Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член
Summary:

Обзор проекта изменений № 1 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»

Overview of Draft Changes No. 1 to SP 7.13130.2013 “Heating, ventilation and air conditioning. Fire safety requirements”

B. B. Kolchev, Head of Utility Equipment Fire Resistance and Smoke Protection of Buildings Department of FSBI Fire Safety Research Institute of the Ministry of Emergency of Russia

Keywords: smoke ventilation, fire safety, smoke tunnel ventilation

AVOK master class dedicated to overview and clarification of changes in current regulatory documents on fire safety and smoke protection took place in December of 2015. This material is dedicated to draft changes in SP 7.13130.2013 “Heating, ventilation and air conditioning. Fire safety requirements.”

Описание:

В декабре 2015 года прошел мастер-класс АВОК, посвященный обзору и разъяснениям изменений в действующих нормативных документах в области пожаробезопасноcти и противодымной защиты. Данный материал посвящен проекту изменений СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности».

Обзор проекта изменений № 1 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»

В декабре 2015 года прошел мастер-класс АВОК, посвященный обзору и разъяснениям изменений в действующих нормативных документах в области пожаробезопасноcти и противодымной защиты. Данный материал посвящен проекту изменений СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»

Новые нормы и правила проектирование инженерных систем высотных зданий

В разделе 3 «Термины и определения» добавились некоторые позиции. Появилось определение противодымной тоннельной вентиляции:

«3.18 Системы противодымной тоннельной вентиляции приточно-вытяжные: Автоматически и дистанционно управляемые вентиляционные системы, предназначенные для удаления продуктов горения непосредственно из транспортного отсека тоннеля при возникновении в нем пожара и компенсирующей подачи воздуха в этот отсек с ограничением распространения в нем продуктов горения, в том числе в зависимости от управляемого принудительного перемещения газовоздушных потоков в защищаемом транспортном отсеке тоннеля, подразделяющиеся на следующие основные разновидности, соответствующие одной из схем применения:

  • продольной схеме, при которой механически побуждаемая тяга вентиляторов вытяжных и приточных систем односторонне направлена по нормали к плоскостям проходных сечений транспортного отсека тоннеля (параллельно продольной оси этого отсека);
  • поперечной схеме, при которой посредством механически побуждаемой тяги вентиляторов вытяжных и приточных систем осуществляется принудительное перемещение потоков образующихся при пожаре продуктов горения и воздушных потоков в плоскостях проходных сечений транспортного отсека тоннеля (перпендикулярно продольной оси этого отсека);
  • продольно-поперечной схеме, при которой посредством механически побуждаемой тяги вентиляторов вытяжных и приточных систем осуществляется принудительное перемещение потоков образующихся при пожаре продуктов горения в плоскостях проходных сечений транспортного отсека тоннеля (перпендикулярно продольной оси этого отсека), а воздушных потоков – по нормали к тем же плоскостям (параллельно продольной оси того же отсека)».

В разделе 6 «Пожарная безопасность систем вентиляции и кондиционирования» появилось уточнение в п. 6.13 (выделено жирным шрифтом):

«6.13 Воздуховоды с нормируемыми пределами огнестойкости (в том числе теплозащитные и огнезащитные покрытия в составе их конструкций) должны быть из негорючих материалов. При этом толщину листовой стали для воздуховодов следует принимать расчетную, но не менее 0,8 мм. Для уплотнения разъемных соединений таких конструкций (в том числе фланцевых) следует использовать негорючие материалы. Конструкции воздуховодов с нормируемыми пределами огнестойкости при температуре перемещаемого газа более 100 °C, кроме воздуховодов, проложенных в общих шахтах и соединенных ответвлениями с этажными, в том числе сборными воздуховодами, следует предусматривать с компенсаторами линейных тепловых расширений. Элементы креплений (подвески) конструкций воздуховодов должны иметь пределы огнестойкости не менее нормируемых по признаку потери несущей способности для строительных конструкций, к которым крепятся воздуховоды».

Раздел 7 «Противодымная вентиляция» претерпел достаточно значительные изменения. В п. 7.2 появилась запись: «Тупиковые части коридоров в зданиях различного назначения не допускается разделять перегородками с дверями на участки длиной не более 15 м».

Это изменение продиктовано следующим: проектировщик в погоне за сокращением количества инженерных систем в здании идет на некоторые, с нашей точки зрения, неприемлемые ухищрения, деля коридоры противопожарными перегородками на части и сокращая их протяженность. В результате такого деления нарушается эвакуация, сокращается время блокирования путей эвакуации опасными факторами пожара.

В п. 7.6 появилась запись: Для защиты общих коридоров помещений общественного назначения по подпункту "е" пункта 7.3 и общих коридоров жилых помещений вышележащих этажей могут быть предусмотрены общие системы вытяжной противодымной вентиляции, если все указанные помещения расположены в одном пожарном отсеке».

В первую очередь на эту проблему обратила внимание Московская государственная экспертиза (МГЭ), со специалистами которой мы достаточно активно общаемся. Получается, что практически для любого жилого дома, который имеет общественную или административную встройку на нижнем этаже, содержащую внутренние коридоры, МГЭ требует предусматривать для их защиты автономные системы вытяжной противодымной вентиляции. Естественно, делать этого не надо, потому что процессы задымления коридоров общественных или административных этажей и коридоров жилых этажей очень схожи между собой, и достаточно делать одну систему вытяжной противодымной вентиляции, одну систему приточной противодымной вентиляции, обеспечивающую возмещение удаляемого объема продуктов горения.

В п. 7.8 появилась запись: «Длину коридора следует определять как сумму длин условно выделенных и последовательно расположенных участков прямоугольной формы или близкой к ней формы в плане».

Постоянно возникает вопрос, и по телефону, и в письменных обращениях, и в обсуждениях на форуме АВОК: как рассчитать длину коридора? При этом существовало мнение, что достаточно учесть только протяженность пути эвакуации. Это, естественно, неправильно, потому что разделение коридоров на части не имеет отношения к процессу эвакуации. В связи с этим появился пункт, который достаточно четко поясняет, как посчитать длину таких коридоров. Если коридор имеет какие-то ответвления, то конечную длину коридора получаем, сегментируя его на прямоугольные составные части и суммируя их длины.

В п. 7.10 появились дополнения: «Для удаления продуктов горения непосредственно из помещений одноэтажных зданий следует применять вытяжные системы преимущественно с естественным побуждением через шахты с дымовыми клапанами, дымовые люки или открываемые незадуваемые фонари… В многоэтажных зданиях следует применять вытяжные системы преимущественно с механическим побуждением».

В процессе правовой и лингвистической экспертизы СП 7.13130 в МЧС России без уведомления разработчиков из п. 7.10 было исключено словосочетание «как правило», которое, по мнению экспертов, приводило к неоднозначному трактованию. В результате это привело к серьезному искажению смысла документа. Получается, что для многоэтажных зданий надо делать только системы с механическим побуждения тяги, а для одноэтажных зданий – только системы с естественным побуждением тяги, что совершенно неверно по смыслу. Мы сейчас возвращаем эту запись немного в измененном виде, взамен «как правило» появится «преимущественно». В худшем случае, если правовой департамент это предложение не пропустит, мы просто ликвидируем эти требования: совершенно очевидно, что в многоэтажных зданиях на последних этажах можно делать системы с использованием дымовых люков, фрамуг и так далее. И в одноэтажных зданиях никто не может запретить ставить крышный вентилятор, например для тех же складских логистических комплексов.

Полный текст статьи можно прочитать в журнале АВОК №2\2016

купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “АВОК” за №2'2016

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования



Кондиционирование, отопление, вентиляция

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте