Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

О первостепенных задачах энергосбережения в Москве

 

Повышение надежности энергоснабжения Москвы является сегодня основным условием дальнейшего развития города и его безопасности. Главный путь достижения этой цели – решение первостепенных задач энергосбережения в городе.

В Москве в последнее время ежегодный рост электропотребления составлял 4,5 %. Но уже за девять месяцев 2006 года прирост энергопотребления составил 8 % вместо 5 %, запланированных на весь год. Ожидается, что в ноябре-декабре этот показатель увеличится. В основном это обусловлено значительным повышением объема жилищного, коммунально-бытового и других видов строительства. В городе сложилась иная система энергопотребления по сравнению с началом 1990-х годов. Тогда 30 % электроэнергии потреблялось населением, а 65–70 % – промышленностью. В настоящее время за счет строительства нового жилья и повышения его комфортности 50 % потребления электроэнергии приходится на жилой сектор, 20 % – на промышленность и 30 % – на сферу торговли, социально-бытового обслуживания, транспорт и пр. 1 января 2006 года в Москве насчитывалось более 110 тыс. строений, из них около 40 тыс. жилых, для которых необходимо обеспечивать стабильное энергоснабжение. Динамика развития города и, соответственно, потребление электрических мощностей значительно опережают темпы развития московской энергосистемы. Рост потребления электрической мощности превышает ее производство, и сегодня ее дефицит составляет около 4 000 МВт.

В связи с недостатком генерирующих мощностей принимаются экстренные меры по строительству новых. Правительством Москвы за последнее время принят ряд постановлений, связанных с комплексным развитием систем энергоснабжения города.

В системе энергоснабжения города планируется ввести в эксплуатацию свыше 5 480 МВт электрической, 4 785 Гкал/ч тепловой мощности и реализовать инвестиционные проекты по увеличению пропускной способности электрических сетей и повышению их надежности. Однако московские энергосистемы в течение ближайших лет будут испытывать дефицит мощности, т. к. строительство новых станций очень капиталоемкий и долгосрочный процесс. Энергосбережение является действенным способом снижения дефицита, зачастую более дешевым и позволяющим получить результат быстрее.

Сегодня еще не все понимают, что в сложившейся ситуации необходимо осуществить самое сложное – поменять подходы, психологию и принять принципиально новые решения, т. к. положение в стране за последние несколько лет изменилось коренным образом. Произошло следующее: кардинально поменялось правовое поле – проводятся реформы в энергетике, ЖКХ, реализуются национальные проекты; появился глобальный системный дефицит энергомощностей и сетевого хозяйства, ограничения по газу. В этих условиях в Москве необходимо формировать новую собственную энергетическую политику. Департаментом топливно-энергетического хозяйства разработан закон г. Москвы «Об энергосбережении в г. Москве», принятый 5 июля 2006 года. Он разработан в целях создания правовых, экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов и конкретизации положений федерального закона об энергосбережении применительно к условиям энергопотребления в городе.

Необходимо отметить некоторые шаги, предпринятые Департаментом в преддверии предстоящей зимы. Организована и ведется серьезнейшая работа по оперативному контролю энергомощностей для прохождения зимы. Собраны штабы, рабочие группы на всех уровнях, составлены и утверждены графики обязательных и добровольных ограничений. Проводится совместная работа с профильными департаментами по разработке конкретных предложений для экономического стимулирования промышленных предприятий по энергосбережению. Активно изучается опыт других регионов и различных предприятий в области энергосбережения, позволяющий наращивать темпы промышленного производства без существенного роста энергопотребления. Организована работа по принципиальной переработке городской программы энергосбережения. Достигнута договоренность и началась совместная работа с группой Всемирного банка по реализации программы стимулирования инвестиций в энергоэффективные проекты, в рамках которой будут проведены бесплатные семинары для руководителей промышленных предприятий, а также 15 бесплатных экспресс-обследований. Организована работа с Московским молодежным правительством по пропаганде энергосбережения и обучения основам энергосбережения. Определены объемы и планы энергоаудита объектов социальной сферы. Привлечены научные организации для разработки конкретных технических решений по энергосбережению в городском хозяйстве.

Что еще предстоит сделать? Каждому руководителю промышленного предприятия будет оказана помощь в организации и проведении простых и беззатратных мероприятий, направленных на энергосберегающее производство. Такие меры, как показывает практический опыт, позволяют снизить энергопотребление до 8 %. Внедрить механизм подключения новых объектов в условиях дефицитного района за счет проведения энергосберегающих мероприятий. Провести эскпресс-аудит систем энергоснабжения города на предмет выявления причин роста потребления электрической мощности, выявить конкретных потребителей, резко увеличивающих энергопотребление из-за использования электричества для целей отопления в пиковые часы. Организовать в максимально возможном объеме пропаганду энергосбережения. Важно дойти буквально до каждого жителя столицы. Надеемся в этом на помощь территориальных органов власти и всех заинтересованных лиц. Продолжить работу по привлечению внебюджетных источников в энергосбережение. Особое внимание необходимо уделить экономическому стимулированию. Департамент совместно с РЭК Москвы ведет работу и готовит предложение по введению в столице двухставочных тарифов с целью экономического стимулирования к снижению потребления мощности. Отдельно рассматривается возможность введения повышенных тарифов при неэффективном энергопотреблении. Необходимо разработать проекты правовых актов в развитие закона об энергосбережении, в первую очередь речь идет о необходимости нормирования энергетических показателей, паспортизации механизма оплаты мероприятий по энергосбережению за счет экономии. Разработать программу обучения основам энергосбережения, а также проект Московского кодекса об административных правонарушениях и мерах ответственности за неэффективное энергопотребление.

Далее остановимся на стратегических задачах. Все вышеперечисленное уже реализуется Департаментом. И, по нашим оценкам, эффект от всех этих мероприятий зимой 2006–2007 годов составит несколько сотен мегаватт электрической мощности, но этого мало. Перед нами стоит задача изменить стратегию развития города, сократив энергопотребление не на проценты, а в разы.  И в этой связи необходимо:

– разработать принципиально новую городскую программу по энергосбережению, создать собственную энергетическую стратегию Москвы;

– ввести систему принципиально новых целей и задач развития энергетики на уровне города и округов. Основной инструмент – плановый уровень энергоэффективности как задание Правительства и последующий жесткий контроль его исполнения;

– добиться изменения психологии использования энергоресурсов. Необходимо непрерывное обучение и массовая пропаганда идеи энергосбережения;

– создать новую систему контроля и надзора за энергосбережением. Это система правовых, административных и экономических мер. В Москве необходимо создать инспекции по контролю за эффективным использованием энергоресурсов. Департаментом уже подготовлен проект положения об инспекции;

– реализовать новую систему мотивации энергосбережения.

В первую очередь это гибкие тарифы, экономические санкции за неэффективное и нерациональное энергопотребление и использование устаревших и неэффективных технологий.

Все перечисленные мероприятия являются составной частью долгосрочной энергетической политики Москвы. Сегодня всем необходимо понять, что энергосбережение должно стать основным направлением развития экономики. И это возможно осуществить только совместными усилиями.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №6'2006

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования



Кондиционирование, отопление, вентиляция

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте