Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

ОПЫТ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ГОРОДСКОМ
ХОЗЯЙСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В целях активизации работ по энергосбережению Правительство Санкт-Петербурга в октябре 1997 года приняло постановление № 49 "Об основных направлениях по энергосбережению в городском хозяйстве Санкт-Петербурга" и утвердило региональную программу энергосбережения до 2005 года.

Главными задачами принятого постановления Правительства Санкт-Петербурга № 49 являются создание и развитие экономических и правовых методов стимулирования энергопроизводителей, энергопотребителей, инвесторов и населения к энергосбережению.

За последнее время разработан и введен целый ряд документов, создающих юридическую базу для осуществления целенаправленной работы в области энергосбережения:

  • разработана и введена в действие распоряжением губернатора от 6 ноября 1997 года № 1139 - р "Временная инструкция по установке приборов учета в жилых домах";
  • в марте 1998 года принят закон Санкт-Петербурга "О внебюджетном фонде энергосбережения";
  • в соответствии с поручением Правительства Санкт-Петербурга от июня 1998 года рабочей группой с участием всех заинтересованных отраслевых комитетов и организаций города доработан и вносится на рассмотрение Правительства проект закона Санкт-Петербурга "Об энергосбережении", обеспечивающий возможность формирования и осуществления единой региональной политики в области энергосбережения законодательными и исполнительными органами власти Санкт-Петербурга;
  • совместно с федеральными органами РФ создано Территориальное управление Госэнергонадзора Санкт-Петербурга и Ленинградской области, осуществляющее активную роль в реализации энергосберегающей политики;
  • в июле 1998 года создана Региональная энергетическая комиссия для выработки и проведения тарифной политики, в том числе и в области энергосбережения;
  • совместно с Комитетом финансов проведена работа по составлению реестра организаций, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга, по определению и установлению лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов в натуральном и денежном выражении для главных распорядителей бюджетных ассигнований, финансирующих предприятия и организации бюджетной сферы. Это позволило уменьшить расходы бюджета Санкт-Петербурга на сумму свыше 300 млн. рублей;
  • разработан реестр зданий, предприятий, организаций бюджетной сферы, на основе которого сформирована адресная программа установки приборов учета на 1999 год, обеспечивающая окупаемость вложенных бюджетных средств в течение одного отопительного сезона и последующее их сокращение на сумму не менее 50 млн. рублей в год;
  • разработан и реализуется график энергоаудита предприятий инженерно-энергетического комплекса. Проведенный энергоаудит ряда котельных ГП "ТЭК СПб" показал существенный резерв в снижении себестоимости производства теплоэнергии за счет сокращения потерь и внедрения учета ТЭР;
  • Комитетом по труду и социальной защите при участии Комитета по содержанию жилищного фонда и Комитета по энергетике разработана и реализуется программа социально-экономических мероприятий по обеспечению компенсаций затрат социально незащищенных групп населения по оплате энергии, газа и воды.

Для дальнейшего развития правовой основы энергосбережения, кроме перечисленного Комитетом по энергетике, подготовлены и находятся на согласовании в отраслевых комитетах администрации Санкт-Петербурга:

  • проект распоряжения губернатора Санкт-Петербурга "О совершенствовании системы оплаты за потребленные энергоресурсы и воду при расчетах с населением", что создает условия для массовой установки населением приборов учета и регулирования расхода ресурсов, прежде всего, в сфере потребления горячей и холодной воды, т.е. именно там, где имеются существенные резервы реальной экономии;
  • проект распоряжения губернатора Санкт - Петербурга "Об инвестиционных энергосервисных компаниях", обеспечивающий возможность привлечения средств отечественных и зарубежных инвесторов для внедрения энергосберегающих мероприятий и реконструкции действующего неэффективного оборудования.

К числу наиболее значимых энергосберегающих мероприятий, реализованных в 1998 году, необходимо отнести следующие:

По ГП "ТЭК СПб":

Внедрение энергоэффективных мероприятий в ГП "ТЭК СПб" позволило получить экономию энергоресурсов на сумму 24,5 млн. рублей.

Наиболее эффективными мероприятиями являлись:

  • внедрение на котлах КВГМ-1000 современных средств автоматического регулирования горения, что позволило сэкономить более 3 тыс. тонн условного топлива;
  • увеличение поверхности нагрева на котлах ПТВМ-50 позволило сэкономить 3,4 тыс. тонн условного топлива;
  • отремонтировано и реконструировано около 140 км теплопроводов, в т.ч. 87 км с использованием пенополиуретановой изоляции;
  • с целью повышения КПД проведена механическая и химическая очистка поверхностей нагрева паровых и водогрейных котлов;
  • для снижения отложений внутренних поверхностей котлов выполнена защита деаэрированной подпиточной воды в аккумуляторных баках под "зеркалом" воды и ряд других мер.

По ОАО "Ленэнерго":

  • капитально отремонтировано 34 км теплотрасс с применением пенополиуретановой изоляции;
  • проведена защита от коррозии теплофикационного оборудования в 30 теплофикационных камерах, что увеличивает его срок службы и снижает аварийность теплопроводов;
  • осуществлена замена более 60 клиновых задвижек на шаровые, что существенно сокращает утечки сетевой воды, и другие меры.

Внедрение этих мероприятий в 1998 году в ОАО "Ленэнерго" оценивается суммой свыше 4,0 млн. рублей.

По ГУП "Водоканал СПб":

  • реализуется программа управляемого электропривода, в рамках которой установлены частотные преобразователи вращения электродвигателей на насосных станциях, что позволило получить экономию электроэнергии в размере 3,7 млн. кВт·ч;
  • реализуется программа установки приборов учета холодной воды в бюджетной сфере и нежилом фонде (арендаторов);
  • внедрена энергосберегающая система аэрации на Центральной станции аэрации, в результате получена экономия электроэнергии более 1,0 млн. кВт·ч;
  • осуществлено регулирование режима насосов на Главной насосной станции и поддержание оптимального уровня в мокром отделении на Северной станции аэрации, что позволило сэкономить 232 тыс. кВт·ч;
  • проведена оптимизация работы аэротенков и усовершенствование процесса очистки стоков в Петродворцовом филиале и замена устаревшего оборудования 3-го подъема водопроводной станции в Колпино, что дало экономию электроэнергии 715 тыс. кВт·ч.

Внедрение энергосберегающих технологий в ГУП "Водоканал СПб" в 1998 году обеспечило суммарную экономию электроэнергии в размере 6,5 млн. кВт·ч на сумму около 2-х млн. рублей.

По ГЭСП "Ленсвет":

  • осуществлена установка современных светильников с источниками света меньшей мощности и замена ламп ДРЛ на ДНаТ в количестве 2613 штук;
  • внедрен второй этап АСУ наружного освещения.

Все это обеспечило экономию свыше 200 тыс. кВт·ч на сумму 1,8 млн. рублей.

По ПК ГГХ "Ленгаз":

  • установлено 511 узлов учета расхода газа;
  • капитально отремонтировано с использованием прогрессивной технологии (без вскрытия грунта) около 600 м газопроводов. Еще в стадии строительства находится 3,75 км газопроводов;
  • переведено на единое (среднее) давление 1,21 км газовых сетей;
  • выполнена диспетчеризация 2 ГРП.

Это позволило сэкономить около 1 млн. рублей.

В целом за 1998 год в инженерно-энергетическом комплексе Санкт-Петербурга достигнута экономия топливно-энергетических ресурсов от внедрения энергосберегающих технологий:

  • по топливу - 510,0 тыс. тут;
  • по электроэнергии - 12431 МВт·ч;
  • по воде - 10,3 млн.м3, что составляет более 5% от общего потребления энергоресурсов городом, а в денежном выражении более 200 млн. рублей.

За 1998 год на объектах городского хозяйства установлено:

  • 334 узла учета тепловой энергии;
  • 1015 узлов учета расхода газа;
  • 1703 газовых квартирных счетчика;
  • 5199 водосчетчиков.

В течение 1998 года значительное внимание было уделено пропагандистской работе. В средствах массовой информации проводилось широкое освещение хода реализации программы "Энергосбережение", включая городские и районные газеты, телевидение и местное радиовещание. Центром энергетики по Северо-Западу России совместно с Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению организован ряд практических семинаров по обучению кадров по вопросам энергосбережения.

В течение года проведен ряд семинаров, выставок, конференций по вопросам энергосбережения и приборного учета расхода энергоресурсов и воды во всех отраслях городского хозяйства совместно с Северо-Западным отделением Центра ЕС, Академическим центром теплоэнергоэффективных технологий, Санкт-Петербургским строительным центром, Санкт-Петербургским архитектурно-строительным университетом, "ЛЕНЭКСПО" и другими организациями.

Задачи на перспективу

Приоритетными задачами в области энергосбережения на 1999 год являются мероприятия, обеспечивающие максимальное снижение бюджетных средств на оплату потребленных энергоресурсов организациями и учреждениями, финансируемыми из городского бюджета, и снижение себестоимости энергоресурсов и воды при их производстве и транспортировке.

К числу наиболее важных задач, стоящих перед Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению в области энергосбережения, относится последовательное выполнение технических и нормативных мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 49. Планами на 1999 год предусматривается, в частности:

  • доработка и принятие проекта регионального закона "Об энергосбережении";
  • разработка и введение региональных норм потребления топливно-энергетических ресурсов и воды в бюджетной сфере.

Одним из наиболее эффективных путей реализации политики энергоресурсосбережения в сфере водопотребления в Санкт-Петербурге является создание механизма экономического стимулирования населения к бережному использованию горячей и холодной воды, поскольку, как упоминалось ранее, расходование именно этих видов энергоресурсов определяется потребителем, т.е. влиянием человеческого фактора, поэтому резервы экономии в этой сфере гораздо больше, чем, например, при экономии тепла на отопление.

С этой целью планируется ввести систему расчетов для населения за потребленные ТЭР и воду по нормативам, отвечающим реальному современному уровню водопотребления в Санкт-Петербурге, что позволит более справедливо распределять и потреблять хотя бы имеющееся тепло, сократить непроизводительные его потери.

На решение той же задачи направлена разработка дифференцированных тарифов и норм потребления электрической мощности в жилом секторе. Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению совместно с Региональной энергетической комиссией эта работа будет проведена в первом полугодии 1999 года.

Для снижения бюджетной нагрузки предусматривается усовершенствование системы лимитирования ТЭР и воды для организаций бюджетной сферы. Ожидаемое снижение энергоресурсопотребления составит около 5%. Эти средства будут направлены на дальнейшее развитие энергосбережения в Санкт-Петербурге.

Известно, что для решения задач оптимизации энергоресурсопотребления необходим учет потоков вырабатываемой и потребляемой энергии. С этой целью в 1999 году запланировано установить не менее 1000-1200 приборов учета тепла в организациях бюджетной сферы, что позволит реализовать принцип: оплата "по факту", а не "по расчету". Закупка и установка приборов учета ТЭР и воды будет производиться на основе централизованных тендерных торгов, это позволит снизить еще на 10-20% бюджетные расходы. Однако счетчики сами по себе никакой экономии не дают - необходимо снижать потери ресурсов и регулировать потребление тепла в зависимости от климатических условий и температурного режима помещений. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, внедрение систем учета и регулирования теплопотребления обеспечивает гарантированную экономию тепла 10-20%. Поэтому в 1999 году Комитетом по энергетике и Комитетом по строительству будет подготовлено распоряжение губернатора Санкт-Петербурга по выполнению Постановления Госстроя о повышении теплозащитных свойств ограждающих конструкций путем применения в новом строительстве и при реконструкции материалов с повышенными теплоизоляционными характеристиками, а также путем использования стеклопакетов и систем автоматического регулирования теплоснабжения зданий, в том числе с использованием термостатов.

Для создания реальной финансовой базы по энергосбережению в первом полугодии 1999 года необходимо доработать закон Санкт-Петербурга "О фонде энергосбережения" в части уточнения источников формирования Фонда. Предлагается в качестве одного из источников формирования Фонда использовать часть сэкономленных средств от внедрения энергосберегающих мероприятий. Аналогичный механизм создан и успешно функционирует во многих регионах РФ.

Концентрация финансовых средств в Фонде энергосбережения и рациональное их использование позволит успешно выполнять задачи, поставленные по реализации основных направлений по энергосбережению в постановлении Правительства № 49, и сэкономить бюджетные средства.

В настоящее время разработано и находится в стадии согласования положение об "Энергосервисных компаниях" (ЭСКО), которое позволяет создать механизм для привлечения инвестиций в инженерно-энергетическом комплексе.

Реализация перечисленных задач позволит сделать очередной заметный шаг по пути энергосбережения в городском хозяйстве Санкт-Петербурга, обеспечив тем самым реальную экономию топливно-энергетических ресурсов и снизить финансовую нагрузку на бюджет города.

 

Статья подготовлена администрацией Санкт-Петербурга

Контактный тел. (812) 312-5411

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №3'1999

распечатать статью распечатать статью


Статьи по теме

Реклама
Реклама на нашем сайте
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования



Кондиционирование, отопление, вентиляция

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте