Таблица 2
Этапы становления российского оконного рынка*
Этап, годы Характеристика Результат
Спрос Предложение
I 1988–1995 Знакомство производителей и потребителей с современными окнами, их преимуществами Формирование устойчивого спроса (в основном среди обеспеченных сограждан) Доминирующее положение зарубежных поставщиков светопрозрачных конструкций, системных профилей и комплектующих
II 1996–1998 Стремительный рост числа оконных производств (в первую очередь по изготовлению конструкций из ПВХ-профилей) «Евроокна» – престиж, мода и высокие цены Нарастание конкурентной борьбы между отечественными и зарубежными производителями оконных конструкций
Особенности этапа II:
– доминирование к 1997 году на российском рынке немецких поставщиков экструдированных ПВХ-профилей: их доля в общем объеме потребляемого в России профиля превысила 80 %. Доля немецких фирм в объеме продаж фурнитуры и других комплектующих достигла 90 %;
– спрос на качественный алюминий, который до 1996 года импортировался, а после начал поставляться отечественными производителями, например «Агрисовгаз»;
– начата разработка комплекса отечественных стандартов по оценке и применению светопрозрачных конструкций, в значительной степени основанного на европейских аналогах. К концу 1998 года в России насчитывалось более 2 500 фирм (в основном мелких и «гаражных»), выпускающих окна. Появились и достаточно крупные оконные производства. Дефолт 17 августа 1998 года обрушил многие рынки, включая оконный. Для многих это была катастрофа, однако серьезные фирмы считают эту дату стартом новой эпохи.
III 1999–2000 Преодоление последствий дефолта 1998 года. Закрытие многих мелких компаний и расцвет «гаражников» Снижение покупательной способности населения, рост спроса на дешевые конструкции Общее снижение цен на оконную продукцию, борьба фирм за снижение издержек производства, переход на отечественные профили и комплектующие, снижение качества продукции из-за использования дешевых материалов
Особенности этапа III:
– перевод зарубежными фирмами экструзии ПВХ-профиля в Россию, появление отечественных производств ПВХ-профилей, начало производства российской фурнитуры;
– появление проектов строительства современных стекольных заводов, создание первых профессиональных объединений в оконной отрасли;
– создание отечественных современных производств оконных конструкций из дерева (клееный брус), конкурирующих с зарубежными фирмами. Объем выпуска современных деревянных окон в России невысок, поскольку стоимость современного оборудования по производству ПВХ-окон на порядок ниже, чем для изготовления деревянных конструкций, а конечная цена для потребителя отличается на 50–100 %.
IV 2001–2008 Начало перехода от «дикого» к цивилизованному рынку. Повышение требований к соотношению «цена – качество» в связи с нарастанием конкуренции и растущей осведомленностью потребителя о свойствах продукции Увеличение спроса на разнообразные оконные конструкции. Проявление интереса к энергосберегающей продукции Расширение ассортимента продукции (классы эконом, стандарт, люкс). Почти 90 % комплектующих для производства окон изготавливается в России. Бум оконного производства
Особенности этапа IV:
– самый успешный период развития массового оконного рынка в нашей стране: массовая замена старых окон в жилых зданиях, бум строительства торгово-развлекательных и офисных центров, увеличение объемов строительства стимулируют создание новых и дальнейшее наращивание производственных мощностей, освоение производства новых видов продукции (подоконников, панелей для отделки откосов и др.). В 2006 году рост производства светопрозрачных конструкций составил 40–50 %;
– к концу этапа в России насчитывается более 8 000 предприятий, работающих на оконный рынок. Развивается специализация: возникают предприятия по производству только стеклопакетов, автоматических линий по изготовлению окон из ПВХ-профилей. Появились крупные производства, создающие 50–70 тыс. м2 конструкций в месяц. В 2007–2008 годы отечественными компаниями был поставлен рекорд по закупкам современного производственного оборудования за рубежом. Появились отечественные «клоны» западного оборудования и китайские копии, не имеющие (и те, и другие) ресурса западных оригиналов;
– запущена программа комплексной реконструкции жилых зданий с утеплением стен, заменой окон и некоторых инженерных систем, дающей возможность развития некоторых оконных компаний;
– в начале этапа практически завершено формирование нормативной базы, которая к 2008 году стала устаревать. Пересмотр нормативных требований и наметившиеся тенденции развития оконного рынка были прерваны наступлением мирового финансового кризиса.
V 2009 – н. в. Преодоление последствий финансового кризиса 2008 года. Резкое снижение объема строительства (особенно общественных зданий). Продолжение процесса укрупнения производителей оконных конструкций. Появление федеральных и региональных программ энергосбережения Снижение покупательского спроса и, как следствие, объема замены старых окон в жилых домах. Резкое снижение спроса на дорогие конструкции, а также на алюминиевые окна и фасадные конструкции В России могут изготавливаться практически любые светопрозрачные и фасадные конструкции. Объемы заказов на энергосберегающее остекление и использование конструкций для пассивных и активных зданий пока невелики. Загрузка оборудования на многих региональных предприятиях менее 30 %, в среднем по стране около 40–50 %
Особенности этапа V:
– в результате кризиса были «заморожены» многие государственные и муниципальные программы, в частности программа капитального ремонта жилых зданий и федеральная программа «Доступное и комфортное жилье». Выделяются бюджетные средства на модернизацию светопрозрачных конструкций в школах, больницах и пр. ;
– значительно снизился объем производства фасадных конструкций (за исключением некоторых больших городов, где имеются средства на строительство высотных зданий, а также Сочи); восстановление этого рынка прогнозируется не раньше 2015–2016 годов;
– происходит консолидация оконного рынка, связанная с укрупнением оконных компаний. По некоторым данным, в настоящее время число компаний в отрасли сократилось до 5 500–6 000 и ожидается дальнейшее сокращение небольших фирм (к 2016 году до 4 500). Однако возникает много «гаражных» фирм сезонного характера, производящих некачественную продукцию, чему способствовала отмена обязательной сертификации окон;
– принят Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении...», что, однако, не привело к значительному увеличению спроса на энергоэффективные светопрозрачные конструкции;
– начался пересмотр стандартов, связанных с оконной и фасадной индустрией, в основном выполняемый по заказу профессиональных объединений, в частности Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), а не за счет государственного финансирования.

* Подобные оценки делались и ранее [3–5], однако здесь несколько расширены характеристики обозначенных периодов развития рынка.