Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Проект  федерального закона  «О теплоснабжении»

Сфера теплоснабжения относится к числу важнейших государственных приоритетов России.

11 мая 2010 года прошли парламентские слушания «О совершенствовании нормативно-правовой базы теплоснабжения», организованные Комитетом Государственной Думы по энергетике. В числе других вопросов был рассмотрен проект Федерального закона «О теплоснабжении», подготовленный ко второму чтению, принятие которого завершит создание правовой базы новой российской энергетики.

Закон «О теплоснабжении» существует во всех цивилизованных странах мира. Россия пока является исключением, хотя потребность в таком законе назрела давно и вызвана следующими причинами:

•  отсутствием условий для привлечения инвестиций в отрасль;

•  необходимостью разграничения полномочий между различными уровнями власти;

•  продолжающимся снижением эффективности функционирования объектов большой энергетики по причине уменьшения доли тепловой энергии, вырабатываемой в режиме когенерации;

•  прекращением к 1 января 2011 года действия Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»;

•  бессистемным решением вопросов теплоснабжения новых объектов в рамках муниципальных образований;

•  отсутствием инструментов для решения проблем неплатежей;

•  правовым неравенством теплоснабжающих организаций и потребителей и т. д.

Предлагаемый проект закона «О теплоснабжении» нацелен в первую очередь на создание эффективной системы правового регулирования отношений в сфере производства, передачи, распределения, сбыта и потребления тепловой энергии.

Ключевыми принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются:

•  обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и теплопотребления;

•  приоритетное использование комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

•  развитие систем централизованного теплоснабжения;

•  повышение надежности и качества теплоснабжения потребителей;

•  соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и потребителей;

•  обеспечение экологической безопасности.

К наиболее важным положениям проекта закона «О теплоснабжении» относятся:

•  спецификация видов товаров в теплоснабжении (тепловая энергия, тепловая мощность и теплоноситель), что в дальнейшем позволит устанавливать требования к качеству теплоносителя;

•  определение центрами ответственности за тарифы органов государственной власти субъектов РФ;

•  установление двухставочных тарифов;

•  введение платы за поддержание резервной мощности при отсутствии реализации тепловой энергии;

•  заключение долгосрочных договоров;

•  отмена регулирования тарифов в сфере теплоснабжения при соблюдении определенных условий;

•  закрепление договорной конструкции;

•  регулирование условий подключения к системе теплоснабжения;

•  определение порядка распределения тепловой нагрузки в системе теплоснабжения;

•  установление очередности вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей из эксплуатации;

•  установление режима эксплуатации и ремонта бесхозных тепловых сетей;

•  организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя;

•  введение саморегулирования и страхования в теплоснабжении.

Данный проект закона «О теплоснабжении» четко разграничивает полномочия органов власти всех уровней.

Правительство РФ:

•  разрабатывает государственную политику в сфере теплоснабжения, являющейся частью энергетической стратегии Российской Федерации;

•  устанавливает правила регулирования отдельных отношений в сфере теплоснабжения;

•  утверждает правила организации теплоснабжения;

•  устанавливает порядок создания и функционирования систем обеспечения надежности теплоснабжения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в теплоснабжении;

•  устанавливает правила антимонопольного регулирования и контроля в сфере теплоснабжения.

Федеральные органы исполнительной власти:

•  контролируют и осуществляют надзор за соблюдением органами местного самоуправления требований законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения;

•  реализуют полномочия в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения;

•  определяют порядок расследования причин аварий и инцидентов в сфере теплоснабжения;

•  устанавливают порядок определения нормативов в сфере теплоснабжения;

•  проводят антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения;

•  осуществляют государственный контроль и надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения.

Органы исполнительной власти субъектов РФ:

•  реализуют полномочия в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения;

•  утверждают нормативы в сфере теплоснабжения;

•  определяют системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений и городских округов.

Органы местного самоуправления:

•  обеспечивают надежное теплоснабжение потребителей на территории муниципального образования, в том числе принятие мер в случае невыполнения (или отказа от выполнения) теплоснабжающими, теплосетевыми организациями или исполнителями коммунальных услуг своих обязательств;

•  рассматривают обращения потребителей по вопросам качества и безопасности теплоснабжения;

•  разрабатывают, утверждают и актуализируют схемы теплоснабжения;

•  осуществляют контроль за готовностью теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также отдельных категорий потребителей тепловой энергии к отопительному периоду.

Главные принципы тарифного регулирования, заложенные в законопроекте «О теплоснабжении», обеспечивают:

•  доступность тепловой энергии (мощности) для потребителей;

•  экономическую обоснованность затрат теплоснабжающих организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии;

•  повышение экономической и энергетической эффективности деятельности в сфере теплоснабжения;

•  открытость и доступность для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования;

•  стабильность отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии за счет установления долгосрочных тарифов;

•  учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Тарифное регулирование направлено на создание условий для повышения инвестиционной привлекательности теплоснабжения при соблюдении интересов потребителей.

Виды тарифов на товары и услуги в теплоснабжении:

•  предельные (минимальный и/или максимальный) уровни тарифов на:

- производимую генерирующими источниками тепловую энергию (мощность);

- тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям.

•  тарифы на:

- производимую генерирующими источниками тепловую энергию (мощность);

- тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям;

- производимый генерирующими источниками теплоноситель;

- теплоноситель, поставляемый потребителям;

- услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя;

•  плата за поддержание резервной мощности источника тепловой энергии или тепловой сети при отсутствии реализации тепловой энергии;

•  надбавки и тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые в соответствии с законодательством об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.

Современная водогрейная котельная для объектов коммунально-бытового, промышленного, административного и сельскохозяйственного назначения

Современная водогрейная котельная для объектов коммунально-бытового, промышленного, административного и сельскохозяйственного назначения

Одним из основных вопросов в теплоснабжении является установление порядка и принципов подключения к системе теплоснабжения. Законопроект «О теплоснабжении» предусматривает следующие основные принципы:

•  подключение осуществляется на основании утвержденной схемы теплоснабжения;

•  предоставление потребителю возможности добровольного снижения размера присоединенной тепловой нагрузки для дальнейшего перераспределения;

•  плата за подключение устанавливается в размере, необходимом для создания тепловых сетей для подключения к ближайшей к месту строительства камере тепловой сети;

•  предоставление потребителю возможности выбора способа оплаты: строительство за свой счет с последующей передачей теплосетевой организации в эксплуатацию либо оплата теплосетевой организации мероприятий по подключению.

Реализация указанных принципов позволит обеспечить надежность и качество теплоснабжения потребителей, стимулировать проведение энергосберегающих мероприятий, повысить прозрачность формирования платы за подключение.

Важным моментом в рассматриваемом проекте закона является договор теплоснабжения, который служит для установления взаимоотношений между сторонами на тепловом рынке. Проектом закона определяется следующий порядок заключения договора.

•  договор теплоснабжения потребитель заключает с теплоснабжающей организацией, в качестве которой уполномоченный орган может определить как генерирующую, так и теплосетевую компанию;

•  при наличии в системе нескольких теплоснабжающих и теплосетевых организаций они обязаны заключить между собой договоры поставки тепловой энергии, мощности, теплоносителя и договоры на оказание услуг по передаче тепловой энергии;

•  существенные условия договора теплоснабжения устанавливаются Правительством РФ;

•  законом устанавливаются существенные условия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии.

Принятие законопроекта «О теплоснабжении» позволит:

•  повысить прозрачность и управляемость систем теплоснабжения;

•  улучшить надежность и качество теплоснабжения;

•  перевести сферу теплоснабжения из социальной функции в экономически эффективную деятельность;

•  повысить платежную дисциплину в сфере теплоснабжения;

•  обеспечить баланс экономических интересов субъектов теплоснабжения;

•  улучшить инвестиционную привлекательность сферы теплоснабжения.

Таким образом, Федеральный закон «О теплоснабжении» после его принятия и вступления в силу будет регулировать всю систему взаимоотношений в отрасли.

 

В заключение следует отметить, что данный законопроект – непрямого действия. К нему потребуется разработать еще полтора-два десятка подзаконных актов, а именно:

•  правила организации теплоснабжения;

•  основы ценообразования и правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, включающих в том числе сроки рассмотрения дел об установлении тарифов, исчерпывающий перечень представляемой регулируемыми организациями документации, определение условий и порядка принятия решений по отмене регулирования цен (тарифов);

•  правила подключения к системам теплоснабжения;

•  правила учета тепловой энергии и теплоносителя;

•  правила оценки готовности к отопительному сезону;

•  правила утверждения и согласования инвестиционных программ в сфере теплоснабжения;

•  стандарты раскрытия информации теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также органами регулирования;

•  порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов, регулируемыми организациями и потребителями тепловой энергии при установлении тарифов, а также порядок рассмотрения разногласий, возникающих при утверждении и актуализации схем теплоснабжения;

•  порядок создания и функционирования систем обеспечения надежности теплоснабжения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в теплоснабжении;

•  порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей;

•  правила антимонопольного регулирования и контроля в сфере теплоснабжения;

•  требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения;

•  порядок установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий в сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) на отдельные виды товаров (услуг), которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определяемым настоящим федеральным законом;

•  порядок заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) объектами, потребляющими тепловую энергию и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 года;

•  правила определения стоимости активов и инвестированного капитала, ведения их раздельного учета, применяемых в деятельности, регулируемой с использованием метода доходности инвестированного капитала;

•  правила распределения для целей тарифного регулирования удельных расходов для производства тепловой и электрической энергии в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и выше.

Практика разработки и утверждения подзаконных актов к федеральным законам показывает, что этот процесс может длиться годами, поэтому заинтересованные организации могут присоединиться к этому процессу в какой-либо форме.

 

В статье использованы фрагменты из доклада заместителя министра энергетики РФ А. Н. Шишкина на парламентских слушаниях  законопроекта «О теплоснабжении» в Государственной Думе 11 мая 2010 года.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №5'2010

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования



Кондиционирование, отопление, вентиляция

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте