Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

Итоги прошедшего отопительного периода в Москве и задачи по подготовке к зиме 2009–2010 годов

3 марта 2009 года под председательством мэра Москвы Ю. М. Лужкова прошло заседание Правительства Москвы, на котором подводились итоги прошедшего отопительного периода и формулировались задачи нового. С докладами по данному вопросу выступили Е. В. Скляров, руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы, А. В. Цыбин, руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы, В. Г. Яковлев, генеральный директор ОАО «Мосэнерго», С. В. Орлов, председатель Комиссии Московской городской Думы по городскому хозяйству и жилищной политике. Итоги работы заседания подвел мэр Москвы Ю. М. Лужков.

Большая подготовительная работа, предшествовавшая осенне-зимнему периоду 2008–2009 годов и выполненная в соответствии с планами, утвержденными Правительством Москвы, позволила избежать серьезных технологических нарушений в системах энергообеспечения потребителей.

В докладе Е. В. Склярова, руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы (ДепТЭХ) отмечено, что энергообъекты были своевременно подготовлены к отопительному сезону, созданы необходимые запасы резервных видов топлива, подготовлены источники аварийного энергоснабжения, проведены противоаварийные тренировки, а так же организована проверка исправности системы аварийного включения резерва. В соответствии с заданиями Федерального штаба по обеспечению энергетической безопасности проведены совместные учения энергокомпаний и городских организаций.

В соответствии с соглашением Правительства Москвы и РАО «ЕЭС России» в эксплуатацию введены новые энергообъекты. Выполненные мероприятия позволили обеспечить нормальную жизнедеятельность города в течение всего отопительного сезона.

Благодаря усилиям Правительства Москвы и компаний московской энергосистемы впервые за последние 15 лет создан серьезный задел в обеспечении резервирования электрической мощности. Энергетическая система Московского региона была подготовлена с расчетом прохождения осенне-зимнего максимума нагрузок в 19 300 МВт. Фактический максимум нагрузок был зафиксирован 2 февраля 2009 года и составил 15 900 МВт.

Качественным показателем прохождения отопительного сезона является число технологических нарушений в энергосистеме, повлекших за собой отключение потребителей. По фактической ситуации на имевшие место в городе инциденты в энергетической сфере персонал реагировал быстро, оперативно ликвидируя последствия. Все сбои в работе и повреждения были подвергнуты детальному анализу и расследованы комиссией с участием Ростехнадзора.

По вопросу баланса тепловой мощности отмечено, что производство, поставка и распределение тепла потребителям в Москве осуществляется тремя основными предприятиями – ОАО «Мосэнерго», ОАО «Московская теплосетевая компания» и ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» (ОАО «МОЭК»).

ОАО «Мосэнерго» – базовый производитель электрической и тепловой энергии в столице, главной особенностью которого является комбинированное производство энергии, являющееся максимально эффективным, но вместе с тем требующее особого внимания к качеству подготовки и повышению надежности работы оборудования на ТЭЦ.

В 2008 году силами ОАО «Московская теплосетевая компания» разработаны графики, благодаря которым сокращены сроки проведения планово-профилактических работ на тепловых сетях с отключением потребителей в весенне-летний период с 21 до 14 дней.

Суммарная установленная мощность на ТЭЦ и станциях ОАО «МОЭК» составляет более 55 тыс. Гкал/ч. Баланс тепловой мощности для осенне-зимнего периода 2008–2009 годов рассчитывался на наружную температуру -28 °С, и по прогнозу, суммарная нагрузка потребителей могла составить до 49 тыс. Гкал/ч. Фактически максимальная (пиковая) нагрузка по тепловой энергии в прошедшем осенне-зимнем периоде пришлась на 1 февраля текущего года и составила 25,33 тыс. Гкал.

Таким образом, по источникам теплоснабжения город имеет значительные резервы, но сохраняется зона дефицита тепла в районах-новостройках. Также требует глубокой проработки вопрос оптимизации загрузки источников теплоснабжения и особенно развития системы резервных связей по магистралям. Наглядным примером необходимости развития резервных связей является технологический инцидент, связанный с остановкой 31 января текущего года энергооборудования на ТЭЦ-16. Значительная часть абонентов в этом районе города присоединена по тепловым магистралям только к одному источнику и, соответственно, имеет технологические риски. Поэтому в соответствии с поручением мэра Москвы энергетическим компаниям в период подготовки к осенне-зимнему периоду 2009–2010 годов необходимо откорректировать и скоординировать производственные программы с целью развития резервных связей.

Было упомянуто, что в июле 2008 года на заседании Правительства Москвы рассмотрена энергетическая стратегия Москвы, которая является составной частью стратегии развития города и призвана упорядочить развитие энергетической отрасли в Московском регионе. К настоящему моменту по указанию мэра Москвы в Постановление Правительства Москвы № 462 «О разработке энергетической стратегии» внесены изменения, и энергетическая стратегия утверждена. Сегодня в разработке находится следующий этап – генеральная схема энергоснабжения города.

Отмечено, что решение задачи по обеспечению развития экономики города без прироста потребления газа потребовало кардинально переработать мероприятия по снижению удельного потребления газа. Это само по себе заняло дополнительное время на разработку энергетической стратегии силами ОАО «Газпром промгаз», в том числе на оптимизацию схем теплоснабжения и развития генерации. Главной задержкой в развитии генерации является вопрос о сроках замены устаревшего паротурбинного оборудования, как изношенного, так и малоэффективного, и получения исходных данных для схемы электроснабжения, особенно по распределительным пунктам кабельной сети. Все эти вопросы будут решены в течение текущего года, а схемы развития генерации будут оптимизированы.

Планируется приступить в 2009 году к реализации задачи оптимизации параллельной работы источников тепла, решение которой было инициировано

ДепТЭХ в рамках городской целевой программы «Энергосбережение в г. Москве». По предварительным оценкам, в результате внедрения этих мероприятий объемы использования газа снизятся примерно на 500 млн м3 газа в год, что соизмеримо с работой современной ПГУ мощностью 300 МВт.

В выступлении Е. В. Склярова подведены итоги действия Городской целевой программы по энергосбережению на 2004–2008 годы. В период действия программы был разработан и принят ряд важных нормативных документов, например, 5 июля 2006 года был принят закон г. Москвы об энергосбережении, 5 июля 2007 года Правительством Москвы издано распоряжение о поддержке проектов по энергосбережению организаций промышленности города, 3 июня 2008 года принято Постановление Правительства Москвы о проведении экспресс-аудита энергопотребления в бюджетных учреждениях и жилых домах г. Москвы.

В 2004–2008 годах благодаря программе в топливно-энергетическом комплексе реализованы следующие мероприятия:

  • выполнены режимно-наладочные работы энергооборудования на ТЭЦ;
  • заменены пиковые водогрейные котлы на более эффективные;
  • внедрено 1 900 частотных преобразователей на ЦТП ОАО «МОЭК»;
  • взят курс на внедрение парогазовых энергетических блоков и газотурбинных установок;
  • внедрены новые технологии при прокладке тепловых сетей с применением, например, труб из сшитого полиэтилена из ППУ-изоляции;
  • в организациях социальной сферы и ЖКХ установлено более 500 тыс. энергосберегающих ламп и светильников.

Реализация мероприятий программы проводилась в условиях отсутствия целевого финансирования за счет собственных средств предприятий и организаций. По отчетным данным исполнителей программы экономия топливно-энергетических ресурсов за 2004–2008 годы составила 2,4 млн т. у.т., в том числе на объектах топливно-энергического комплекса 649 тыс. т. у. т. Удельные выбросы вредных веществ снизились с 1,79 кг/т. у. т. в 2004 году до 1,33 кг/т. у. т. в 2008 году.

Отмечено, что в 2008 году была утверждена Правительством Москвы новая городская целевая программа «Энергосбережение в Москве на 2009–2011 годы и на перспективу до 2020 года»1. Новая программа направлена на обеспечение развития Москвы без прироста потребления топлива.

В продолжении выполнения мероприятий по реализации соглашения между Правительством Москвы и РАО «ЕЭС России» основной акцент будет сделан на качественное состояние оборудования и повышение надежности электроснабжения объектов городского хозяйства.

Приоритетным вопросом деятельности энергоснабжающих предприятий названо предоставление качественных и своевременных услуг потребителям по тепло-, электро- и газоснабжению, рассмотрение обращений граждан и принятие своевременных мер. За 2008 год достигнуто снижение количества жалоб на 5 %.

Отмечено, что уже ведется работа по подготовке к очередному осенне-зимнему периоду. Составлен список оборудования, подлежащего ремонту. Сформулированы задачи по проведению противоаварийных тренировок персонала, по организации безопасной эксплуатации надзора за состоянием внутридомового газового оборудования, по оснащению автономными источниками энергоснабжения социально значимых объектов. В планах энергетических компаний предусмотрены мероприятия по повышению надежности работы энергосистемы – эти мероприятия включены в производственные и инвестиционные программы энергоснабжающих организаций.

Названо важным решение двух вопросов до начала подготовительных работ к очередному отопительному периоду:

1. Пересмотр и внесение корректив в производственные программы энергокомпаний, поскольку при анализе планов ремонтных работ выявились тенденции в снижении объемных показателей, а подобный подход негативно скажется на подготовке к отопительному периоду;

2. Разрешение Объединению административно-технических инспекций (ОАТИ) г. Москвы открытия ордера на магистрали в целом в соответствии с утвержденным графиком проведения гидравлических испытаний в связи с сокращением сроков проведения планово-предупредительных ремонтов с отключением ГВС, поскольку одним из факторов, непосредственно влияющим на данный срок, является процедура оформления ордеров ОАТИ на производство земляных работ.

О прохождении отопительного периода 2008–2009 годов коммунальными службами города доложил А. В. Цыбин, руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы. К основным направлениям деятельности коммунальных служб в зимний период относится обеспечение безаварийной работы оборудования, систем и конструктивных элементов жилых домов, создание условий для надежного функционирования всех инженерных систем коммунальной инфраструктуры, формирование и обеспечение функционирования эффективного механизма содержания объектов дорожного хозяйства.

Было обеспечено выполнение задач, поставленных Правительством Москвы в Постановлении № 1043 «О готовности топливно-энергетического и жилищно-коммунального хозяйств г. Москвы к работе в зимний период 2008–2009 годов». Созданы все необходимые условия для нормального функционирования объектов жилищного фонда и социальной сферы, промышленных предприятий и городского транспорта. Например, в жилищном фонде пробные пуски тепла начались в конце сентября 2008 года, а отопительный сезон в городе в соответствии с планом – 22 октября. Всего к зимней эксплуатации с оформлением в установленном порядке паспортов готовностей было подготовлено 30 505 строений. Из них самоуправляемые ТСЖ составили 4,5 тыс. строений, ЖСК – более 2 тыс. строений, дома, находящиеся в управлении ДЕЗ – более 23 тыс. строений, общежития – порядка 500 строений и 559 строений, относящихся к различным ведомствам.

Меры, принятые городскими службами по реализации Постановления № 1043 и анализ проблемных вопросов прошлых лет позволили сократить количество кратковременных отключений жилых домов по сравнению с отопительным сезоном 2007–2008 годов на 44 %, с 550 отключений до 305.

Обращено внимание, что показателем качества работы городских служб является количество обращений граждан. За отчетный период по данным Мосжилинспекции поступило более 3,5 тыс. обращений граждан по нарушениям эксплуатации и содержания жилых домов, что на 19,5 % меньше по сравнению с прошлым годом.

Отмечено, что функционирование коммунального хозяйства в зимний период 2008–2009 годов в целом проходило в штатном режиме, и подробно представлена деятельность коммунальных служб по работе инженерного оборудования города и предотвращению аварий на водосточной сети, вопросам утилизации снега и деятельности дорожных служб.

В. Г. Яковлев, генеральный директор ОАО «Мосэнерго», в своем выступлении назвал характерной чертой прошедшего отопительного сезона для компании резервирование крупных энергетических мощностей: даже в холодные дни резерв составлял в среднем от 1 200 до 2 000 МВт. Причиной этому стало некоторое снижение энергопотребления, крупные вводы энергетических мощностей в конце 2008 года и необходимое инвестирование сетевого хозяйства в прошедшие годы. Все это позволило отработать осенне-зимний сезон без особых инцидентов. Отмечено, что такая ситуация создает определенные проблемы, в частности, ряд объектов, например Электрогорская ГРЭС-3 в текущем периоде простаивала полностью, не окупают расходы на свое содержание.

Было сказано, что в рамках задач по подготовке к сезону 2009–2010 годов планируется максимальные усилия направить на решение двух основных вопросов: ремонт основного оборудования, на что выделяется более 5,5 млрд руб., и инвестирование проектов по повышению надежности функционирования электростанций (планируется затратить около 4,5 млрд руб.).

Для решения вопросов экологии планируется устранение недостатков, связанных с медленными темпами подключения системы контроля за выбросами вредных веществ к единой системе экомониторинга. Кроме того, продолжается переход на использование низкосернистого мазута – найдены поставщики данного топлива, но остается проблема реализации старых запасов мазута с высокой сернистостью.

С. В. Орлов, председатель Комиссии Московской городской Думы по городскому хозяйству и жилищной политике, высказался по проблеме незаконных подключений дополнительных токоприемников к жилым домам. Токоприемники, подключенные в нарушение технической и проектной документации, представляют серьезную угрозу надежному и безаварийному энергоснабжению жилого фонда.

Было отмечено, что, несмотря на независимость работы управляющих компаний, выдающих согласования на присоединение к электроустановкам жилых домов без разрешительной документации, необходимо оставить за ДэпТЭХ и префектурами функции координации, мониторинга и контроля, а главную роль в решении этой проблемы отвести Мосжилинспекции и Ростехнадзору.

Обращено внимание на то, что из 1 094 Объединенных диспетчерских служб (ОДС), выполняющих важную функцию по обеспечению безопасной и безаварийной эксплуатации жилого фонда в целом, около трети практически полностью выработали установленный ресурс оборудования, а также нуждается в срочном обновлении действующая нормативная база функционирования ОДС. Это существенный и неотъемлемый элемент подготовки города к следующему зимнему периоду.

Были затронуты вопросы управления многоквартирными домами и их ремонта. Отмечено, что важно создание саморегулируемых организаций в области управления многоквартирными домами, которые объединят самые ответственные и профессиональные компании, будут давать по их деятельности страховые и финансовые гарантии, а также гарантировать качество услуг и их стоимость в соответствии со ставками Правительства Москвы.

Отметив историческое значение принятой в 2007 году программы по капитальному ремонту, назван нерешенным вопрос по таким видам ремонта, как мелкий, текущий и аварийный. Предложено в существующих объемах финансирования субсидий на содержание и ремонт общего имущества выделить затраты на текущий ремонт в отдельную субсидийную статью бюджета и поручить префектурам административных округов и Департаменту ЖКХ ежегодно формировать согласованные с Мосжилинспекцией графики планово-предупредительных ремонтов по конкретным домам и управляющим организациям.

В связи с созданием и началом работы новых управляющих организаций, незнакомых с городской нормативной базой, не имеющих опыта взаимодействия с органами госвласти и городскими организациями, было предложено поручить Департаменту ЖКХ и префектурам округов организовать проведение окружных или районных семинаров по подготовке к зимнему периоду для ТСЖ, ЖСК, управляющих и эксплуатирующих компаний с участием Мосжилинспекции, ОАТИ, ресурсоснабжающих организаций.

Помимо плановых докладов, в обсуждении итогов работы коммунальных и энергетических служб города в проведении отопительного периода 2008–2009 годов были заслушаны выступления префектов административных округов Москвы, глав энергоснабжающих компаний города, руководителей структурных подразделений Правительства Москвы.

По итогам прошедшего отопительного сезона отчитались А. О. Александров, префект Центрального административного округа г. Москвы, и В. Б. Зотов, префект Юго-Восточного административного округа г. Москвы. Было отмечено, что анализ поступающих обращений граждан показывает высокую заинтересованность жителей в установке поквартирных приборов учета, т. к. установка общедомовых приборов учета не решает полностью вопроса экономии денежных средств конкретного гражданина и зачастую перекладывает на них оплату расходов различных неучтенных пользователей холодной и горячей воды. В этой связи названо целесообразным ускорить решение вопроса по продолжению работы по установке квартирных счетчиков малоимущим категориям москвичей, получающим жилищные субсидии в рамках возможностей бюджета Москвы.

В выступлении А. Н. Ремезова, генерального директора ОАО «МОЭК», было отмечено, что на протяжении двух последних отопительных сезонов сохраняется общая тенденция к снижению аварийности и отключений по ГВС и отоплению. В частности, за последний сезон по горячей воде снижение аварийности составило 20,1 %, общее количество отключений снизилось на 4 %. Основной причиной данной тенденции названо проведение системной работы по качественной замене теплосетей. За прошедший год было заменено 650 км, в том числе из них 564 км – это трубы новых технологий. В целом же в городе уже переложено 33 %.

Обращено внимание, что согласно поручению мэра Москвы был рассмотрен вопрос о работах по резервированию мощности и анализу аварийности. Всего произошло 630 отключений, в том числе по котельным – 6 (1 %), по ЦТП – 200, включая плановые отключения – 100, по разводящим тепловым сетям – 421. Из 421 отключения по системам отопления: по сетям в сшитом полиэтилене (3,5 тыс. км за последний год) – 4, и то по вине сторонних организаций (порваны трубы), по сетям в ППУ-изоляции – 9, остальные 408 отключений – традиционная перекладка. Сформулирована основная задача – снижение аварийности по перекладке тепловых сетей.

ОАО «МОЭК» разработан план подготовки к отопительному сезону 2009–2010 годов, составлен комплекс работ, общий объем которых будет составлять порядка 9 млрд руб. Поставлена сложная задача выполнить поверку 14 тыс. приборов в течение текущего года. Для этого к июню 2009 года ОАО «МОЭК» создает поверочный центр с производительностью порядка 19 тыс. приборов в год. Общее количество узлов учета только по жилому сектору сегодня составляет 30,5 тыс. и порядка 6–8 тыс. – прочие объекты, т. е. город вышел на качественный уровень фактического учета потребления энергоресурсов.

Ю. И. Трофимов, генеральный директор ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» (ОАО «МОЭСК»), сообщил, что общее электропотребление в Москве в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилось на 3,8 %, но в четвертом квартале наметилась тенденция к снижению потребления, которое в январе составило 2,18 %, а в феврале – 4,17 %.

Тем не менее работы, которые были проделаны организацией в 2008 году в плане подготовки к прохождению осенне-зимнего периода, положительно сказались на результатах: количество инцидентов в 2008 году по сравнению с 2007 годом снизилось примерно на 5,5 %, а время их ликвидации сократилось на 14 %, в результате недоотпуск снижен на 42 %. Продолжение аналогичной работы позволит в 2009 году качественно улучшить данные показатели.

Помимо этого, в 2009 году планируется ремонт линий 35–220 кВ на 35 млн руб., расчистка трасс по Москве в объеме 48 га, замена изоляторов, грузотросов и т. д. На подстанциях 35–220 кВ будет проведен капремонт 45 трансформаторов, 679 выключателей и 210 разъединителей.

В выступлении И. Ю. Девиченского, студента Московского инженерно-физического института, дублера руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы, была отмечена важность прилагаемых усилий, связанных с экономией электроэнергии и снижением пиковых нагрузок, и высказано несколько замечаний по данному вопросу.

На основании мониторинга некапитальных объектов мелкорозничной торговли установлено их несоответствие утвержденным требованиям к энергоэффективности (низкий уровень теплоизоляции, использование в отопительных целях электронагревателей, а не теплонакопителей). Приведение этих объектов в норму позволяет снизить энергопотребление в пиковые часы на 200 МВт. Предложено внести изменения в конкурсную документацию на размещение временных некапитальных объектов мелкорозничной сети и других аналогичных бытовых объектов и включить в них требования к энергоэффективности.

По вопросу перехода на многоставочные приборы учета отмечено, что на данный момент нет заинтересованности как у потребителей, так и у производителей электроэнергии в решении поставленной задачи, и единственным методом стимулирования и продвижения данной идеи названо коренное изменение тарифной политики города – установка существенной разницы между стоимостью электроэнергии в пиковые часы и часы обычного потребления для начала в течение трех зимних месяцев, когда выравнивание графика потребления особенно актуально.

Поскольку город рассматривает установку приборов индивидуального учета как важное звено экономии энергоресурсов, то необходимо определить права и обязанности всех субъектов этих правоотношений. Предложено разработать отдельный нормативно-правовой документ по учету энергоресурсов.

По вопросу сокращения сроков подготовки инженерными службами сетей к зиме было выражено опасение по обеспечению надежности магистральных сетей как в будущий отопительный период, так и на ближайшую перспективу. Предложено ограничить дееспособность Мосэнерго путем изъятия средств, заложенных в тариф на реконструкцию сетей, с отчислением их в бюджет города, что позволит повысить степень централизации и контроля за мероприятиями, связанными с реконструкцией действующих магистральных сетей.

Ю. В. Росляк, первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса экономической политики и развития г. Москвы, просил особо учесть необходимость завершения и наладки системы по персональному учету потребляемых ресурсов, которая была создана два года назад, т. к. важно обеспечить полные расчеты только по оттарированным приборам и достоверной информации системы учета и счетчиков.

С учетом снижения спроса на электроэнергию отмечена необходимость сокращения затрат по программам развития в части присоединения мощности. Но вместе со снижением затрат по присоединяемым новым мощностям нужно увеличить затраты по повышению надежности.

П. П. Бирюков, первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса городского хозяйства Москвы, обратил внимание на взаимодействие со строительным комплексом в вопросах запрета подключений новых объектов в период отопительного периода.

Также была отмечена хорошая работа новой схемы по переводу домов с временного теплоэлектроснабжения на постоянное, позволившая сократить с 47 до 24 дней процедуру оформления всей необходимой для этого документации.

Помимо этого он уточнил, что средства, выделенные в этом году на установку приборов учета, будут аккумулированы в первую очередь в домах, где проводится капитальный ремонт.

 

Выступление  Ю. М. Лужкова завершило подведение итогов работы Комплекса городского хозяйства г. Москвы за прошедший отопительный период и обсуждение задач по подготовке к следующей зиме. Мэр Москвы отметил, что энергетические вопросы в процессе обсуждения были рассмотрены достаточно подробно, и можно сделать вывод, что «… в энергетике меняется система целей». Благодаря вводу запланированных дополнительных мощностей и более мощной связи с системой российской энергетики,  «…нужно переводить центр тяжести на вопросы надежности, резервирования, внутренних ремонтов, технического перевооружения и совершенствования».

Также была отмечена важность вопроса экономии: «У нас осуществляется экономия тепла и электрической энергии, экономия повсеместная… поэтому нам нужно с вами оптимизировать всю систему теплоэнерго- и электроэнергоснабжения города – она существенно меняется». Капитальные ремонты, приведение в порядок теплоизоляции домов, экономия электричества, использование энергоэффективных лампочек – это прямая экономия, «это все те моменты, которые нужно нам осмыслить, и сбалансировать всю систему энергетики в городе. Задача очень важная, потому что если мы этого не сделаем, независимо от различных платежей и даже независимо от бешенных тарифов, которые сегодня повышаются, будем работать в минусе».

 

1 О городской целевой программе «Энергосбережение в Москве на 2009–2011 годы и на перспективу до 2020 года» [Текст] // Энергосбережение. – 2008. –№ 7.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №3'2009

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования



Кондиционирование, отопление, вентиляция

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте