Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Проблема оснащения водосчетчиками жилых зданий Москвы

 

Вопрос о массовой установке и использовании счетчиков холодной и горячей воды крайне актуален в рамках проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства. Основная проблема заключается в том, что существующая система управления ресурсоснабжанием жилых зданий, сформированная в 90-е годы без учета необходимости измерения фактического водопотребления общедомовыми и квартирными счетчиками горячей и холодной воды, не позволяет сделать счетчики необходимыми и эффективными для всех участников процессов водоснабжения. Без изменения схемы управления и ответственности за ресурсосбережение сложно наладить финансовые связи между поставщиками и потребителями ресурса, а также организовать оплату населением фактического потребления холодной и горячей воды. Сложившаяся система управления ресурсоснабжением жилых зданий имеет ряд принципиальных недостатков, главным из которых следует считать то, что подготовленная на ЦТП горячая вода не является самостоятельным ресурсом, ее потребление не оплачивается по показаниям счетчиков (общедомовых и квартирных). Мосводоканал вынужден начислять платежи за воду для ДЕЗ по показаниям счетчиков холодной воды.

Платежи за воду, которая поступает в водонагреватели для приготовления горячей воды, начисляют расчетным путем, распределяя эту воду пропорционально показаниям счетчиков холодной воды. При этом фактические потери воды в сетях горячего водоснабжения остаются неизвестными, соответствующие нормативы потерь не разработаны и не утверждены, все эти потери оплачиваются УК (управляющей компанией, ответственной за эксплуатацию жилого здания) и потребителями.

В существующей системе управления отсутствует мотивация для ресурсосбережения: доходы ресурсоснабжающих организаций не увеличиваются при снижении потребления тепла, горячей и холодной воды; доходы УК никак не зависят от объемов потребления ресурсов, т. к. они не получают плату за тепло и воду от населения; население оплачивает расчетное, а не фактическое потребление ресурсов.

Для изменения существующего положения могут быть рассмотрены различные варианты изменения схемы управления ресурсоснабжением жилых зданий. Наиболее рациональный вариант заключается в том, чтобы управление ресурсоснабжением осуществлялось только одной организацией – УК. При этом городские ресурсоснабжающие организации (Мосэнерго, Мостеплоэнерго, Мосводоканал) могут продавать ресурсы (тепло с параметрами 150–70 °С, холодная вода) по показаниям счетчиков на вводе своих сетей ЦТП.

УК могут быть переданы (возможно по конкурсу) и ЦТП, и все сети инженерного оборудования микрорайонов города, кроме сетей канализации. Тогда именно УК будет начислять платежи за горячую и холодную воду потребителям по показаниям общедомовых и квартирных счетчиков, а также начислять платежи за отопление помещений (самостоятельно или с привлечением ЕИРЦ). При этом именно УК должно нести полную ответственность за качество ресурсоснабжения потребителей. УК будет получателем их платежей за все ресурсы, будет осуществлять корректировку платежей потребителей при нарушении качества ресурсов. Для выполнения работ по техническому обслуживанию ЦТП и сетей УК может привлекать (по конкурсу) специализированные организации (возможно городские ресурсоснабжающие организации).

Достоинством «рационального» варианта является и то, что здесь увеличиваются денежные потоки, поступающие УК. Это значит, что управление ресурсоснабжением и эксплуатацией жилых зданий может стать привлекательным бизнесом. Становится возможной конкуренция за право управления и постепенная приватизация муниципальных УК

В связи с тем что рациональный вариант управления не может быть реализован в короткое время во всем городе, можно начинать совершенствование ресурсоснабжения жилых зданий с промежуточного варианта, в котором временно (до перехода к рациональному варианту) сохраняются некоторые элементы существующей схемы управления. В промежуточном варианте предусматривается, что ЦТП, а также сети отопления и горячего водоснабжения микрорайонов обслуживаются теплоснабжающими организациями, сети холодного водоснабжения и канализации – Мосводоканалом. В этом варианте управления Мосводоканал продает воду теплоснабжающей организации (Мосгортепло, Мостеплоэнерго и др.) по показаниям счетчика воды, установленного перед водонагревателем (бойлером). Теплоснабжающая организация приготавливает горячую воду, подает ее в жилые здания, продает горячую воду по договору с УК (в количестве, определенном по показаниям счетчиков горячей воды) и несет ответственность за качество горячей воды на вводе в жилое здание трубопроводов централизованной системы горячего водоснабжения. Ответственность за снабжение холодной водой жилых зданий несет Мосводоканал, который, как и в настоящее время, по договору с УК продает воду в количестве, определенном по показаниям счетчика воды, установленного на вводе в здание трубопроводов системы холодного водоснабжения.

Этот вариант соответствует требованиям существующей федеральной нормативной базы. Здесь горячая вода становится самостоятельным ресурсом, и УК закупает три продукта: тепло для отопления, горячую и холодную воду. Установка общедомовых и квартирных счетчиков воды становится целесообразной и выгодной всем субъектам ресурсоснабжения.

Без реализации рационального или одного из промежуточных вариантов управления ресурсоснабжением дальнейшая массовая установка квартирных счетчиков воды при строительстве жилых зданий теряет смысл, т. к. не может быть обеспечено их эффективное использование при эксплуатации жилых зданий. Поэтому целесообразно разделить проблему оснащения жилых зданий счетчиками горячей и холодной воды на два этапа.

На первом этапе следует предусмотреть обязательную установку общедомовых счетчиков воды во всех зданиях города (например, в срок до 2006 года), определив порядок установки приборов учета, а также источники финансирования работ по установке и обслуживанию счетчиков. На этом этапе необходимо потребовать установки общедомовых счетчиков горячей воды в тех жилых зданиях Москвы, где уже установлены счетчики холодной воды (например, в срок до 2005 года). Источники финансирования могут быть различными – бюджетные средства (по городской программе энергосбережения), средства, включенные в тарифы на ресурсы при их регулировании РЭК Москвы, а также внебюджетные средства, которые могут привлекаться специализированными организациями, предоставляющими услуги по установке и обслуживанию приборов учета. В любом случае в состав платежей населения необходимо ввести плату за дополнительную услугу по установке и/или обслуживанию приборов учета. Основанием для такого решения является то, что указанная услуга входит в состав коммунальных услуг, предусмотренных ОКУН (код услуги – 042 204). Кроме того, следует учитывать то, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 августа 1999 года № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» все виды фактически предоставляемых потребителям коммунальных услуг должны учитываться при расчете величины льгот по оплате услуг и/или жилищных субсидий. Это значит, что новая дополнительная услуга не ляжет тяжелым грузом на плечи низкодоходных слоев населения, а для остальных это нагрузка невелика (ориентировочно дополнительный ежемесячный платеж за общедомовые счетчики горячей и холодной воды не будет превышать 20–30 руб. для одной квартиры).

Второй этап оснащения зданий счетчиками воды – установка и обслуживание квартирных счетчиков горячей и холодной воды. Эти приборы можно устанавливать только в тех зданиях, где уже поставлены общедомовые счетчики воды. Кроме того, следует установить порядок, при котором заказ на предоставление услуг по установке и обслуживанию квартирных водосчетчиков УК должна делать только после коллективного решения о необходимости установки счетчиков, принятого нанимателями, арендаторами и собственниками квартир в жилом здании. Такое коллективное решение соответствует требованиям Гражданского кодекса РФ, который предусматривает (ст. 247, 288), что если имущество (например, жилое здание) находится в общей долевой собственности, то любые решения по обслуживанию (содержанию) здания принимаются по соглашению участников этой собственности. Это же положение закреплено и в нормативной базе Москвы (постановление Правительства Москвы от 22 мая 2001 года № 464-ПП «О проекте Концепции содержания, эксплуатации, ремонта и восстановления объектов жилищно-коммунального хозяйства в городе Москве», распоряжение Премьера Правительства Москвы от 30 января 1995 года № 72-РП «О дальнейшем совершенствовании отношений коллективных собственников строений» и др.). Есть и другие аргументы, обосновывающие необходимость установки квартирных счетчиков одновременно во всем здании, – сложность начисления платежей за воду, если общедомовые счетчики установлены, но квартирные есть только в части квартир; несправедливое начисление платежей за воду (более состоятельные граждане установили счетчики и платят по факту потребления, менее состоятельные не могут установить счетчики, но вынуждены платить не за фактическое, а за расчетное водопотребление).

У потребителей всегда есть две возможности оплачивать водопотребление: по общедомовым счетчикам (очевидно, что распределение этого потребления между квартирами никогда не может быть справедливым) или по квартирным (здесь все справедливо – каждый платит только за свое водопотребление и некоторую долю за потребление воды на общедомовые нужды). Отметим, что порядок оплаты по общедомовым счетчикам уже введен постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2000 года № 1009 «О состоянии расчетов за тепловодоснабжение и водоотведение в жилищном фонде г. Москвы и мерах по их совершенствованию», но не реализуется на практике, т. к. в жилых зданиях отсутствуют общедомовые счетчики горячей воды.

Сложившееся положение можно изменить при введении «иррационального» и «промежуточного» вариантов схем управления. Эти схемы необходимо ввести изменения, обеспечивающие необходимость установки общедомовых и квартирных счетчиков воды в жилых зданиях, эффективность их использования для начисления платежей за воду и для экономии воды. Поскольку организации, обслуживающие пока еще существующие ЦТП, должны продавать горячую воду по тарифам, регулируемым РЭК Москвы (учитываются нормативные затраты тепла на приготовление горячей воды), то расходы тепла на отопление всех зданий, подключенных к одному ЦТП, могут легко определяться как разность между общим потреблением тепла на ЦТП (по теплосчетчику на вводе системы теплоснабжения) и расчетным потреблением тепла на нужды горячего водоснабжения (произведение количества воды, измеренной счетчиком перед водонагревателем, на нормативные затраты тепла – 0,0684 Гкал/м3). При этом возможно, что теплосчетчики, измеряющие потребление тепла для отопления, нецелесообразно устанавливать в каждом здании, т. к. потребление этого тепла в основной массе московских жилых зданий не регулируется. Поэтому для практических целей достаточно контролировать параметры теплоносителя (количество и температуры) на вводе в каждое жилое здание. Оплату тепла для отопления зданий в настоящее время следует производить по договорам особого типа – договорам с фиксированным потреблением (примерный договор такого типа подлежит утверждению Правительства Москвы), т. е. договорам теплоснабжающей организации с УК, предусматривающим, что платежи потребителям начисляются по расчетному потреблению тепла в зданиях (по утверждаемым ставкам платежей за отопление). При этом разность собранных платежей потребителей и оплаты тепла, полученного на ЦТП и измеренного теплосчетчиком, следует формально закрепить за теплоснабжающей организацией, которая может и должна использовать эти средства на различные энергосберегающие мероприятия в интересах потребителей – модернизация оборудования ЦТП, санация сетей отопления и горячего водоснабжения, обеспечение качества регулирования отопления и т. п. Отчетность об использовании указанных средств должна предоставляться РЭК Москвы, УК и потребителям, подключенным к каждому ЦТП при пересмотре тарифов на тепло.

Таким образом, авторы считают установленным, что существующая практика управления ресурсоснабжением жилых зданий города неэффективна и, в частности, является основным препятствием для массовой установки и использования счетчиков горячей и холодной воды (общедомовых и квартирных), т. е. для обустройства Москвы водосчетчиками. Изменение сложившегося положения вполне возможно, но оно требует согласованных действий всех департаментов Москвы, управлений Правительства Москвы, городских ресурсоснабжающих организаций и организаций, управляющих эксплуатацией жилых зданий. Возможны различные концепции (варианты) изменения существующего положения, рассмотренные выше, но в любом случае потребуются значительные усилия и политическая воля для принятия соответствующих решений Правительства Москвы. Такие решения необходимы и возможны, т. к. реально будут защищать интересы граждан Москвы, обеспечивать реализацию принятых ранее основных направлений реформы ЖКХ.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Сантехника” за №4'2003

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования



Кондиционирование, отопление, вентиляция

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте