Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Тепло по графику

Подготовка к отопительному сезону в Москве

В зону теплоснабжения ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» (МОЭК), самого крупного поставщика тепла в столице, на данный момент входит 45 295 строений, из которых почти 29 тыс. – жилые здания. Поэтому сегодня в преддверии зимних холодов одной из первостепенных задач для специалистов компании является бесперебойная подача тепла в столичные квартиры.

К новому отопительному сезону в Москве, который традиционно начинается в первой половине октября, ОАО «МОЭК» выполнило в основном объеме производственную программу 2009 года и успешно провело летние гидравлические испытания, сократив их в этом году с традиционных 21 до 14 дней.

Как правило, переводу теплоэнергетического оборудования на зимний режим работы предшествует тщательная предварительная подготовка к будущему отопительному сезону. Сравнительно теплые столичные зимы порой позволяют начинать плановые перекладки теплосетей еще весной, в марте, однако основную часть профилактических и ремонтных работ специалисты ОАО «МОЭК» производят в период с 28 апреля по 31 августа. Этим летом компанией были проведены гидравлические испытания и наладка свыше 10,5 тыс. км теплосетей, успешно завершены были и предупредительные ремонты на 42 районных и 28 квартальных тепловых станциях, плановый осмотр прошли 116 малых котельных и 8 966 ЦТП.

Основной задачей компании на сегодняшний день является бесперебойное обеспечение более чем 70 % жилых и административных зданий, промышленных предприятий и объектов социальной сферы Москвы теплом и горячей водой, и МОЭК подготовку к своему шестому отопительному сезону завершила вовремя и благополучно.

Все работы в рамках подготовки теплосетей и оборудования к отопительному сезону проводятся в соответствии с федеральными и московскими правилами, а также внутренними инструкциями по обеспечению безопасности по видам работ. Ростехнадзор отвечает за соблюдение правил технической эксплуатации и проведения сезонных ремонтных работ. Представители этой организации входят в состав комиссии по приемке работ в рамках подготовки к отопительному сезону. Члены комиссии отслеживают организацию планово-предупредительных ремонтов и эксплуатацию объектов ОАО «МОЭК» в течение всего года.

За готовность внутридомового оборудования и качество поставляемого москвичам тепла отвечает Мосжилинспекция как территориальный орган надзора, а за соблюдение правил земляных работ во время проведения реконструкции теплосетей – административно-техническая инспекция. Надзор за качеством производимых работ осуществляет техническая инспекция МОЭК, более того, приемку готовых теплотрасс производит именно тот филиал компании, которому предстоит эксплуатировать данные сети.

При такой серьезной подготовке сбоев в работе ОАО «МОЭК» практически не случается. Благодаря модернизации производственных мощностей, за последние годы компании удалось добиться снижения отключений отопления и горячего водоснабжения в зимний период почти в два раза. Цифры говорят сами за себя: к примеру, в отопительном сезоне 2008–2009 годов не произошло ни одного перебоя в отоплении, который по классификации МЧС характеризовался бы как авария, все они были отнесены лишь к инцидентам.

Отопительный ликбез

Как показали время и практика, в работе теплоэнергетиков не существует мелочей, ведь в результате каждая труба отвечает за отсутствие перебоев в теплоснабжении. Именно поэтому одним из важнейших направлений работы ОАО «МОЭК» является перекладка теплосетей. Теплоэнергетикам приходится испытывать трубы на разрыв, чтобы выявить и устранить все скрытые дефекты. Лучше это сделать летом, чем ликвидировать аварии морозной зимой. От состояния сетей зависит надежность и качество теплоснабжения в новом отопительном сезоне.

По расчетам специалистов компании, наиболее эффективно способствует сокращению числа перебоев в теплоснабжении замена труб диаметром до 200 мм, на которые приходится до 96 % всех повреждений. Так, в 2007 году компанией было переложено 453 км трубопроводов, в том числе с применением передовых технологий – 335 км. В 2008 году рекордный объем реконструкции удалось осуществить за счет привлечения заемных средств – была произведена перекладка 632 км тепловых сетей, в том числе свыше 560 км с применением новых технологий: предызолированных стальных трубопроводов в ППУ-изоляции, трубопроводов из сшитого полиэтилена и гофрированной нержавеющей стали.

В 2009 году вследствие значительного удорожания кредитных средств реализация инвестиционного проекта МОЭК по реконструкции теплосетей была приостановлена, однако компании удалось произвести замену 253 км трубопроводов, из которых 233 км было переложено с применением новых технологий. Перекладка трубопроводов с использованием новых технологий позволяет продлить срок службы теплосетей до 30–40 лет, что в 4–5 раз выше эксплуатационного периода труб традиционной прокладки. Новые трубы не только дешевле в эксплуатации – они также позволяют существенно снизить теплопотери. В частности, в 2008 году экономия теплоэнергии при транспортировке составила порядка 130 тыс. Гкал.

Качество без компромиссов

За последние годы ОАО «МОЭК» удалось существенно улучшить такой знаковый показатель, как соотношение затрат компании на ремонт и на модернизацию технического парка предприятия. Для многих аналогичных европейских компаний подобное соотношение составляет примерно 15 к 75 %. У нас же долгое время было наоборот, но в 2008 году компания «перевалила» через знаковый рубеж – 50 к 50 %. А в 2009 году на текущий ремонт направлено около 3,4 млрд руб. и около 5 млрд руб. – на модернизацию оборудования.

На сегодняшний день на объектах ОАО «МОЭК» успешно функционирует 1 481 частотно-регулируемый привод (ЧРП). Программа по их установке была разработана специалистами компании еще в 2007 году. Данные устройства позволяют снизить потери тепла и воды за счет поддержки равномерного давления в системах теплопотребления. Такие эффективные технологии позволяют экономить не только тепло, но и электричество, газ, воду. До конца 2009 года будет установлено еще 200 ЧРП, что по предварительным расчетам приведет к экономии более чем 50 тыс. кВт•ч электроэнергии.

Однако в вопросах модернизации это еще далеко не все, чем может гордиться ОАО «МОЭК». Одним из главных  событий для столичной теплоэнергетики в уходящем году стало открытие нового современного Метрологического центра, входящего в структуру МОЭК. Отныне горожане смогут наглядно, просматривая собственные единые платежки, оценивать разницу по оплате за тепло – благодаря работе Метрологического центра счета за потребляемые москвичами ресурсы станут заметно ниже.

Тепло по счетам

Официальное открытие Метрологического центра состоялось в конце сентября 2009 года. Его производительность позволяет обслуживать и поверять порядка 15 тыс. приборов учета тепла в год.

Создание Метрологического центра началось более года назад, когда столичное правительство передало МОЭК парк домовых приборов учета. Это было ответственное и сложное мероприятие. Как сообщил директор Метрологического центра МОЭК Михаил Татищев, «город передал МОЭК на баланс порядка 40 тыс. узлов учета тепловой энергии, из них 31,9 тыс. – домовые». Польза такого шага очевидна, т. к. прежде содержанием, поверкой и ремонтом данного оборудования занимались многочисленные подрядные организации и каждая по-своему. В результате с момента начала в 2003 году массовой установки домовых счетчиков в Москве их парк на сегодняшний день включает 32 типа, и, что особенно тревожит, он изрядно изношен. Почти 30 % счетчиков не работали, а это ощутимый удар по кошельку потребителей.

С появлением же одного единственного хозяина эти недочеты будут устранены. С момента передачи МОЭК домовых счетчиков уже отремонтировано около 10 тыс. из них. В планах – свести обширную на сегодня номенклатуру к нескольким типам.

Производственная база Метрологического центра оборудована по последнему слову техники – поверочный стенд из четырех машин, собранный по специальному заказу в Словакии, обошелся компании порядка 100 млн руб., однако руководство компании уверено, что техника себя окупит очень быстро. «Сегодня можно с уверенностью сказать, что по качеству и масштабам другого такого метрологического центра в России больше нет. Более того, другие подобные центры в основном тестируют счетчики на холодной воде, а Метрологический центр ОАО “МОЭК” – и на горячей в том числе. То есть в тех реальных условиях, в которых приборы учета и будут работать. К тому же стенды полностью автоматизированы, а это значит, что техническое оснащение центра оперативно позволяет решать любые проблемы, связанные с обслуживанием счетчиков, – начиная от маленьких 15 мм в диаметре до больших, так называемых трехсоток. Поверка оборудования занимает буквально 2–2,5 рабочих дня!» – заявил журналистам присутствовавший на открытии Центра первый заместитель мэра Москвы, руководитель комплекса городского хозяйства П. П. Бирюков.

На двух этажах Центра располагаются полностью укомплектованные оборудованием лаборатории, мастерские, складские и наладочные помещения: участки по ремонту теплосчетчиков, участки испытаний и настройки вычислителей и термонагревателей, пункты первичной диагностики оборудования. Создание такого стратегически важного структурного подразделения, как Метрологический центр, уже сегодня позволит МОЭК самостоятельно тестировать порядка 75 % всех московских приборов учета тепла.

Как отметил генеральный директор компании  «МОЭК» Александр Ремезов, подрядный способ ремонтного обслуживания всегда обходится дороже, нежели хозяйственный. Поэтому значение Метрологического центра для МОЭК очень велико: во-первых, Центр будет загружен постоянно, а во-вторых, управленческие расходы по этим работам отныне будет нести сама компания, а не подрядчики, а это существенно меньшие деньги. По мнению Александра Ремезова, в скором времени и сами москвичи поймут, что Метрологический центр – предприятие, помогающее экономить не только деньги компании, но и деньги всех горожан.

Конечно, внедрение подобных инновационных технологий на объектах коммунальной теплоэнергетики требует пополнения штата высококвалифицированными специалистами. На сегодня трудовой коллектив Метрологического центра укомплектован на 60 %. По штатному расписанию здесь должно работать 565 чел., процесс оформления сотрудников идет полным ходом: 219 специалистов уже приступили к работе, еще 70 – возьмутся за нее в ближайшее время. По словам Михаила Татищева, «Метрологическому центру сегодня еще требуются слесари 5–6-го разрядов по ремонту контрольно-измерительных приборов и аппаратуры, инженеры КИПиА. Нам нужны люди с высшим образованием, желательно техническим, а еще лучше – связанным с приборостроением. Потому что у нас по большей части идет работа со сложной техникой, и у людей должно быть понимание, что и зачем они “крутят”. Но, конечно, также мы готовы с нуля обучать молодежь».

Автоматизация подсчетов

В ближайшее время в компании заработает еще и автоматическая система дистанционного сбора информации:  показания домовых счетчиков будут передаваться в центр обработки данных без участия человека и в режиме реального времени. Первый такой проект уже внедряется в районе Чертаново. До конца года компания намерена автоматизировать таким образом 10 тыс. зданий, или примерно четвертую часть всех домов Москвы.

Необходимо отметить, что автоматизированный сбор информации – это часть крупномасштабного проекта МОЭК по внедрению автоматизированной системы контроля и управления производством (АСКиУП), начатого в 2009 году. Подобный ресурсо- и энергосберегающий проект позволит сформировать объективную, гибкую и прозрачную систему расчетов за тепло и сэкономить ресурсы на его производство. Уже в 2010 году после систематизации, сертификации и объединения в глобальную систему он станет крупнейшим реализованным в столице проектом в сфере учета расхода энергоресурсов.

Данная система необходима для сбора, обработки и консолидации сведений о расходе энергоресурсов с общедомовых узлов учета, установленных в более чем 45 тыс. зданий Москвы. Несомненно, это приведет к оптимизации использования тепловой энергии и оплате потребителями за фактически потребленное ее количество.

 

В сентябре 2009 года состоялось официальное открытие Метрологического центра ОАО «МОЭК», производительность которого позволяет обслуживать и поверять порядка 15 тыс. приборов учета тепла в год.

Производственная база Метрологического центра оборудована по последнему слову техники – поверочный стенд из четырех машин собран  по специальному заказу в Словакии. Стенды полностью автоматизированы. Техническое оснащение Центра оперативно позволяет решать любые проблемы, связанные с обслуживанием счетчиков. Кроме того, здесь тестируются счетчики как на холодной, так и на горячей воде, т. е. в тех реальных условиях,  в которых работают приборы учета.

По качеству и масштабам это первый Метрологический центр в России такого уровня.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №7'2009

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования



Кондиционирование, отопление, вентиляция

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте