Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Реверсное включение асинхронного двигателя через устройство плавного пуска
Диалог специалистов АВОК > ОБЩИЙ ФОРУМ > Электроснабжение
PutnikAda
Здравствуйте, друзья!
Есть устройства плавного пуска ABB моделей PSR и PSS. Уже использовал их - все хорошо. Но если двигатель нужно будет запустить в реверс, что нужно будет учитывать? Не могу сложить картину, как эти устройства могут повлиять на реверсный пуск на противоходе, то есть при переключении фаз до полной остановки двигателя.
Или как вообще лучше снижать пусковой ток при пуске? Двигатель - обычный асинхронник с короткозамкнутым ротором, обмотки собраны в треугольник уже внутри. Двигатель крутит обычный турбинный вентилятор, мощность около 30 кВт, но проблема в том, что этих вентиляторов будет около 20 штук.
Аспект
Переключение фаз должно происходить после остановки двигателя. Переключение фаз до остановки есть режим торможения противовключением, вызывающий бросок тока соизмеримый или более пускового и дополнительную динамическую нагрузку на механическую часть вентилятора. Судя по мощности двигателя, момент инерции всего механизма (маховый момент) довольно большой, резкое изменение направления может вызвать срезку шпонки или сворачивание вала. Сначала нужно остановить вентилятор, а потом менять направление вращения. Устройство плавного пуска предусматривает и плавную регулируемую остановку в заданном темпе и величине тока. После остановки вентилятора, схема управления должна дать разрешение на реверс и последующий пуск в противоположном направлении.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
PutnikAda
Цитата(Аспект @ 25.1.2019, 12:13) *
Переключение фаз должно происходить после остановки двигателя. Переключение фаз до остановки есть режим торможения противовключением, вызывающий бросок тока соизмеримый или более пускового и дополнительную динамическую нагрузку на механическую часть вентилятора. Судя по мощности двигателя, момент инерции всего механизма (маховый момент) довольно большой, резкое изменение направления может вызвать срезку шпонки или сворачивание вала. Сначала нужно остановить вентилятор, а потом менять направление вращения. Устройство плавного пуска предусматривает и плавную регулируемую остановку в заданном темпе и величине тока. После остановки вентилятора, схема управления должна дать разрешение на реверс и последующий пуск в противоположном направлении.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Устройство плавного пуска просто понижает напряжение при торможении. То есть напряжение может быть снижено до нуля, но это ведь не значит, что вал остановился?
Если вы сталкивались с УПП ABB, можете что-то посоветовать? Функция торможения, насколько я смог разобраться есть только в линейках, начиная с PSE.
PutnikAda
Немного глубже разобрался с этими УПП. Реле RUN - это сигнализация о том, что на двигатель подано питание, получена команда Start и УПП начинает работать. Реле TOR - сигнализация о том, что двигатель вышел на номинальный режим и УПП переключилось на байпас. Вот только не ясно с командами старт\стоп, когда УПП понимает, что двигатель надо пускать или тормозить?
Главный вопрос у меня о торможении. В прошлом моем аналогичном проекте использовалась схема звезда-треугольник и реверс включали даже на лету, вообще без предварительного тормоза. Но там был какой-то специальный двигатель, который сам гасит механическую нагрузку от противовключения, не знаю как. А здесь пока неизвестно, что повесят.
УПП PSR имеет функцию торможения понижением напряжения. Например я выставил потенциометр торможения на максимум - 20 секунд. За эти двадцать секунд УПП понизит напряжение на двигателе до минимума и отключит его от сети, реле RUN разомкнется. Но это ведь не значит, что вал двигателя остановится?
Аспект
Цитата(PutnikAda @ 25.1.2019, 13:57) *
Немного глубже разобрался с этими УПП. Реле RUN - это сигнализация о том, что на двигатель подано питание, получена команда Start и УПП начинает работать. Реле TOR - сигнализация о том, что двигатель вышел на номинальный режим и УПП переключилось на байпас. Вот только не ясно с командами старт\стоп, когда УПП понимает, что двигатель надо пускать или тормозить?
Главный вопрос у меня о торможении. В прошлом моем аналогичном проекте использовалась схема звезда-треугольник и реверс включали даже на лету, вообще без предварительного тормоза. Но там был какой-то специальный двигатель, который сам гасит механическую нагрузку от противовключения, не знаю как. А здесь пока неизвестно, что повесят.
УПП PSR имеет функцию торможения понижением напряжения. Например я выставил потенциометр торможения на максимум - 20 секунд. За эти двадцать секунд УПП понизит напряжение на двигателе до минимума и отключит его от сети, реле RUN разомкнется. Но это ведь не значит, что вал двигателя остановится?


При переключении звезда - треугольник нет реверса; есть переключение фазных обмоток при пуске с напряжения 220В на 380В с целью снижения величины пускового тока при больших моментах инерции приводимого механизма. При снижении УПП напряжения и частоты на двигателе до нуля можно считать, что двигатель остановился.
Работал с УПП Schneider Electric. С УПП АВВ пока не приходилось.
PutnikAda
Цитата(Аспект @ 26.1.2019, 16:05) *
При переключении звезда - треугольник нет реверса

Я имел ввиду, что в моей конкретной схеме был еще и реверс.
Цитата(Аспект @ 26.1.2019, 16:05) *
При снижении УПП напряжения и частоты на двигателе до нуля можно считать, что двигатель остановился.

УПП ведь не регулирует частоту, только напряжение?
Цитата(Аспект @ 26.1.2019, 16:05) *
Работал с УПП Schneider Electric. С УПП АВВ пока не приходилось.

Вообщем пока решил использовать реле RUN. Подключить его выходы к общему контролеру и не давать сигнала на пуск, пока это реле будет сработано.
Аспект
Цитата(PutnikAda @ 28.1.2019, 14:33) *
УПП ведь не регулирует частоту, только напряжение?

Вообщем пока решил использовать реле RUN. Подключить его выходы к общему контролеру и не давать сигнала на пуск, пока это реле будет сработано.


Вы правы, УПП регулирует только напряжение. Это я перегрелся рядом с ПЧ.
anatolijj-si
Здравствуйте , коллеги! Может быть , кто-нибудь сталкивался с такою проблемой , как у меня? Или может объяснить теоретическую составляющую этого «явления»? А явление такое : Есть асинхронник , короткозамкнутый , с устройством плавного пуска (по-моему PSR , с тем самым , где одна фаза идёт напрямую , а две через управляемые вентили). Так вот , двигатель этот соединён ременной передачей с вентилятором , и в нерабочем состоянии потоком воздуха (встречным - от параллельного воздуховода) раскручивается в сторону , противоположную рабочей. Может ли , при подаче команды «Пуск» , этот двигатель продолжать вращаться в ту же самую противоположную сторону , но уже под воздействием приложенного вращающегося эл.магн.поля? Ведь по всем правилам ему следовало бы сначала остановиться и потом начать вращаться куда следует!
Kotlovoy
Может, при неисправном двигателе(обрыв одной фазы). Я видел такое у вентилятора горелки, правда, однофазном, у которого был фазосдвигающий конденсатор с существенной потерей ёмкости, процентов на 80. И вовсе необязательно для этого иметь УПП, достаточно и простого контактора.
kosmos440o
Цитата(anatolijj-si @ 16.12.2019, 19:02) *
Здравствуйте , коллеги! Может быть , кто-нибудь сталкивался с такою проблемой , как у меня? Или может объяснить теоретическую составляющую этого «явления»? А явление такое : Есть асинхронник , короткозамкнутый , с устройством плавного пуска (по-моему PSR , с тем самым , где одна фаза идёт напрямую , а две через управляемые вентили). Так вот , двигатель этот соединён ременной передачей с вентилятором , и в нерабочем состоянии потоком воздуха (встречным - от параллельного воздуховода) раскручивается в сторону , противоположную рабочей. Может ли , при подаче команды «Пуск» , этот двигатель продолжать вращаться в ту же самую противоположную сторону , но уже под воздействием приложенного вращающегося эл.магн.поля? Ведь по всем правилам ему следовало бы сначала остановиться и потом начать вращаться куда следует!

Теоретически нет. Скорей всего, где-то в цепи от двигателя до электростанции поменяли фазы.
anatolijj-si
Цитата(kosmos440o @ 17.12.2019, 0:32) *
Теоретически нет. Скорей всего, где-то в цепи от двигателя до электростанции поменяли фазы.

Спасибо , коллега , за то , что откликнулись! Только с фазами всё в порядке. Да и в справедливости своей "догадки" я не уверен , потому что есть вероятность , что двигатель был остановлен в аварийном режиме командой от реле перепада давления , и уже после этого раскрутился в обратную сторону. Мне довелось наблюдать всё это после произошедшего. По словам оператора , через несколько минут после пуска вышибло (избыточным давлением) дверь камеры притока. Поскольку вентилятор крутился в обратном направлении. А вот как он до этого "дошёл" остаётся только догадываться. Либо сразу вращался в таком режиме самопроизвольного реверса , либо успел поработать нормально , аварийно остановился и , вращаясь в противоположную сторону так нагнал давления в камере , что двери повылетали. Работал бы он просто от пускателя , не возникло бы вопросов , но приводом его является устройство плавного пуска. Отсюда и эти "гениальные озарения" , пришедшие мне в голову. Вы , должно быть , сталкивались с подобным явлением , когда от однофазной сети пускают трёхфазник через конденсаторы. Без пусковой обмотки. Рукой. Так вот , бывает , в какую сторону крутнёшь , туда и будет потом вращаться. Вот и навеяло. УПП для меня зверь ещё малоизученный.

Цитата(Kotlovoy @ 16.12.2019, 19:50) *
Может, при неисправном двигателе(обрыв одной фазы). Я видел такое у вентилятора горелки, правда, однофазном, у которого был фазосдвигающий конденсатор с существенной потерей ёмкости, процентов на 80. И вовсе необязательно для этого иметь УПП, достаточно и простого контактора.

Благодарю Вас за участие! Свои соображения на сей счёт я изложил чуть ниже одному из ответивших коллег - (kosmos440o). Не сочтите за труд , посмотрите на досуге , пожалуйста. Подозреваю , что зря мог обеспокоить добрых людей своими дикими фантазиями.
Аспект
Цитата(anatolijj-si @ 16.12.2019, 19:02) *
Здравствуйте , коллеги! Может быть , кто-нибудь сталкивался с такою проблемой , как у меня? Или может объяснить теоретическую составляющую этого «явления»? А явление такое : Есть асинхронник , короткозамкнутый , с устройством плавного пуска (по-моему PSR , с тем самым , где одна фаза идёт напрямую , а две через управляемые вентили). Так вот , двигатель этот соединён ременной передачей с вентилятором , и в нерабочем состоянии потоком воздуха (встречным - от параллельного воздуховода) раскручивается в сторону , противоположную рабочей. Может ли , при подаче команды «Пуск» , этот двигатель продолжать вращаться в ту же самую противоположную сторону , но уже под воздействием приложенного вращающегося эл.магн.поля? Ведь по всем правилам ему следовало бы сначала остановиться и потом начать вращаться куда следует!



Цитата(kosmos440o @ 17.12.2019, 0:32) *
Теоретически нет. Скорей всего, где-то в цепи от двигателя до электростанции поменяли фазы.


Описанный режим работы асинхронного двигателя - до остановки - торможение противовключением, но после спадания скорости до нуля происходит пуск в нормальном (рабочем) направлении. При торможении противовключением токи в обмотке двигателя могут в 7–8 раз превышать соответствующие номинальные токи. А затем происходит режим пуска с такими же токами. Время прохождения токов выше номинального больше, чем при обычном пуске, потому возможно срабатывание защиты по перегрузу (тепловового расцепителя) автомата защиты или сгорание предохранителей. Обмотки двигателя перегреваются, что при нескольких пусках подряд, может вызвать витковое замыкание обмоток.
anatolijj-si
Цитата(Аспект @ 17.12.2019, 18:51) *
Описанный режим работы асинхронного двигателя - до остановки - торможение противовключением, но после спадания скорости до нуля происходит пуск в нормальном (рабочем) направлении. При торможении противовключением токи в обмотке двигателя могут в 7–8 раз превышать соответствующие номинальные токи. А затем происходит режим пуска с такими же токами. Время прохождения токов выше номинального больше, чем при обычном пуске, потому возможно срабатывание защиты по перегрузу (тепловового расцепителя) автомата защиты или сгорание предохранителей. Обмотки двигателя перегреваются, что при нескольких пусках подряд, может вызвать витковое замыкание обмоток.

СПАСИБО!
straus
Цитата(anatolijj-si @ 17.12.2019, 19:36) *
Только с фазами всё в порядке.

С приходящими?
А сам двигатель - обрыв фазы, межвитковое и т.д.?
kosmos440o
Цитата(anatolijj-si @ 17.12.2019, 19:36) *
Только с фазами всё в порядке.

Чтобы это утверждать, надо иметь реле контроля фаз, или хотя бы знать изначальный и померенный фазометром текущий порядок фаз. На вентиляторах в большинстве случаев даже датчик перепада не покажет изменение, если грубо настроен. Но если сейчас крутится нормально, значит что-то было во 2-м или 4-м квадранте работы
anatolijj-si
Цитата(kosmos440o @ 18.12.2019, 16:42) *
Чтобы это утверждать, надо иметь реле контроля фаз, или хотя бы знать изначальный и померенный фазометром текущий порядок фаз. На вентиляторах в большинстве случаев даже датчик перепада не покажет изменение, если грубо настроен. Но если сейчас крутится нормально, значит что-то было во 2-м или 4-м квадранте работы

Спасибо , коллега! А тот аргумент , что параллельно включённый ему двигатель , от той же системы , с тем же чередованием (и , судя по всему , тем же вращением фаз) , вращался куда положено , ещё не даёт право утверждать , что с "фазами всё в порядке"? О чётных квадрантах , признаюсь , несколько сложновато для моего уровня. Если принять , как непреложную вероятность такую интересную особенность , то можно допустить , что любой двигатель может начать вращаться в противоположную сторону , без физического изменения питающих проводов , а по вот этой самой причине с чётными квадрантами. Я правильно Вас понял?

Цитата(straus @ 18.12.2019, 15:09) *
С приходящими?
А сам двигатель - обрыв фазы, межвитковое и т.д.?

С движком тоже всё в порядке. При повторном включении стал крутиться в нужную сторону. Правда , теперь мы прекратили доступ встречного потока , чтобы не раскручивался вентилятор в обратном направлении до запуска.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.