Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Массовый отказ насосов Grundfoss
Диалог специалистов АВОК > ОБЩИЙ ФОРУМ > Отопление > Теплоснабжение
Взводатор
Добрый день!

На одном из объектов столкнулись со массовым однотипным выходом насосов Grundfoss 50-120F из строя.
Отказ заключается в разгерметизации насоса и попадании воды в обмотки статора. Стакан повреждается пояском по краю ротора, дальнего от крыльчатки. По следам видно, что статор вдавливает стакан и происходит точечная выработка как ротора, так и стакана.

Насосы работали на второй скорости (0.94А), защита - моторстартер Lovato LS251T (0.63-1A). Насосы при отказе отключаются по срабатыванию защиты превышения тока. Значение тока по фазам 2,2,3А. Напряжение на всех фазах 390В. Отработали один отопительный сезон. Летом стояли под давлением, ежесуточно прокручивались в течении 3мин.

Сервисный центр отказывает в гарантии на том основании, что вода в системе "неподготовленная" (закачана из ГТС), залипли подшипники, ротор не вращался, статор перегрелся и расширился (только как он тогда мог повредить стакан? smile.gif ), а тестирование проводится "в автоматическом режиме без надзора персонала"

Встречались ли у кого такие отказы и кто как диагностировал причины?Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Взводатор
Взглянули на повреждения свежим взглядом - сфотографировали внутренности с другим ракурсом. На фотографии видно, что механического повреждения стакана нет. Т.е. стакан не протерт, а корродировал. Скорее всего - электрокоррозия. Вот теперь думаем, откуда там мог взяться потенциал. Коррозия и стакана и ротора подсказывает, что полярность источника - знакопеременная. Может, переменка, а может - частая смена постоянки.
Одно фото - состояние стакана после двух дней хранения после отмывки. Второе - заново отмытый. Наличие ржавчины указывает на то, что стакан изготовлен из ржавейки. Проверили - магнитные свойства проявляются хорошо - немного слабее, чем у простого железа..
Рыбы
Лет 30 назад я слушал лекции по АРИЗ-у (сегодня это ТРИЗ).К нам приезжал из Молдавии известный изобретатель Злотин.Он работал на Молдавгидромаше.Тот производил погружные скваженные насосы.Оказалось основная причина выхода их из строя была коррозия корпуса, проще говоря доходило до дыр.Однако он, исследуя кучу брака, обнаружил, что коррозия начиналась не изнутри, а снаружи стакана насоса и шла внутрь!Размыслив он пришёл к выводу, что природа коррозии электрохимическая, а источник-сам насос.Те насосы имели пластмассовую крыльчатку!Потом он доказал, что она в некоторых условиях начинала работать как электростатический генератор(вспомните машину со школы).Электростатика накапливала огромный потенциал и он способствовал коррозии.Насосы использовались в условиях вечной мерзлоты в Якутии.Ваш регион судя по адресу не блещет сильной электропроводностью воды.Есть подозрение , что у Вас сложились все факторы аналогично. Злотин решил проблему установив в новую конструкцию насоса токосъёмник(щётку из бронзы) соединяющий вал с корпусом насоса.Смех смехом, но подобное решение существует не поверите где - в ступице передней подвески автомобиля Мерседес (там по-видимому применяются подшипники с пластиковыми сепараторами).
Ernestas
Цитата(Рыбы @ 5.10.2010, 21:17) *
Ваш регион судя по адресу не блещет сильной электропроводностью воды.

Значит проблему можно решить увеличив электропроводность воды?
Токосъёмник то цеплять некуда smile.gif
BadMax
Цитата(Рыбы @ 5.10.2010, 21:17) *
Лет 30 назад я слушал лекции по АРИЗ-у (сегодня это ТРИЗ).К нам приезжал из Молдавии известный изобретатель Злотин.Он работал на Молдавгидромаше.Тот производил погружные скваженные насосы.Оказалось основная причина выхода их из строя была коррозия корпуса, проще говоря доходило до дыр.Однако он, исследуя кучу брака, обнаружил, что коррозия начиналась не изнутри, а снаружи стакана насоса и шла внутрь!Размыслив он пришёл к выводу, что природа коррозии электрохимическая, а источник-сам насос.Те насосы имели пластмассовую крыльчатку!Потом он доказал, что она в некоторых условиях начинала работать как электростатический генератор(вспомните машину со школы).Электростатика накапливала огромный потенциал и он способствовал коррозии.Насосы использовались в условиях вечной мерзлоты в Якутии.Ваш регион судя по адресу не блещет сильной электропроводностью воды.Есть подозрение , что у Вас сложились все факторы аналогично. Злотин решил проблему установив в новую конструкцию насоса токосъёмник(щётку из бронзы) соединяющий вал с корпусом насоса.Смех смехом, но подобное решение существует не поверите где - в ступице передней подвески автомобиля Мерседес (там по-видимому применяются подшипники с пластиковыми сепараторами).

позновательно rolleyes.gif
Взводатор
Спасибо.

Электростатику мы не рассматривали. Я думаю, вода в ГТС - хороший коктейль из разных примесей, поэтому электропроводность вероятна даже повышенная. Поэтому электростатическое электричество будет зашунтировано. Хотя, как раз это шунтирование и может привести к возникновению тока.
Это еще один путь поисков, т.к. сопротивление между ротором/крыльчаткой и корпусом насоса в сухом состоянии 1.5-10Ком на разных насосах. Т.е. по сути он изолирован от корпуса. Правда, как тут может возникнуть ЭДС и как она сконцентрируется в нужном месте - пока усмотреть не могу, но аналогия с пластиковой крыльчаткой вполне уместна. Сопротивление через воду со счетов сбрасываю, т.к. вода в этом случае уже выступает как проводник паразитного тока, а не шунт.

Мы более склоняемся к электромагнитной наводке и что она концентрируется у дальнего от крыльчатки края ротора. Возможно, дефект в коротко-замкнутом роторе, когда наведенная ЭДС не шунтируется, создавая магнитное поле, а присутствует на роторе диаметрально и кратчайший для нее путь - ротор-вода-стакан-вода-ротор. Примерно так, как показал на рисунке.

Первоначально мы еще рассматривали блуждающие токи от метро, но измерения показали отсутствие токов в трубах и потенциалов на них относительно заземления объекта и между различными элементами оборудования. Все элементы имеют хороший электрический контакт между собой.

Нас настораживает именно массовость и однотипность отказов.
Да, раньше не сказал - насосы стоят в контурах циркуляции приточных установок.
LordN
а частотников гденить рядом нету?
Взводатор
Нет, частотников нет. По-крайней мере в ближайшем окружении.
Объект протяженный - 600м и такой дефект наблюдается повсеместно. Проверили пару насосов, которые еще работают - та же картина, только стаканы еще целые. Проверили и один насос, который заменили самым первым (из другой партии) - на нем стакан без следов выработки, при том, что он проработал немногим меньше, чем остальные. Поэтому причины отказов смещаются к материалу стакана. Либо он не противостоит электрохимической коррозии, либо коррозии вообще.
LordN
Цитата
Либо он не противостоит электрохимической коррозии, либо коррозии вообще.
тогда остается только экспертиза на соответствие факта и заявленого материала... но шансов на выигрыш врядли много.
просто наблюдал за попытками получить ответ по гарантии от продавцов компрессоров за сломанный коленвал, там все кончилось ничем кажется.
Взводатор
Да уже удостоверились, что гарантийные случаи всегда приходится доказывать и иногда с пристрастием. smile.gif
insys-r@bk.ru
Уважаемый, Взводатор.
Наша компания уже много лет является сервисным центром насосов WILO. И подобную картину износа гильзы ротора мы наблюдаем довольно часто. Думаю ответ на ваш вопрос гораздо более прозаичен, чем теория об электрокоррозии. Все упирается в ошибки монтажа Если вы внимательно посмотрите на фотографии, которые вы выложили в начале темы, (а именно те, на которых изображен вал двигателя), то увидите, следы перекаливания вала (посинения и т.п.), и следы механического износа (глубокие царапины и т.п.). В насосах с мокрым ротором практически всех производителей используется графитовая пара скольжения - металлический вал и графитовый подшипник. Наличие воды в гильзе ротора обеспечивает охлаждение ротора и смазывание подшипника скольжения. Как вы знаете при монтаже ротор мокрохода может располагаться строго горизонтально и никак иначе, именно это условие обеспечивает надежное смазывание подшипников. Даже небольшое отклонение ротора от горизонтального положения может привести к завоздушиванию насоса, а следовательно прекращению смазывания заднего подшипника. Гнездо подшипника - разбивается и ротор начинает задевать стенки гильзы ротора. И в результате - износ который вы видите.
Как правило фирма Грюндфос в своих насосах закладывает почти двукратный запас прочности, и они достаточно редко выходят из строя. Может в связи с прошлым кризисом начали экономить smile.gif Ну и наверняка сервисники не знают об этой проблеме и поэтому отказали вам по первой причине, которая пришла в голову smile.gif

Кстати не вся нержавейка не магнитная .
vnvik
Цитата(insys-r@bk.ru @ 9.10.2010, 15:12) *
Даже небольшое отклонение ротора от горизонтального положения может привести к завоздушиванию насоса, а следовательно прекращению смазывания заднего подшипника.

Небольшое - это сколько?
insys-r@bk.ru
Небольшое - это столько, сколько хватит, что-бы завоздушило задний подшипник.

Кстати не обязательно, что насос стоит не правильно, могли тупо не спустить воздух при пуске насоса

Для начала, что бы проверить мою теорию - проверьте подшипник, есть ли радиальное биение вала в подшипнике?
Взводатор
insys-r@bk.ru, спасибо и за эту версию, но мы ее рассмотрели с самого начала. Мы знаем, как проявляется износ подшипников и к чему приводит - это, к сожалению, не тот случай и тогда бы мы даже не поднимали вопроса о гарантии. В данном случае люфта в подшипниках нет даже на той паре, где следы от подшипника хорошо проявлены. Такая пара одна, в остальных вал в прекрасном состоянии.

Насосы расположены на вертикальных трубопроводах, валы горизонтальны. Защищены по току моторстартерами, от сухого хода - датчиками давления на 0.5 бар. Система все лето стояла под давлением. Прокрутка ежедневно по 3 минуты. Отказы диагностировались примерно по одному за 1-2 месяца. Первые два насоса заменили за свой счет до решения вопроса о гарантии, но пока он "решался" проблема разраслась еще больше. Отказы при фактической неработе насосов нас и привели к тому, что рассматриваем коррозию.

Завоздушивание насоса сразу же сказывается на параметрах приточки и прекрасно видно на трендлогах. Кроме этого поведение приточки сразу же выбивается из нормы и легко обнаруживаетя простым сравнением с соседними.

Если посмотреть на фоторграфию DSC02018.JPG, то можно видеть, что отверстия появляются сначала как серия точечных проколов, которые потом сливаются в продолговатые отверстия. Механическое протирание выглядит по-другому - видны следы трения до и/или после отверстия. Зазор между валом и стаканом - 0.9мм (разность диаметров 1.8мм). Обнаружить такой люфт не составило бы труда.

Да, не вся нержавейка немагнитная. Но магнитные свойства показывают на количество присадок. Притяжение к магниту стакана от другого насоса, снятого пару лет назад, было гораздо слабее. Кстати, толщина гильзы даже на ощупь заметно больше.

Завтра будем сдавать воду на анализ.

Wildboar
Лет 6 назад сталкивались с похожей проблемой. Грюндфосовские UPSки начали выходить из строя. С ротора отслаивался металл мелкими чешуйками и этот абразив очень быстро выводил насос из строя до полного заклинивания. Так как насосы стояли на узлах обвязки приточек и работали только в отопительный период (а не полный год), то гарантийный срок к моменту поломок уже вышел. Хорошо объект был новый и все бухгалтерские документы на месте были. Оказалось, что все вышедшие из строя насосы из одной поставки. На эту мысль навела поломка насосов только в одном производственном корпусе. Пришлось менять. На том дело и успокоилось. Больше проблем не было. Потом от одного коллеги услышал мнение (за достоверность не поручусь и да простят меня Грюндфосовцы), что такие "накладки" начали происходить после запуска завода Грюндфос в Турции.
Взводатор
Wildboar, ситуация практически 1:1. smile.gif. Только вместо заклинивания - разгерметизация и гарантия еще не вышла.
Вот как раз на пятой фотографии в первом сообщении и видно такое отслаивание. Возможно, именно из за него такие явные следы подшипника на валу. Эта же бахрома оставила на внутренней стенке стакана заметные следы. Но это уже следствие, а не причина.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.