Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Комментарии к постановлению Правительства Москвы

от 18 декабря 2001 года N№ 1122-ПП
"О приоритетных направлениях деятельности по реформированию жилищно-коммунального комплекса"

Цель введенной системы – психологически подготовить население к грядущей 100% оплате жилищно-коммунальных услуг

Суть новой системы оплаты коммунальных услуг, введенной в столице постановлением Правительства Москвы с 1 января 2002 года, заключается в том, что отныне жильцы будут получать два извещения на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В первом извещении будет указана стоимость жилищных услуг и услуг теплоснабжения (отопления и подогрева воды), рассчитанная исходя из ставок, установленных с учетом бюджетных дотаций, т. е. нанимателям и собственникам квартиры предъявляется к оплате только часть реальной стоимости услуг, а другая часть будет покрываться за счет бюджета города.

Во втором извещении указана стоимость жилищных услуг и услуг теплоснабжения, рассчитанная исходя из ставок, отражающих реальные затраты по оказанию услуг, т. е. без учета бюджетных дотаций – это так называемые «добровольные» ставки. По этим ставкам предлагается оплачивать жилищно-коммунальные услуги тем семьям, среднедушевой доход которых превышает 8,5 тыс. рублей в месяц.

Решение об оплате жилищно-коммунальных услуг по тем или иным ставкам принимается гражданами на добровольной основе.

Основная цель этого нововведения – проинформировать население о 100% стоимости предоставляемых ему жилищно-коммунальных услуг и таким образом психологически подготовить людей к грядущей отмене дотаций на оплату этих услуг. То есть не ожидается, что введенные меры обеспечат уже сейчас существенный приток дополнительных денежных средств. Хотя какие-то дополнительные средства, конечно, появятся. Они не будут изыматься, а будут направлены на улучшение качества предоставляемых услуг по содержанию домов и оборудованию их приборами учета ресурсов.

При этом сохраняется действовавшая доселе система льгот и субсидий.

Те граждане, чей платеж за жилищно-коммунальные услуги превысит 13% от совокупного дохода семьи, смогут, как и ранее, получить финансовую поддержку города, обратившись в районнный отдел Городского центра жилищных субсидий для оформления субсидий. Жилищная субсидия предоставляется исходя из площади жилья, занимаемого в пределах социальной нормы, и нормативов потребления коммунальных услуг.

Данные о пороговом уровне дохода семьи, ниже которого семья имеет право на получение жилищной субсидии, размещены на информационном стенде каждой жилищной организации. Там же указаны номера телефонов районного отдела Городского центра жилищных субсидий и режим его работы.

Нынешняя система оплаты жилищно-коммунальных услуг является переходной. Она, по моим оценкам, должна просуществовать 1–1,5 года и призвана, с одной стороны, получить и упорядочить информацию о категории населения, имеющего среднедушевой доход более 8,5 тыс. рублей в месяц (способного оплатить 100% стоимость услуг), а с другой стороны, усовершенствовать систему оформления документов при предоставлении жилищных субсидий малоимущим слоям населения. Последнее обстоятельство является крайне важным. С отменой дотаций количество семей, нуждающихся в городской поддержке, резко возрастет. Поэтому повышение оперативности и четкости оформления субсидий позволит избежать ажиотажа населения, длинных очередей, и, как следствие, не столь негативным будет восприятие реформы со стороны населения.

Через 1–1,5 года 100% оплата жилищно-коммунальных услуг должна стать обязательной для той категории граждан, которой сейчас рекомендуется это сделать на добровольной основе. Так что у широкой группы населения появляется прямая экономическая заинтересованность в учете потребляемых ресурсов (тепла и воды) и в экономном их потреблении. Конечно, на возросшую стоимость оплаты эксплуатации и технического обслуживания домов жильцы повлиять не смогут. Однако оплата отопления, горячего и холодного водоснабжения (доля которых в общей стоимости коммунальных услуг весьма высока) может быть существенно снижена за счет учета потребления, сопровождающегося экономией указанных ресурсов.

Это означает, что уже сейчас рачительным хозяевам необходимо активно приступить к оснащению квартир счетчиками горячей и холодной воды, а домов и подъездов – теплосчетчиками. Основные предпосылки для этого налицо. Кроме упомянутой экономической заинтересованности, такой предпосылкой является в первую очередь готовность технической базы к повсеместному внедрению приборов учета (широкий ассортимент приборов, дающий возможность выбора, возможности производителей и поставщиков позволяют обеспечить качественными приборами в количестве достаточном для проведения реформы). Справедливости ради следует отметить, что сейчас еще имеются проблемы, которые сдерживают массовое внедрение приборов учета. Это и несовершенство нормативной базы, и определенные сложности при массовом внедрении поквартирного учета тепла в старом жилом фонде, и некоторые другие проблемы. Но главная проблема – отсутствие реального, наделенного юридическими полномочиями хозяина в большинстве жилых домов. Эта проблема, о которой подробно писал журнал «Энергосбережение» еще в 1999 году (круглый стол «Учет тепла в Москве: состояние и перспективы», 1999, № 3), пока так и не решена.

И все же принятие и реализация постановления Правительства Москвы от 18 декабря 2001 года № 1122-ПП «О приоритетных направлениях деятельности по реформированию жилищно-коммунального комплекса» – важный шаг на пути решения стоящих проблем, что позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.


Население должно платить только за то, что потребило, и при условии поступления тепловой энергии и воды нужного качества

К сожалению, в новой системе оплаты коммунальных услуг сохранился старый распределительный принцип оплаты за отопление, горячую и холодную воду – по норме, одинаковой для всех, а не в соответствии с количеством, которое потребил каждый житель.

В результате, например, житель купил квартиру по более высокой цене в новом доме, построенном с учетом повышенных требований по теплозащите, когда на отопление 1 м2 тратится в 2 раза меньше тепла, чем в домах, построенных до 2000 года, а платит за отопление столько же, сколько и житель холодного дома. Или в квартире установлены водосчетчики, что является обязательным в домах, вводимых в эксплуатацию с 2000 года, и житель экономно расходует воду, чтобы платить меньше за ее потребление, но в соответствии с данным постановлением с него возьмут за потребление воды и ее нагрев столько же денег, как и со всех остальных.

Остается социалистический принцип распределения – всем поровну, хотя источники энергетических и водных ресурсов находятся уже у капиталистов. А последние, пользуясь этим, естественно, вздувают цены на тарифы, закладывая в них свои убытки, связанные с потерями при транспорте этих ресурсов, и не заботясь об энергосбережении при их производстве. Население же мало того, что лишено возможности экономить невозобновляемые ресурсы, оплачивает бесхозяйственность как капиталистов, так и государственных служащих, отвечающих за эксплуатацию жилищ.

Понятно, что такое решение вызвано тем, что в настоящее время отсутствуют тепло- и водосчетчики не только в квартирах, но и в подавляющем количестве домов. Но такие приборы установлены практически во всех центральных тепловых пунктах (ЦТП), от которых снабжаются теплом и водой группы зданий или в индивидуальных тепловых пунктах (ИТП), размещаемых на границе балансовой принадлежности теплосетей Мосэнерго или Мостеплоэнерго и Мосгортепла или других организаций, покупающих тепло у производителей и перепродающих его жителям.

Управление топливно-энергетического хозяйства Москвы совместно с НП «АВОК» разработало методику (проект, который приводится в этом журнале – с. 12), позволяющую выполнять расчеты за потребленное тепло с населением и арендаторами помещений в жилых домах на основании показаний теплосчетчика в ЦТП или ИТП с перерасчетом согласно проектной нагрузке в целом на каждый дом (при отсутствии тепло- и водосчетчиков на вводе в здание), а затем уже пропорционально занимаемой общей площади и количеству проживающих (работающих) людей (при отсутствии квартирных или субабонентных водосчетчиков) на каждую квартиру и арендуемые помещения.

За расчетную базовую величину принимаются показания теплосчетчика за период 1–3 года (в зависимости от того, когда установлен теплосчетчик), пересчитанные на среднюю фактическую температуру наружного воздуха за оплачиваемый период. В каждый последующий год население и арендаторы, если они не выполняли никаких дополнительных энергосберегающих мероприятий, оплачивают за тепло исходя из расчетной базовой величины с пересчетом на среднюю фактическую наружную температуру. Таким образом, базовый расход тепла, по которому в последующем проводится сравнение, – это замеренный теплосчетчиком за предыдущие 1–3 года объем тепловой энергии, прошедший через ЦТП (или ИТП) и отнесенный к перепаду температур, расчетной внутреннего воздуха и фактической наружного воздуха (средней за период измерения), в 1°C.

Теплораспределяющая организация (эксплуатирующая ЦТП и сети от него до дома) покупает у теплоснабжающей организации тепловую энергию по фактическому количеству, измеренному теплосчетчиком (в системе водоснабжения – по водомеру), а получает от потребителей исходя из базовой величины, пересчитанной на фактическую среднюю наружную температуру. Поэтому любое энергосберегающее мероприятие, выполняемое этой организацией, будь то снижение утечек и потерь тепла в распределительных тепловых сетях, применение более эффективной системы авторегулирования отопления, выполнение наладки тепловой сети и т. д., при обязательном соблюдении качества теплоснабжения приводит к увеличению прибыли в теплораспределяющей организации, которую можно расходовать на премиальный фонд и на инвестиции в другие энергосберегающие мероприятия.

В таких условиях организации, распределяющие тепло и воду, будут заинтересованы взять в свои руки и эксплуатацию внутридомовых систем отопления и водоснабжения, доведя возможность энергоресурсосбережения до каждого отопительного прибора и водоразборного крана. В частности, Мосводоканалу станет выгодно снижать утечки, устанавливать регуляторы давления на вводе зданий малой этажности и эффективную водосберегающую арматуру.

Чтобы у населения и арендаторов был стимул к сокращению энерговодоресурсов, есть два пути: либо предлагается установить домовые теплосчетчики на отопление и водосчетчики на системы водоснабжения, и потребитель расплачивается по их показаниям с распределяющей организацией, выполняя сберегающие мероприятия и платя меньше за потребленные ресурсы; либо согласительная комиссия оценивает эффект энергосбережения и сокращает на эту величину базовый показатель оплаты. В обоих случаях на такую же величину снижается базовая величина отпускаемой энергии на ЦТП.

По мере окончания установки теплосчетчиков на всех ЦТП или ИТП, подключенных к тепловым сетям магистрали ТЭЦ или котельной, необходимый объем отпускаемой от источника тепла энергии будет определяться как сумма показаний теплосчетчиков на каждом абоненте плюс процент тепловых потерь, который входит в расчет тарифа на отпускаемое тепло. Разница между величиной отпускаемого тепла и просуммированного – это убытки теплоснабжающей организации, и она будет стремиться снизить их до минимума.

Естественно, необходим контроль параметров качества отпускаемого со станции и подаваемой потребителю тепловой энергии и воды, чтобы не получилось так, что, например, источнику тепла надо сбросить излишек тепла и он в относительно теплый период отопительного сезона завышает температуру теплоносителя. В результате у потребителя без соответствующих приборов автоматики на теплосчетчике «накручивается» величина большая, чем требуется по погодным условиям. Или из-за нарушений в ЦТП была снижена температура горячей воды и жители, чтобы компенсировать этот недостаток, увеличили потребление горячей воды – горячеводный водосчетчик «накрутил» большую величину, что отразилось на увеличении счета оплаты за тепло. Возможно снижение температуры воды у водоразборных кранов из-за нарушений в потокораспределении горячей воды или попросту из-за выключения циркуляционного насоса, что вызывает излишний слив воды для достижения нужного температурного режима, и это также скажется на оплате за тепло и воду.

Поэтому параллельно с введением нового механизма оплаты необходимо осуществлять контроль параметров качества отпускаемой со станции и подаваемой потребителю тепловой энергии и воды.

В ЦТП и ИТП необходимо выполнять контроль за параметрами поступающего от источника теплоносителя – среднесуточная температура в подающем трубопроводе теплосети не должна отличаться от утверждаемого графика более чем на ±3°C, давление в обратном трубопроводе должно быть не ниже чем на 2 м от заданного и не выше чем на 5 м водяного столба. Должны быть заданы пределы изменения перепада давления между подающим и обратным трубопроводами теплосети. Все эти параметры должны обеспечиваться теплоснабжающей организацией.

Со стороны теплоснабжающей организации осуществляется контроль за температурой обратной воды, возвращаемой в теплосеть. Она не должна превышать более чем на 2°C требуемую по графику, но не в зависимости от температуры воды в подающем трубопроводе, а от среднесуточной температуры наружного воздуха.

Водоснабжающая организация должна указать значение минимального давления в часы максимального водоразбора (складывающегося фактически для данного района, а не абсолютно минимального, которое должно быть гарантировано) и давления в водопроводе в ночные часы.

Теплораспределительная организация обеспечивает заданную температуру воды в подающем трубопроводе горячего водоснабжения на выходе из водонагревателя с точностью ±2°C и заданное водораспределительной организацией давление воды в этом трубопроводе с точностью ±3 м водяного столба, если сохраняется существующее разделение обязанностей между теплораспределительной организацией и водоснабжающей.

Было бы более правильно, если бы Мосводоканал принял на себя ответственность за обеспечение требуемого давления в системах холодного и горячего водоснабжения и распределение воды до каждого водоразборного крана, гарантируя потребителю наличие в любой момент времени воды в кране, а нужную температуру горячей воды спустя 10 с после открытия крана. В этом случае в ведении специально созданной водораспределительной организации должны находиться подкачивающие и циркуляционные водопроводные насосы в ЦТП с регуляторами давления, сети холодного и горячего водоснабжения вместе с внутридомовыми системами. В ведении теплораспределительной организации остаются водонагреватели горячего водоснабжения с тепловой автоматикой.

Теплораспределяющая организация, кроме того, отвечает за приготовление теплоносителя нужных параметров для систем отопления и за поддержание на заданном уровне температуры воздуха в отапливаемых помещениях с учетом соблюдения нормативного воздухообмена в них и параметров первичного теплоносителя, поступающего от теплоснабжающей организации.

Вероятно, было бы целесообразно создать в системе ГУП «Мостеплоэнерго» хозрасчетную службу с функциями, аналогичными Мосгортепло, для эксплуатации и ремонта ЦТП и ИТП, которая также покупала бы тепловую энергию у службы, ее производящей и транспортирующей. Тогда появится заинтересованность в реализации энергосберегающих проектов.

На наш взгляд, внедрение предлагаемой методики расчетов будет стимулировать энергосбережение на всем пути производства, транспорта и потребления тепловой энергии и водных ресурсов.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №1'2002

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования



Кондиционирование, отопление, вентиляция

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте