниже –60
от –45 до –59,9
Экономическое стимулирование
Высокий B++
B+
B
от –35 до –44,9
от –25 до –34,9
от –10 до –24,9
Экономическое стимулирование взависимости от года строительства
Нормальный C от +5 до –9,9
При эксплуатации существующих зданий
Пониженный D от +5,1 до +50 Желательна модернизация здания после 2020 года
Низкий E более +50 Необходимо немедленное утепление здания

1 На отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение и освещение здания, где под освещением в жилых зданиях принимается расход электроэнергии на освещение общедомовых помещений, на лифты и инженерное оборудование здания. На стадии проектирования: только величина отклонения расчетного удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию плюс обязательное выполнение вышеперечисленных энергосберегающих мероприятий в области горячего водоснабжения, освещения и электроснабжения.

Присвоение классов D и Е на стадии проектирования не допускается. Классы А и В устанавливают для вновь возводимых и реконструируемых зданий на стадии разработки проекта и впоследствии их уточняют по результатам эксплуатации. Для достижения классов А, В органам администраций субъектов Российской Федерации рекомендуется применять меры по экономическому стимулированию участников проектирования и строительства. Класс С устанавливают при эксплуатации вновь возведенных и реконструированных зданий, строящихся по проектам, утвержденным до 1 января 2011 года. Классы D, Е устанавливают при эксплуатации возведенных до 2000 года зданий по результатам энергетического обследования с целью разработки органами администраций субъектов Российской Федерации очередности и мероприятий по реконструкции этих зданий.

Контроль соответствия назначаемого класса по показателю удельного  расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период возлагается на стадии разработки проектной документации на органы государственной экспертизы проектной продукции.

Класс энергетической эффективности при сдаче-приемке в эксплуатацию здания после строительства, реконструкции или капитального ремонта  устанавливается органами государственного строительного надзора на основе результатов обязательного инструментального контроля нормируемых энергетических показателей дома, в том числе удельного энергопотребления на отопление и вентиляцию, пересчитанного на нормализованный отопительный период согласно ГОСТ 31168.

Класс энергетической эффективности эксплуатируемых зданий определяется по результатам энергетического обследования путем сопоставления величины отклонения, %, фактического нормализованного удельного годового теплопотребления на отопление, вентиляцию, кондиционирование (охлаждение), горячее водоснабжение, освещение и на эксплуатацию общедомового инженерного и лифтового оборудования (в многоквартирных домах освещение – только помещений общедомового назначения) с требованиями базового уровня значений показателя энергоэффективности здания при условии обеспечения воздушно-теплового режима в квартирах или помещениях общественного назначения, подачи горячей воды в соответствии с санитарными нормами, а электроэнергии нужного качества.  

Кроме того, в состав энергетического паспорта следует ввести сведения о проектных значениях расчетных расходов тепловой энергии в системе отопления и в приточной вентиляции. Это позволит выявить уровень запаса в подборе отопительных приборов, сравнивая проектную и рассчитанную в паспорте величины расчетных расходов, и в зависимости от этого скорректировать расчетные параметры температур теплоносителя, циркулирующего в системе отопления, и, тем самым, предотвратить излишнюю теплоотдачу отопительных приборов в процессе эксплуатации, обеспечив расчетную экономию теплоты от утепления здания.

Использование проектной величины расчетного расхода тепловой энергии на вентиляцию позволяет занормировать теплопотребление на нагрев приточного воздуха за отопительный период в общественных зданиях. После оценки теплозащиты здания на условные значения воздухообмена находим условный объем приточного воздуха, исходя из проектных значений расчетных расходов тепловой энергии систем приточной вентиляции и кондиционирования воздуха с учетом эффективности устройств энергосбережения при нагреве приточного воздуха в рабочее время. Затем определяется расход тепловой энергии на нагрев этого объема воздуха за отопительный период с учетом числа часов работы приточных установок в неделю и подставляется в формулу определения удельного расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию и кондиционирование за отопительный период.

Если полученная величина удельного расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха и тепловые завесы здания превышает нормируемое значение, то система вентиляции здания имеет недостаточную энергетическую эффективность. В этом случае следует либо предусмотреть дополнительные энергосберегающие мероприятия (например, применение утилизации тепла вытяжного воздуха для нагрева приточного или использование тепловых насосов) и повторить расчет при новых значениях теплопотребления на вентиляцию, либо выбрать систему отопления с более высоким коэффициентом эффективности авторегулирования, либо применить другие энергосберегающие решения.

Энергетический паспорт, составляемый по описанной форме, позволяет не только оценить энергоэффективность проектируемого и эксплуатируемого здания, но и обнаружив наибольшие потери теплоты или неэффективность автоматического регулирования ее потребления, наметить мероприятия по энергосбережению, рассчитать энергетический эффект от их реализации  и установить, какому классу энергоэффективности будет соответствовать рассматриваемое здание. Фактическое энергопотребление, полученное по приборам учета, следует сопоставлять с расчетными значениями, приведенными в энергетическом паспорте.

 

1 Приказ пока не согласован с Минюстом, но скорее всего количественные показатели пересматриваться не будут, тем более что они корреспондируются с Указом Президента России от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

2 За базовую принимается величина энергоэффективности, нормируемая по СНиП 23-02–2003 (табл. 8 и 9), или для эксплуатируемых зданий – по таблице целевых удельных показателей (Приложение 1 постановления № 900-ПП).

3 Это требование появилось поскольку 5 лет назад раздел «Энергоэффективность», разрабатываемый по СНиП 23-02–2003, был исключен из состава проекта согласно Постановлению Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию».

4 Приведена в Приложении 24 приказа Минэнерго РФ от 19 апреля 2010 года № 182.

Читать другие статьи под данной теме

- Класс энергоэффективности жилых зданий: теория и практика

- Уточнение таблиц базового и нормируемого по годам строительства показателей энергоэффективности жилых и общественных зданий

- О требованиях энергетической эффективности зданий из приказа № 262 Минрегионразвития России

- Нормативно-правовое обеспечение повышения энергетической эффективности строящихся зданий

- Постановление правительства РФ № 18 вернуло сторонников повышения энергоэффективности зданий в правовое поле

- Правила установления требований энергетической эффективности для зданий

- Энергоэффективные системы отопления: тенденции, практика, проблемы

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №8'2010

распечатать статью распечатать статью PDF pdf версия


Реклама
Реклама на нашем сайте
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования



Кондиционирование, отопление, вентиляция

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте