Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Опыт и проблемы адекватного использования данных массового учета и мониторинга ресурсопотребления

Для реализации задачи сокращения потерь ресурсов в коммунальном комплексе руководством Центрального округа Москвы в содружестве с инновационным комплексом Научного парка МЭИ сформулированы общие принципы территориального подхода, реализация которых потребовала достаточно длительной работы. Проведение таких комплексных работ по энергосбережению в существующем коммунальном фонде ЦАО в течение 2001–2005 годов позволило накопить разнообразный фактологический материал. В ходе комплекса работ по энергосбережению на территории ЦАО создано 17 зон энергетической эффективности, установлены приборы учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, системы регулирования тепловой нагрузки.

В целом за 2001–2005 годы системами учета и регулирования оснащены свыше 2 200 зданий (и 10 крупных ЦТП) с суммарной жилой площадью свыше 6,5 млн м2, на которой проживают свыше 250 тыс. жителей. Продолжается активная работа по созданию системы автоматизированного учета ресурсов САУР округа и установке узлов учета в рамках выполнения Постановления Правительства Москвы № 77-ПП. В процессе работ определены существенные расхождения договорных и фактических значений энергопотребления коммунального фонда города. Основные результаты работ можно условно разделить на 3 группы:

1. Демонстрационные:

- выявлена структурная несбалансированность гидравлических режимов, тепловых нагрузок и реального энергопотребления зданиями;

- скорректированы расчетные тепловые нагрузки объектов;

- определены реальные затраты энергоресурсов и воды населением в типичном фонде строений города.

2. Научно-методические:

- разработаны методики уточнения и коррекции удельных тепловых нагрузок, предложены удельные показатели для оценки энергетической эффективности зданий и сооружений;

- выявлены основные резервы энергосбережения, продемонстрированы возможности реализации энергосберегающих решений в зданиях.

3. Организационные и социально-экономические:

- определена структура нового механизма расчетов с энергоснабжающими организациями за отпущенные ТЭР;

- выявлены роли и функции энергосервисных компаний по обслуживанию приборов учета энергопотребления;

- осуществляется подготовка специалистов по тиражированию полученных решений на всей территории округа.

Динамика установки приборов учета и проведения расчетов

Рисунок 1.

Динамика установки приборов учета и проведения расчетов

На рис.1 показана динамика установки приборов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды, принятия их на коммерческий учет и организации расчетов с населения по показаниям приборов.

Разнокачественность потребителей (зданий) приводит к тому, что здания по-разному реагируют на изменения температур окружающей среды, при том, что система теплоснабжения в целом настроена на некоторые средние параметры зданий. Это создает дисбалансы энергопотребления, распределенные самым произвольным образом по территории, что подтверждается показаниями приборов учета и систем регулирования в зданиях муниципального жилого фонда.

Показатели ресурсопотребления по объектам энергоэффективности в районах ЦАО Москвы

Рисунок 2 (подробнее)

 

Показатели ресурсопотребления по объектам энергоэффективности в районах ЦАО Москвы

На рис. 2 показаны расхождения между расчетно-договорными значениями удельного теплопотребления выбранных объектов в рай-онах округа и фактическими затратами на отопление, полученные с помощью систем учета тепловой энергии. Установка различных систем регулирования теплопотребления* на зданиях приводит к экономии до 15–19 % тепловой энергии на отопление. В числе методов снижения «перетопов» и согласования режимов теплопотребления, наряду с установкой регулирующих устройств, целесообразно использовать технологии промывки отопительных систем зданий.

Использование массовых показаний приборов позволило получить достаточно адекватные данные потребления ресурсов: потребление горячей, холодной воды, удельные расходы тепла на отопление зданий по всем районам округа.

Построение эффективных систем распределенного регулирования и управления коммунальным теплопотреблением – важнейшая задача, как раз требующая органичной интеграции разнородных и разноплановых знаний специалистов по теплоснабжению, строительной теплофизике, инженеров и архитекторов, проектировщиков и эксплуатационников. Связка проблем упирается в особенности, степень коммунальности техносферы и инженерных структур жизнеобеспечения, с одной стороны, и в социальные аспекты энергорасточительства (энергосбережения), с другой. Поэтому, кроме соответствующих политических решений, новая методология (идеология) должна базироваться, включать в себя взаимосогласованные технические, организационно-экономические, информационные решения, социально-психологические технологии энергоресурсосбережения.

В числе таких возможных мер необходимо упомянуть:

- повышение роли и «веса» потребителей (создание и развитие сообществ – кондоминиумов, ТСЖ, территориальных форм самоуправления);

- повышение роли потребителей в обсуждении и формировании тарифов на поставляемые ресурсы;

- развитие открытых процедур заключения договоров на поставку ресурсов, открытость информации о деятельности поставщиков;

- возможность использования бюджетной экономии на возмещение разницы в тарифах территориальными органами управления (самоуправления) для целей энергоресурсосбережения;

- поэтапная гармонизация нормативно-правовых актов регионального и федерального уровня.

Масштабное тиражирование пилотных работ на всей территории округа требует дополнительных организационно-правовых документов как регионального, так и федерального масштаба. Дальнейшая реализация этих работ в округе в настоящее время увязывается с выполнением известного Постановления Правительства Москвы «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы г. Москвы» № 77-ПП.

Успешная реализация масштабных программ экономии ресурсов потребовала принятия соответствующих организационно-экономических и правовых решений, позволяющих реинвестировать высвобождающиеся бюджетные средства на дальнейшие цели энергосбережения. В их числе – распоряжение Правительства Москвы «О передаче бюджетных ассигнований на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию» № 1258-рп, распоряжение префекта ЦАО № 4467-р «Об организации работ по финансированию расходов на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию на территории ЦАО г. Москвы». Подготовлены и утверждены Порядок организации работ по передаче бюджетных ассигнований на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, типовой договор и дополнительное соглашение к действующим договорам на поставку тепла на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию для заключения ГУП ДЕЗ районов с поставщиками услуг.

Положение о порядке стимулирования энергосбережения в системе жилищного хозяйства г. Москвы утверждено Постановлением Правительства Москвы от 10.02.04 года № 71-ПП. Важнейшее отличие этих документов: выверка количества поступающих энергоресурсов поставщиками, ДЭЗ районов и энергосервисными компаниями и на этой основе оптимизация расходования бюджетных средств на основе взаимодействия районов, единого расчетного центра и казначейского управления территории. Совместно с поставщиками теплоэнергии в рамках этих совместных работ производится выверка количеств поставленной районам тепловой энергии, выявление непроизводительных потерь, анализ эффективности энергоиспользования. В настоящее время высвобождение бюджетных средств по статье «Возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию» составляет десятки миллионов рублей.

Таблица 1
Показатели потребления ресурсов в районах Центрального административного округа по данным систем учета
Районы Число
зданий,
шт.
Количе-
ство жиль-
цов, тыс.
Пло-
щадь,
млн м2
Теплос-
набжение,
тыс. Гкал
Удельные
расходы
тепла,
Гкал/м2•год
ГВС,
л/чел.•сут.
Арбат 285 14,2 0,5 96,3 0,13 127,88
Басманный 455 72 1,9 389 0,14 101,88
Замоскворечье 189 35,6 0,76 203 0,18 107,53
Красносельский 140 26,3 0,64 141 0,15 101,10
Мещанский 210 36,7 0,92 211 0,15 108,42
Пресненский 867 90,5 2,3 500 0,14 104,18
Таганский 528 90,7 1,95 459 0,16 95,43
Тверской 328 48,15 1,3 269 0,14 105,35
Хамовники 399 54,4 1,49 331 0,15 114,74
Якиманка 105 14,1 0,36 93,5 0,17 125,05
Таблица 2
Комплекс институциональных мер и мероприятий
Базовые направления институциональных мер Содержание направлений и разделы реализации Законодательные акты и положения
Создание новых институциональных структур в системе взаимодействий поставщиков и потребителей ТЭР Дополнительные преимущества создания объединений потребителей / граждан (кондоминиумы, ТСЖ, ТОС) Жилищный Кодекс РФ, закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики», Федеральный закон «О товариществах собственников жилья», закон «О приватизации жилья»
Институализация энергосервисных компаний (+ функции защиты прав потребителей) Гражданский Кодекс РФ, закон РФ «О защите прав потребителей», закон «О естественных монополиях», закон «О единстве измерений», Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий ТЭК», закон «О товарах и услугах общественного значения»
Институализация инфраструктур жизнеобеспечения территорий и связанных с ними отношений Введение услуги «с переменными (взаимодействующими) потребительскими свойствами»
Система нормативов энергоэффективности и безопасности систем энергоснабжения закон «О техническом регулировании», закон «Об энергосбережении», закон «О единстве измерений»
Закрепление (институализация) единых методических принципов гармонизации нормативно-правовой базы территорий Отработка критериев сбалансированности интересов потребителей, территории и поставщиков ТЭР Законы о местном самоуправлении, Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
Закрепление механиз-мов координации (согласования) действий и интересов сторон закон «О теплоснабжении», Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию»
Таблица 3
Увязка необходимых организационно-правовых документов разного уровня для проведения работ по энергосбережению
Городская целевая программа по энергосбережению на 2004–2010 годы Уровень города (региона) Территория (округ) Дополнительные нормативные документы
Постановление Правительства Москвы № 1027-ПП «О порядке стимулирования экономии ресурсов в бюджетной сфере» - -
Распоряжение Правительства Москвы № 1258-РП «О передаче бюджетных ассигнований на возме-щение разницы в тарифах на тепловую энергию» Распоряжение № 4467-р «Об организации работ по финансированию расходов на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию на территории ЦАО Москвы» Порядок организации работ по передаче бюджетных ассигнований на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию
Постановление Правительства Москвы № 71-ПП «О порядке стимулирования энергосбережения в системе жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы» Положение по использованию сэкономленных бюджетных средств по статье расходов «Возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию» на территории ЦАО Москвы
Постановление Правительства Москвы № 77-ПП «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы г. Москвы» План выполнения Постановления Правительства Москвы № 77-ПП по установке узлов учета ресурсов и созданию автоматизированной системы учета энергопотребления САУР Типовой договор и дополнительное соглашение к действующим договорам на поставку тепла на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию для заключения ДЕЗ районов с поставщиками услуг

Выводы

Радикальное сокращение энергозатрат в коммунальном комплексе города требует рассмотрения в качестве объекта уже не зданий, сооружений или сетей энергоснабжения, а целостного территориально комплекса. При этом частные решения энергосбережения не дадут масштабного эффекта без сочетания их с общими инфраструктурными мероприятиями на всех уровнях единого коммунального комплекса. Таким образом, системный подход должен, как минимум, включать в себя технологические и информационные инструменты, организационно-экономические и правовые решения.

Комплексный территориальный подход к повышению эффективности и надежности комплекса жизнеобеспечения, во-первых, предполагает наличие отработанных методик оценки эффективности коммунального хозяйства, соответствующих информационно-аналитических систем, во-вторых, неизбежно требует согласованности технических инноваций, организационно-экономических, политико-правовых мероприятий и сопутствующих информационных технологий.

Существенные колебания температурно-климатических условий отопительного периода также обостряют проблему создания адекватного распределенного регулирования и управления энергопотреблением коммунальными объектами. Создание системы автоматизированного учета ресурсопотребления САУР в масштабах округа – один из важнейших шагов на этом пути. Информационно-аналитические системы на их основе являются ядром построения систем поддержки принятия решений (СППР) в коммунальном комплексе.

Дальнейшая комплексная работа по повышению эффективности территориального коммунального хозяйства, наряду с уже осуществленными организационно-экономическими решениями, требует реализации целого комплекса мер: согласованных поправок в федеральное и местное законодательство, создания институциональных структур, способных при диалоге с поставщиками ресурсов отстаивать интересы как населения, так и территории в целом, отработки единых методических принципов компромиссной тарифной политики в энергоснабжении населения с учетом новых функций местного самоуправления.

Литература

1. Байдаков С. Л., Рогалев Н. Д. Комплексный территориальный подход к повышению энергетической эффективности коммунального хозяйства города // Энергосбережение. 2002. № 1.

2. Байдаков С. Л., Гашо Е. Г., Анохин С. М. ЖКХ России. М., 2004.

3. Дегтев Г. В. Организационно-экономические аспекты реализации программы энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Центрального административного округа Москвы // Энергосбережение. 2002. № 6.

4. Клименко А. В., Гашо Е. Г. Проблемы повышения эффективности коммунальной энергетики на примере объектов ЖКХ ЦАО Москвы // Теплоэнергетика. 2004. № 6.

5. Лапир М. А. Целевая программа: комплекс первоочередных мер по энергосбережению в Москве // Энергосбережение. 2001. № 5.

6. Рогалев Н. Д., Гашо Е. Г., Коваль А. В. Об итогах создания демонстрационной зоны энергетической эффективности «Скатертный» и перспективах энергосбережения в коммунальном комплексе города // Энергосбережение. 2003. № 1.

7. Рогалев Н. Д., Гашо Е. Г. Энергопотребление мегаполиса. О некоторых результатах комплексного подхода к рационализации энергопотребления коммунального хозяйства мегаполиса // АВОК. 2005. № 3.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №2'2006

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования



Кондиционирование, отопление, вентиляция

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте