Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 107-91-50 ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"

АВОК ассоциированный
член
...
Реклама: Р-Климат | ИНН 7706739893 | ERID: 2VtzqvyKdmr
Summary:

Возможные проблемы использования полипропиленовых труб в закрытых системах ГВС высотных МКД

Possible Problems of Using Polypropylene Pipes in Closed Hot Water Systems of High-rise Apartment Buildings

S. A. Markosov, Head of TRIZ Development Department, “Glavstroy-SPb – Specialized Developer”

R. V. Yudin, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Project Manager of the TRIZ Development Department, “Glavstroy-SPb - Specialized Developer”

Keywords: polypropylene pipes, hot water supply systems (HWS), high-rise apartment buildings, individual heating plants, water treatment

To date, the construction of new apartment buildings s carried out only with closed hot water supply systems (HWS) with the installation of individual heating points, in which hot water is prepared from cold water obtained from a centralized system. However, in recent years, the number of ruptures of polypropylene pipes in hot water supply systems in the apartment buildings has sharply increased. The paper considers possible causes of premature rupture of PP pipes and offers some recommendations for solving this problem.

Описание:

На сегодняшний день строительство новых многоквартирных домов (МКД) ведется только с закрытыми системами горячего водоснабжения (ГВС) с установкой индивидуальных тепловых пунктов (ИТП), в которых горячая вода готовится из холодной, полученной из централизованной системы. Однако в последние годы резко возросло количество разрывов полипропиленовых труб в системах горячего водоснабжения в МКД. В статье рассмотрены возможные причины преждевременного разрыва ПП-труб и предложены некоторые рекомендации по решению данной проблемы.

Возможные проблемы использования полипропиленовых труб в закрытых системах ГВС высотных МКД

Сравнение  российских и американских нормативов

На сегодняшний день строительство новых многоквартирных домов ведется только с закрытыми системами горячего водоснабжения с установкой индивидуальных тепловых пунктов, в которых горячая вода готовится из холодной, полученной из централизованной системы. Однако в последние годы резко возросло количество разрывов полипропиленовых труб в системах горячего водоснабжения в МКД. В статье рассмотрены возможные причины преждевременного разрыва ПП-труб и предложены некоторые рекомендации по решению данной проблемы.

История вопроса

Согласно Федеральному закону РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» [1] с поправками от 2013 года все новостройки в РФ должны подключаться исключительно к закрытым системам горячего водоснабжения (ГВС). Уже к 1 января 2022 года открытые системы должны были исчезнуть. Хотя в течение прошедших девяти лет работа в этом направлении и велась, осуществить такой переход не удалось по разным причинам. Как следствие, 30 декабря 2021 года был принят Федеральный закон № 438-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» [2], отменяющий обязательное переоборудование с 1 января 2022 года открытых систем ГВС в закрытые. Согласно ФЗ № 438, переход с открытых систем ГВС в закрытые может быть осуществлен при обязательной оценке экономической эффективности мероприятий по такому переводу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Без проведения такой оценки схема теплоснабжения не может быть утверждена.

Тем не менее строительство новых домов сейчас осуществляется только с закрытыми системами ГВС, что подразумевает установку индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) и отказ от получения горячей воды с централизованных тепловых пунктов (ЦТП). В ИТП горячая вода получается путем нагрева холодной воды, получаемой из централизованной системы Водоканалов соответствующих населенных пунктов.
Уже на момент принятия закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ [1] было ясно, что холодная водопроводная вода, нагреваемая в ИТП до 60–75 °С, не может быть непосредственно подана в существующую внутреннюю сеть многоквартирного дома (МКД), т. к. эта вода насыщена растворенными газами и очень агрессивна к некоррозионностойким трубам, сварным швам и т. д. Следовательно, необходима либо специальная водоподготовка в ИТП, либо переход внутренней системы трубопроводов на коррозионностойкие материалы. На тот момент казалось очевидным, что оптимальным решением будет переход системы ГВС МКД со стальных (оцинкованных) труб на современные полипропиленовые (ПП) трубы марки PP-R, «армированные» стекловолокном.

Сразу отметим, почему «армированные» взято нами в кавычки. Согласно классическому определению, термин «армирование» подразумевает увеличение несущей способности конструкции с помощью материала, имеющего более высокую прочность, нежели основной материал изделия. Т. е. это усиление материала или конструкции другим материалом. В технике получили распространение волокнистые композиционные материалы, армированные высокопрочными непрерывными волокнами [3]. Добавление мелко нарубленного стекловолокна в средний слой ПП трубы, строго говоря, не является армированием, поскольку оно не повышает прочностные характеристики трубы, а лишь уменьшает ее коэффициент теплового расширения.

Преимущества таких ПП труб, декларируемые производителями, казались очевидными. Такие трубы:

  • имеют заявляемый длительный срок службы;
  • не подвержены коррозии;
  • устойчивы к воздействию повышенной температуры (до 70 °С и даже до 95 °С);
  • отличаются большой прочностью и устойчивы к давлению до 2,5 Мпа;
  • удобны в монтаже;
  • имеют малый вес;
  • имеют низкую цену – установка полимерного трубопровода обходится дешевле.

Именно последний пункт для застройщиков имеет определяющее значение.

Кроме того, по утверждениям всех производителей ПП-труб, срок их службы (безаварийной эксплуатации) составляет не менее 25 лет для горячей воды и 50 лет – для холодной. Большинство застройщиков и стали активно использовать «армированные» стекловолокном ПП-трубы в системах ГВС высотных МКД.

Однако реальная ситуация оказалась не столь радужной. В последние годы в новостройках резко возросло число коммунальных аварий, связанных с разрывами ПП-труб в системах ГВС в высотных МКД. Внутренняя поверхность ПП-труб покрывается сеткой трещин, и они лопаются вдоль оси (рис. 1). В интернете можно найти множество видеоматериалов по этой теме (как серьезных, так и юмористических – например, под названием «Утро сантехника в Петербурге»). В большинстве случаев разрушаются ПП-трубы большого диаметра (75, 90, 110 мм) верхней зоны розлива МКД. Такие разрывы могут происходить уже через несколько лет после монтажа систем ГВС, задолго до истечения указанных изготовителями сроков безаварийной службы. Через пять-шесть лет после ввода в эксплуатацию на отдельных высотных домах такие разрывы начинают принимать массовый характер.

Рис. 1. Характерные разрушения полипропиленовой трубы ГВС

Нормативные документы

Использование полимерных труб в системах водоснабжения и отопления регламентируется ГОСТ 32415-2013 «Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления. Общие технические условия» от 01.01.2015 [4]. В этом документе определены величины давления и температурные режимы эксплуатации в т. ч. для ПП-труб. Согласно табл. 5, для горячего водоснабжения с температурой 70 °С должны использоваться ПП-трубы 2-го класса. П. 4.4.1 гласит, что условное обозначение трубы включает:

  • слово «труба»;
  • сокращенное обозначение материала;
  • стандартное размерное отношение SDR (серия S);
  • номинальный наружный диаметр и номинальную толщину стенки трубы, мм;
  • класс эксплуатации и соответствующее рабочее давление Рмакс, МПа, для труб систем холодного, горячего водоснабжения и отопления;
  • номинальное давление PN для труб систем холодного водоснабжения из РЕ и PVC-U;
  • обозначение настоящего стандарта.

При этом, согласно п. 3 «Термины и определения», рабочее давление, МПа – это максимальное давление воды в трубопроводе при заданных условиях эксплуатации.
Например, труба из полипропилена рандомсополимера PP-R номинальным наружным диаметром 20 мм и номинальной толщиной стенки 3,4 мм обозначается как: «Труба PP-R SDR 6/S 2,5 – 20 × 3,4 класс 2/0,8 МПа класс 5/0,6 МПа ГОСТ 32415-2013».

Именно такую маркировку и используют большинство производителей ПП-труб.

Возможные причины разрушения ПП-труб в системах ГВС высотных МКД
Для определения всех возможных причин разрушения ПП-труб воспользуемся одним из инструментов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно – причинно-следственным анализом [5] (рис. 2).

Объем данной статьи не позволяет детально рассмотреть все найденные недостатки, поэтому из полного списка недостатков выберем несколько, связанных с температурой (факультативно) и чрезмерным давлением в системе ГВС, а также с наличием в воде окислителей (кислорода и хлора).

Рис. 2. Фрагмент причинно-следственной цепочки

За границы рассмотрения будут помещены возможные причины разрушения ПП труб, связанные с нарушениями технологического процесса их изготовления, таких как слишком высокая скорость экструзии, неравномерность перемешивания расплава, неоптимальная температура и т. д., проблемы контрафакта на рынке полимерных труб. Также оставим вопросы об использовании вторичного сырья, хотя имеется достаточно научных публикаций, показывающих, что добавка вторичного ПП может приводить к значительной потере прочностных характеристик труб (см., например, [6, 7]). Более того, согласно правилам Европейского агентства по безопасности пищевых продуктов (EFSA), вторичные полимеры не допускаются в напорных трубопроводах для пищевых продуктов, если они вступают в непосредственный контакт с жидкостью [7]. За рамками данной статьи останутся и вопросы ненадлежащего хранения ПП-труб, и ошибки при их монтаже (температурные режимы, недостаточный прогрев в помещении перед сваркой и т. д.). Остановимся только на трех основных параметрах эксплуатации ПП-труб в системах ГВС высотных МКД: температуре, давлении в системе ГВС и качестве нагреваемой в ИТП воды.

Температура

Согласно п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 [8], температура воды в системах ГВС в местах водоразбора должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С. Как правило, в ИТП регулировка температуры горячей воды в ГВС осуществляется автоматически и поддерживается с достаточно высокой точностью (рис. 3).

Рис. 3. Реальные колебания температуры воды в системе ГВС на выходе с ИТП

Из рис. 3 видно, что в среднем колебания температуры не превышают 3 °C, хотя возможны и отдельные кратковременные скачки с повышением температуры до допустимого СанПиНом значения 75 °С. Температура воды на выходе с ИТП, как правило, не превышает значений, допустимых для ПП-трубы класса 2. Однако, как отмечалось в [9], системы контроля температуры в ГВС с ИТП теоретически допускают перегрев в случае выхода из строя датчика температуры.

Давление

Как отмечалось выше, производители ПП-труб обязаны маркировать свою продукцию, указывая класс использования и рабочее давление (максимальное давление воды в трубопроводе при заданных условиях эксплуатации). Из номограмм, приведенных в ГОСТ 2415-2013 [4] и дублируемых в каталогах всех производителей, следует, что ПП-трубы (PP-R «армированные» стекловолокном) 2-го класса должны служить 25 лет при рабочей температуре 70 °С и допустимых рабочих давлениях. Практически все производители маркируют свои ПП-трубы 2-го класса с указанием максимального рабочего давления 0,8 MПa.

Однако такие ПП-трубы в настоящее время используются и в системах ГВС высотных МКД. В таких домах всегда организуется двухзонная система горячего водоснабжения. Если МКД имеет высоту порядка 75 м, то нижняя зона, как правило, ограничивается 13-м этажом. Для обеспечения необходимого давления в точках водоразбора в этой зоне достаточно давления на выходе с ИТП порядка 0,6 МПа. Такие значения вполне допустимы для ПП-труб 2-го класса. Однако для верхней зоны, когда вода должна быть подана на высоту 75–80 м, для обеспечения необходимого давления в точках водоразбора давление на выходе с ИТП должно быть порядка 1 МПа. Такое давление на выходе с ИТП превышает допустимое рабочее давление в ПП-трубах. Как отмечалось в [9], системы контроля давления в ИТП теоретически допускают избыточное давление в случае выхода из строя датчика давления, и во время работы система может испытывать гидравлические удары. На рис. 4–6 приведены результаты мониторинга давления в системе ГВС верхней зоны на выходе со стандартного ИТП в течение нескольких суток с разрешением в 1 мин. Можно отметить, что в утренние и вечерние часы повышенного водоразбора скачки давления могут достигать 0,04 МПа в 1 минуту. В моменты технологического переключения насосов (чтобы не допустить их перегрева и обеспечить равномерность износа), которые происходят один или два раза в сутки, скачки давления могут достигать 0,2–0,25 МПа в течение одной минуты. В результате срок службы таких труб существенно сокращается, что и наблюдается в реальных условиях эксплуатации. Косвенным подтверждением этого является то, что разрывы ПП-труб ГВС наблюдаются преимущественно в зонах верхнего розлива.

Рис. 4. Мониторинг давления в системе ГВС верхней зоны на выходе с ИТП в течение трех суток с разрешением в 1 мин.

Рис. 5. Скачки давления (до 0,04 МПа в 1 мин.) в вечерние часы максимального водоразбора с 18:00 до 22:00

Рис. 6. Скачки давления (0,2–0,25 МПа) в течение 1 мин., произошедшие из-за технологического переключения насосов: а – знакопеременный скачок давления на ~0,2 MPa, б – резкое падение давления на ~0,24 MПa

Качество нагреваемой в ИТП воды: содержание окислителей

Во многих публикациях, рекомендующих переход на ПП-трубы при использовании ИТП в МКД, указывается их коррозионная стойкость. Правда, совершенно не учитывается тот факт, что полимеры тоже чувствительны к качеству транспортируемой жидкости (особенно при повышенных температурах и больших переменных давлениях). Термин «коррозия» применительно к полимерам не используется, однако это пример семантической ловушки – полимеры не корродируют (то есть не «ржавеют»), но они стареют в присутствии окислителей (окислительная деструкция), т. е. термодинамически они тоже неустойчивы. Для увеличения срока службы полимерных труб все изготовители добавляют в их состав специальные антиоксиданты.

Холодная вода, нагреваемая в ИТП, не проходит специальной водоподготовки (в частности дегазации), в отличие от того, что ранее делалось на центральном тепловом пункте. В результате используемая для нагрева в ИТП холодная вода содержит большое количество сильных окислителей – растворенного кислорода и хлора. Учитывая значительный расход воды в системе ГВС, ее высокую температуру и, как следствие, заметную скорость вымывания антиокислителей из поверхностного слоя материала труб, их эффективность в реальных условиях эксплуатации вызывает большие сомнения.

В последние пять-семь лет появилось большое количество научных публикаций на эту тему, однако абсолютное большинство исследований посвящено окислительной деградации в присутствии именно хлора, либо его производных. Вероятно, это обусловлено практической значимостью – хлор и его соединения до сих пор используются для обеззараживания питьевой воды. Что касается окисления кислородом, то значительное количеством работ было выполнено еще в 1960-70-х годах и вошло в справочники – в частности, работы Ю. А. Шляпникова с сотрудниками.
Согласно требованиям СП 124.13330.2012 [10] к качеству сетевой и подпиточной воды тепловых сетей, содержание растворенного кислорода в воде должно быть не более 20 мкг/дм3. Для сетевой питьевой водопроводной воды содержание растворенного кислорода не нормируется. При этом в сетевой воде кислорода содержится в 100 раз выше нормы (до 2 мг/дм3) и даже больше. Так, предельная растворимость кислорода при температуре 20 °С и давлении 0,1 MПa составляет 9 мг/дм3, а при давлении 0,4 MПa может достигать 35 мг/дм3.

По нормам СанПиН 1.2.3685-21 [11], содержание остаточного хлора в водопроводной воде должно быть не менее 0,3 мг/л и не более 0,5 мг/л. Согласно [12], содержание связанного хлора на выходе со станции водоподготовки и свободного хлора в воде составляет от 0,8 до 1,2 мг/л и от 0,3 до 0,5 мг/л соответственно, и с такой концентрацией вода доходит до домов Москвы.

Рассмотрим научные публикации по теме окислительной деградации полипропиленовых труб. Так, в работе [13] отмечено, что поток воды в ПП-трубе вымывает антиоксиданты с внутренней поверхности трубы, вызывая их диффузионную миграцию от середины стенки трубы к ее внутренней поверхности. Сильные окислители (например, гипохлориты, диоксид хлора, хлорамины, кислород и т. д.) реагируют с антиоксидантами в материале трубы, уменьшая их количество до тех пор, пока внутренняя поверхность трубы не останется полностью незащищенной от окисления.

В работе [14] указано, что при испытании на ускоренное старение с использованием воды с температурой 70 °С и давлением 0,5 МПа, при скорости потока 0,5 м/с и pH = 7, ПП-трубы в присутствии ClO2 в концентрации 1 мг/л даже после короткого периода выдержки в относительно мягких условиях показывают сильную деградацию поверхности. Физическая деградация сопровождается изменением химической структуры PP-R.

В работе [15] приведена фотография внутренней поверхности ПП-трубы с характерными трещинами после восьми лет эксплуатации при 55 °С в присутствии ClO2 с концентрацией 0,5 мг/дм3 в воде (рис. 7).

Рис. 7. ПП-труба после восьми лет эксплуатации при относительно невысокой температуре и низкой концентрации ClO2 [15]

В этой же работе отмечено, что степень воздействия на полимер растет линейно при увеличении концентрации ClO2 и времени воздействия, и, как правило, на каждые 10 °C повышения температуры степень воздействия хлора удваивается.
Таким образом, подверженность полимеров и в частности полипропилена окислительной деструкции при повышенной температуре и давлении может свести на нет все достоинства применения ПП-труб в системах ГВС.

Основные выводы

Перечислим основные выводы о возможных причинах слишком короткого срока службы ПП-труб в системах ГВС МКД.

  1. Полипропиленовые трубы большого диаметра, устанавливаемые в высотных МКД на верхнюю зону розлива ГВС, не рассчитаны на рабочее давление порядка 1 MПa и не могут длительное время эксплуатироваться на таких режимах.
  2. Наблюдаются скачки давления и температуры в системах ГВС, связанные как с выходом из строя соответствующих датчиков, так и с чисто технологическими причинами (переключением подающих насосов).
  3. Отсутствие водоподготовки (в частности, дегазации, используемой для нагрева холодной воды с целью удаления хлора и кислорода) приводит к быстрой термоокислительной деградации внутренней поверхности ПП-труб и их охрупчиванию. Процесс ускоряется воздействием сравнительно высокой температуры и давления, а также перепадами этих параметров. В результате происходит быстрое снижение их прочности и разрушение, что подтверждается многочисленными научными публикациями, однако в то же время ГОСТ 32415-2013 никак эту позицию не регламентирует.
  4. В рекомендациях ГОСТ 32415-2013 по испытаниям ПП-труб на длительную прочность материалов обсуждается только гидростатическая прочность при заданных условиях (температура и давление), тогда как в реальности ПП-трубы работают в условиях переменных гидродинамических нагрузок.
    Как отмечалось в [9], все перечисленные выше факторы (высокая и переменная температура; избыточное давление и его скачки, приводящие к гидроударам; наличие в нагреваемой воде сильных окислителей (растворенные хлор и кислород)) действуют одновременно и синергетически, взаимно усиливая воздействие. В результате ПП-трубы в высотных МКД выходят из строя задолго до истечения нормативного срока службы.

Фактически процесс разрушения ПП-трубы можно описать следующим образом.

  1. На первом этапе, под действием растворенных в воде сильных окислителей (хлор и кислород), начинается истощение антиоксидантов во внутреннем слое ПП-трубы, контактирующем с горячей водой.
  2. Затем, из-за возникшего дефицита антиоксидантов, в присутствии окислителей начинают разрываться (укорачиваясь) длинные полимерные цепи, что приводит к потере пластичности и охрупчиванию внутренней поверхности трубы.
  3. На третьем этапе, под действием механических деформаций, вызываемых перепадами температуры и, особенно, давления на внутренней поверхности ПП-трубы образуется сетка мелких трещин.
  4. Следующим активируется процесс истощения и вымывания антиоксидантов из глубинных слоев ПП-трубы. Мелкие трещины начинают сливаться и распространяются вглубь.
  5. На последнем этапе, под действием продолжающихся в процессе эксплуатации механических деформаций, происходит образование сквозной трещины в ПП-трубе.

В работах [13, 15–17] эти процессы описаны более детально (рис. 8).

Рис. 8. Упрощенная схема процесса разрушения полимерной трубы [16]

В малоэтажных жилых домах с ИТП срок службы ПП-труб в системах ГВС будет существенно больше, поскольку фактор избыточного давления будет исключен. Но и в этом случае можно ожидать их выхода из строя до истечения нормативного срока вследствие наличия растворенного в воде хлора и кислорода.

Рекомендации

  1. Вызывает недоумение отсутствие законодательных требований к обязательной сертификации ПП-труб, использующихся в системах ГВС высотных МКД. Системы ГВС на основе ПП-труб являются объектами повышенного риска для потребителей (жильцов). Ранее, при использовании стальных труб, протечки были распределены во времени и начинались с образования относительно небольших натеканий, обусловленных питтинговой коррозией. В противоположность этому, разрыв ПП-труб происходит вдоль оси одномоментно с образованием протяженной трещины. При этом сразу выбрасываются значительные объемы горячей воды под большим давлением. В результате последствия таких разрывов становятся намного значительнее и представляют реальную опасность для жизни. Необходимо ввести обязательную сертификацию ПП-труб.
  2. Фактически единственным реальным решением проблемы может быть исполнение системы хотя бы верхней зоны розлива высотных МКД трубами из нержавеющей стали. Хотя это кажется весьма дорогостоящим решением, необходимо учитывать, что затраты на ликвидацию аварий в системах ГВС в высотных МКД и компенсации ущерба значительно возрастают с каждым годом.
  3. Системы ХВС, очевидно, могут быть выполнены с использованием ПП-труб.
  4. Если все же принимается решение об использовании ПП-труб в системах ГВС высотных МКД, то должны быть одновременно выполнены следующие условия:
    1. системы ГВС верхнего розлива следует разбить на несколько зон с установкой дополнительных повысительных насосов и накопительных емкостей на промежуточных технических этажах (в специальных помещениях с усиленной вибро- и шумоизоляцией);
    2. необходима обязательная водоподготовка (деаэрация) поступающей в ИТП холодной воды, либо установка автоматического воздуховыпускного клапана или сепаратора воздуха сразу на выходе ИТП. При росте температуры с 20 до 65 °C растворимость газов (кислорода и хлора) падает в два раза. Таким образом, можно вдвое уменьшить концентрацию окислителей в воде;
    3. На выходе ИТП в систему ГВС необходимо предусмотреть дублирующие датчики давления и, возможно, температуры для обеспечения стабильности параметров воды в случае некорректной работы основных приборов.

В данный момент представляется труднореализуемой установка систем водоподготовки на каждом ИТП. В высотных МКД больших жилых комплексов может быть до семи ИТП на одно здание. Более реалистичным может быть организация одного ЦТП с водоподготовкой на жилой квартал, как это реализовано в ЖК «Юнтолово». Хотя высотность МКД в ЖК «Юнтолово» не превышает 22 этажа, за прошедшие более 10 лет эксплуатации на выполненных из ПП-труб системах ГВС разрывов не наблюдалось.

В настоящее время многие застройщики ведут строительство не отдельными зданиями, а целыми кварталами, поэтому решение об использовании квартального ЦТП должно закладываться еще на этапе разработки проектной документации.

Литература

  1. Федеральный закон РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в ред. от 07.12.2011 № 417-ФЗ. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102140439.
  2. Федеральный закон от 30.12.2021 № 438-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении». – URL: https://rg.ru/2022/01/10/teplosnabjenie-dok.html.
  3. Большой энциклопедический политехнический словарь. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/polytechnic/475.
  4. ГОСТ 32415-2013 «Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления. Общие технические условия». – URL: https://docs.cntd.ru/document/1200108752.
  5. Abramov O. Y., Chrzaszcz Jerzy. Applying TRIZ to forecast the development of CECA // Proceedings of the MATRIZ International Conference TRIZfest-2022: August 31-September 13.
  6. Gall M., et al. Characterization of post-use polyethylene and polypropylene recyclate blends for pipe applications // Proceedings of the 19th Plastic Pipes Conference PPXIX. – September 24–26, 2018, Las Vegas, Nevada. – URL: https://www.researchgate.net/publication/329059997_Characterization_of_post-use_Polyethylene_and_Polypropylene_Recyclate_Blends_for_Pipe_Applications.
  7. Eder M. Slow crack growth resistance of polypropylene compounds with varying recycling materials and contents // Master Thesis. – 2022. – URL: https://epub.jku.at/obvulihs/download/pdf/7898530?originalFilename=true.
  8. СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». – URL: https://docs.cntd.ru/document/902156582.
  9. Shafigullin L. N., et al. Study of causes of plastic pipe failures // Diffusion and Defect Data Pt. B: Solid State Phenomena. – 2021. – V. 316. – P. 28–33. – URL: https://www.researchgate.net/publication/ 350858278_
    Study_of_Causes_of_Plastic_Pipe_Failures.
  10. СП 124.13330.2012 «Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003». – URL: https://www.nostroy.ru/nostroy_archive/nostroy/898581711-SP%20124.13330.2012(dlya%20oznakomleniya).pdf.
  11. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания человека».
  12. Дезинфекция – залог безопасности питьевой воды // Мосводоканал. – URL: https://www.mosvodokanal.ru/forpeople/dezinfektsiya-zalog-bezopasnosti-pitevoy-vody.php.
  13. Duvall D. Oxidation resistance of polypropylene random copolymer pipe to chlorinated water // Journal of Failure Analysis and Prevention. – 2014. – 14:336–342. – URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s11668-014-9809-3.
  14. Vertova A., et al. Chlorine dioxide degradation issues on metal and plastic water pipes tested in parallel in a semi-closed system // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2019. – 16(22):4582. – URL:
    https://www.researchgate.net/publication/337370736_Chlorine_
    Dioxide_Degradation_Issues_on_Metal_and_Plastic_Water_
    Pipes_Tested_in_Parallel_in_a_Semi-Closed_System.
  15. Samarth N. B., Mahanwar P. A. Degradation of polymer & elastomer exposed to chlorinated water – a review // Open Journal of Organic Polymer Materials. – 2021. – 11:1–50. – URL: https://www.scirp.org/journal/paperinformation.aspx?paperid=109745.
  16. Jung-Wook Wee., et al. Modeling of multiple crack initiation in polymer pipes under oxidative environment // International Journal of Engineering Science. – 2022. – 176:103686. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0020722522000581.
  17. Yu W., et al. Antioxidant consumption in squalane and polyethylene exposed to chlorinated aqueous media // Polymer Degradation and Stability. – 2012. – 97(11):2370–2377. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0141391012003102.
купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.

Статья опубликована в журнале “АВОК” за №4'2023



Статьи по теме

Реклама на нашем сайте
...
ООО «Арктика групп» ИНН: 7713634274 erid: 2VtzqvPGbED
...
Реклама / ООО «ИЗОЛПРОЕКТ» / ИНН: 7725566484 | ERID: 2VtzqwqnKQU
...
ООО "РУТЕКТОР" | ИНН: 2312103020 erid: 2VtzqvkEYLd
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Реклама на нашем сайте
...
ООО «РОСТерм Северо-Запад» / ИНН: 7801518005 / Erid: 2VtzqwY9YBJ
...
Реклама / ООО “ТПК Арекс” / ИНН: 7722489658 / erid: 2VtzqvwmHP3
...
реклама ООО "БДР ТЕРМИЯ РУС" / ИНН: 7717615508 / Erid: 2VtzqxTHFha
Онлайн-словарь АВОК!