Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 621-80-48 Секретарь (тел./факс) ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"
(495) 107-91-50

АВОК ассоциированный
член

О городской целевой программе
«Энергосбережение в Москве на 2009–2011 годы и на перспективу до 2020 года»

19 августа 2008 года прошло заседание Правительства Москвы под председательством первого заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции г. Москвы Ресина В. И., на котором рассматривался проект закона г. Москвы и проект Постановления Правительства Москвы «О городской целевой программе “Энергосбережение в г. Москве на 2009–2011 годы и на перспективу до 2020 года”».

Городская целевая программа «Энергосбережение в г. Москве на 2009–2011 годы и на перспективу до 2020 года» (далее – Программа) разработана на основании концепции, одобренной Постановлением Правительства Москвы в декабре 2007 года. Разработчиками программы являются ОАО «Объединение ВНИПИэнергопром» и ЗАО «Энергетика города», при участии Московского энергетического института и других специализированных организаций. По результатам работы на заседании Правительства Москвы были заслушаны доклады Е. В. Склярова, руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы, и М. Е. Оглоблиной, руководителя Департамента экономической политики и развития г. Москвы.

Программа является составной частью энергетической стратегии г. Москвы, которая рассмотрена Правительством Москвы в июле 2008 года, и направлена на реализацию основного положения энергетической стратегии – обеспечение развития Москвы без прироста потребления топлива. Проведенный анализ существующего состояния энергетики города позволил объективно оценить структуру потребления по каждому виду энергоресурсов, определить существующие резервы экономии и выделить целевые показатели.

Конечные результаты Программы

Конечные результаты Программы соответствуют целям и задачам, определенным указом Президента России от 4.06.2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

Представленная Программа приходит на смену действующей программе, срок действия основных мероприятий которой истекает в 2008 году, и имеет более масштабные цели и задачи. Если действующая программа ограничивалась перечнем организационных и технических мероприятий, то в новой программе расширен круг задач и предложен несколько иной системный подход к решению этих задач. Программой предусматривается организация системы управления процессом энергосбережения, которая базируется на территориально-отраслевом принципе; создание рыночных условий для привлечения инвестиций в энергосбережение; активное вовлечение всех групп потребителей в энергосбережение за счет пропаганды развития нормативно-правовой базы, дальнейшей оптимизации тарифного меню. Учитывая масштабность поставленной задачи, программа структурно разделена на пять отдельных подпрограмм, которые в свою очередь состоят из 14 разделов, а также выделено четыре самостоятельных блока.

Важнейшими особенностями Программы являются:

  • сочетание комплексного отраслевого и территориального планирования экономии энергоресурсов;
  • использование реальных отраслевых программ;
  • формирование комплекса механизмов мотивации и стимулирования.

Реализация положений Программы в период с 2009 по 2020 годы обеспечит разработку и внедрение мероприятий по повышению эффективности использования ресурсов, что в сочетании с другими мероприятиями, предусмотренными в энергетической стратегии г. Москвы, позволит сохранить потребление газа на уровне согласованных объемов 2008 года при удовлетворении прогнозного роста суммарных нагрузок у конечных потребителей.

В течение базового периода действия программы с 2009 по 2011 годы ежегодное сокращение потребления газа достигается за счет следующих основных направлений:

  • реконструкция и введение новых энергоблоков с парогазовым циклом;
  • оптимизация структуры и режимов загрузки энергоисточников;
  • сокращение потерь при распределении тепловой энергии, при распределении электрической энергии на собственных нуждах станций;
  • повышение эффективности использования ресурсов в конечном потреблении;
  • пропаганда энергосбережения и развитие нормативной базы.

Несколько слов по отдельным подпрограммам.

Подпрограмма «Развитие нормативно-правовой базы энергосбережения» является одной из ключевых для достижения целей и задач Программы. В настоящее время законодательство об энергосбережении в Российской Федерации недостаточно развито. Действующий Федеральный закон от 3.04.1996 года № 28-ФЗ «Об энергосбережении» преимущественно основан на отсылочных нормах, разработка и реализация которых в рамках других нормативных документов не решается. Нормы Закона г. Москвы № 35 «Об энергосбережении в г. Москве» также не реализуются в полном объеме из-за отсутствия четко определенных механизмов. Подпрограммой предусматривается разработка новых нормативно-правовых актов в области энергосбережения и внесение изменений в существующие документы. Реализация этой подпрограммы происходит уже в настоящее время. 10 июня 2008 года Правительством Москвы принято Постановление № 503-ПП «О совершенствовании нормативной базы энергоэффективности Комплекса социальной сферы г. Москвы». Данным документом вводятся в действие нормативные документы, необходимые для организации работ по энергетическим обследованиям, энергетической паспортизации, декларированию электропотребления в бюджетных учреждениях Комплекса социальной сферы.

Вторая подпрограмма «Энергосбережение при потреблении ресурсов» в сочетании, например, с программой капитального ремонта зданий дает реализацию суммарного потенциала энергосбережения до 35 %. Подпрограммой определены и согласованы количественные показатели мероприятий на весь период, а также перечень первоочередных мероприятий на 2009 год.

В третьей подпрограмме «Энергосбережение при производстве и распределении энергоресурсов» предложены и просчитаны конкретные способы экономии природного газа. В рамках этой подпрограммы экономия газа составляет суммарно 3,5 млрд м3. В основу подпрограммы положена программа энергосбережения предприятий топливно-энергетического комплекса.

Новым разделом представлена подпрограмма «Сокращение потребляемой электрической мощности». Мероприятия подпрограммы ориентированы на сокращение пикового потребления электрической мощности к 2013 году на 1,5 тыс. МВт и к 2020 году – на 3,8 тыс. МВт. Это достигается совокупностью таких мероприятий, как введение в действие новых тарифов, дифференцированных по времени суток, перевод электропотребления на термические цели с традиционных электрообогревателей на теплоаккумуляторы, и рядом других работ, например, по компенсации реактивной мощности.

Новым разделом является и подпрограмма «Пропаганда энергосбережения в г. Москве». Мировой опыт доказывает, что активная пропаганда энергосбережения, вовлечение в энергетический процесс различных слоев общества позволяют гарантированно получить сокращение конечного потребления энергоресурсов до 10 %. В Москве приняты первые шаги в этом направлении, на улицах появились плакаты, призывающие экономить ресурсы. Результаты проводимых социальных опросов населения по поводу их отношения к энергосбережению свидетельствуют о значительном потенциале сокращения потребления энергии непосредственно в быту. Здесь планируется развивать и в полной мере использовать формы пропаганды и обучения – это и средства массовой информации, и постоянно действующие рубрики, тематические занятия в школах и ВУЗах.

Отдельным блоком в Программе выделены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и новые технологии. Для проведения НИОКР по перспективным направлениям энергосбережения предусмотрены бюджетные средства. В Программу включены перспективные технологии, которые прошли предварительную апробацию в 2007–2008 годах.

Новым блоком в Программе представлен механизм перераспределения присоединенной мощности на территории Москвы. Благодаря вводу в действие такого механизма будут созданы условия для функционирования рынка высвобождаемой мощности, что привлечет инвестиции в энергосберегающие проекты. На практике уже имеются положительные примеры – подключение вновь построенных объектов за счет высвобождения мощности у существующих потребителей, т. е. реализована модель рынка высвобождения электрической мощности.

Принципиально важным представляется новый блок «Система организации управления и контроля за исполнением программой», в котором заложены решения по управлению реализацией программы. Предложенная система управления и контроля основана на территориально-отраслевой модели и включает в себя 5 основных уровней:

  • на высшем уровне управления Правительством Москвы осуществляется контроль выполнения принятых решений путем ежегодного рассмотрения отчета на целевом заседании Правительства Москвы;
  • второй уровень управления организован созданием Городской комиссии по энергосбережению, которая является коллегиальным межведомственным органом и принимает решения, требующие координации взаимодействия;
  • третий уровень управления организован через Департамент топливно-энергетического хозяйства г. Москвы, который является государственным заказчиком при реализации программы и осуществляет координацию и контроль исполнения конкретных мероприятий программы государственными заказчиками;
  • четвертым уровнем управления являются территориальные и отраслевые органы исполнительной власти Москвы, которые осуществляют организацию исполнения программы в административных округах и по отраслям. Данная организация и контроль осуществляются через разработку, утверждение и контроль исполнения окружных и отраслевых программ энергосбережения;
  • рабочим органом управления является специализированное городское казенное предприятие «Московская энергетическая дирекция», которое осуществляет разработку методологических документов, анализирует отчетные материалы, организует работу по внедрению, пропаганде и обучению.

Важным инструментом организации реализации мероприятий и достижения реальных оцифрованных показателей эффективности является перекрестное планирование и отчетность, сбалансированные через территориально-отраслевую модель.

В Программе выделены основные показатели эффективности. В целом до 2014 года планируется достичь следующих основных показателей:

  • суммарная экономия электрической энергии – 15,8 млрд кВт•ч;
  • суммарная экономия тепловой энергии – 36,5 млн Гкал;
  • суммарное сокращение электрической мощности – 3,9 ГВт;
  • суммарная экономия природного газа – 9,2 млрд м3;
  • суммарная экономия воды – 254,9 млн м3;
  • суммарное предотвращение выбросов вредных веществ в атмосферу – 20,6 тыс. т.

Рентабельность Программы становится положительной практически по всем разделам в 2011 году. А в 2013 году средства, сэкономленные за счет энергосбережения, суммарно составят около 100 млрд руб.

В Программе рассчитаны финансовые показатели затрат на реализацию мероприятий, которые в текущих ценах составляют 180,9 млрд руб. В этом объеме сведены все планируемые затраты, в том числе собственные средства предприятий, включая затраты на технологическое перевооружение объектов топливно-энергетического комплекса города.

Энергосбережение

Энергосбережение – это фактор экономического развития, на практике показавший, что во многих случаях дешевле осуществить меры по экономии энергии или вообще избежать ее использования, чем увеличить ее производство.

Весьма велико влияние роста эффективности использования энергии на производственную деятельность в плане повышения продуктивности и конкурентоспособности промышленности. В выступлении М. Е. Оглоблиной было отмечено, что за последние десятилетия в стране пришли к пониманию острой необходимости в интенсификации усилий в области осуществления широкомасштабных энергосберегающих программ во всех без исключения секторах экономики – на федеральном, региональном и местном уровне. Высокая энергоемкость отечественной экономики, уровень которой в среднем в три раза превышает соответствующие показатели в ведущих промышленно развитых странах, тяжким бременем ложится на все бюджеты и не позволяет поднять экономическую конкурентоспособность промышленной продукции, выпускаемой российскими предприятиями, усугубляет и без того напряженную экологическую обстановку.

В представленной на рассмотрение Программе предложен ряд мер по энергосбережению в городе. Говоря о влиянии энергосбережения на рост валового регионального продукта, были приведены следующие цифры: 5 % экономии энергии на производстве промышленной продукции, товаров и услуг в городе дает 1 % роста валового регионального продукта в городе.

Немаловажным фактором являются и те показатели, которые предполагается достигнуть в результате реализации Программы по экономии газа. Так, Программой предусмотрена экономия 11 млн т. у. т. (почти четверть потребления города), которая позволит обеспечить прирост и производства промышленной продукции, и строительных мощностей, и объектов жилищного фонда. То есть без дополнительных расходов газа можно обеспечить прирост электроэнергии. Это и прямая экономия бюджета – энергосбережение и внедрение энергоэффективных мероприятий, и средств на дотации на тепловую энергию, и средств на оплату по коммунальным платежам в социальной сфере, и возможная опосредованная экономия через размещение городского заказа, потому что при покупке конкурентоспособной продукции, в себестоимости которой доля энергии будет меньше, появится возможность более широкого конкурентного поля при закупке продукции на конкурсных процедурах.

Говоря об основных экономических показателях энергосбережения, небезынтересно следующее сопоставление: для того, чтобы создать киловатт-час посредством энергосбережения, необходимо потратить, исходя из представленной Программы, 20 тыс. руб., а при получении киловатт-часа благодаря внедрению новых мощностей его стоимость превышает 50 тыс. руб.

Было отмечено, что ряд положений Программы требует доработки и несколько иного подхода и понимания. Так, в финансовом обеспечении Программы предусмотрено порядка полутора миллиардов рублей в течение пяти лет на поддержку промышленных предприятий для того, чтобы они внедряли механизм энергосбережения. При этом Программой предусмотрены основные показатели, которые должны быть получены по суммарной экономии электроэнергии (см. выше). При этом не вполне понятен механизм контроля за выполнением этих показателей: в Программе не прописано, как понять, выполнены ли эти целевые показатели, достигнута ли экономия. То есть посредством отчетов и обязательности в представлении этих отчетов промышленными предприятиями, посредством каких-то других механизмов, например, информации от энергоснабжающих компаний. Помимо этого важно знать, какие факторы привели к этой экономии: либо это факторы непосредственно энергосберегающих мероприятий, либо это факторы, связанные с внешней средой, например, изменение погоды или объема производства промышленной продукции.

Поэтому как механизм контроля предложено рассмотреть и проработать следующую систему: субсидии выделять промышленным предприятиям не на создание непосредственно каких-то мероприятий по энергосбережению, а выделять субсидии тем предприятиям, которые уже достигли снижения потребления электроэнергии или тепловой энергии, и только при определенном заданном снижении выделять эти субсидии, т. е. выделять их после проведения этих мероприятий. Это позволит создать определенный стимул для промышленных предприятий по проведению энергосбережения, и будет получена реальная информация о проведении мероприятия по сохранению энергии.

Не вполне четко определены предложенные проектом Программы мероприятия по перераспределению тепловой нагрузки с РТС на ЦТП, которые производят и тепловую, и электрическую энергию.

Кроме того, необходимо пересмотреть подходы к тарифу экономического развития, который предложен в Программе как один из механизмов стимулирования энергоэффективности.

Вызывают вопросы и меры, предлагаемые провести в бюджетной сфере города. Например, одним из пунктов Программы предусмотрено провести паспортизацию и энергетическое обследование жилых домов и объектов бюджетной сферы, при этом предполагается, что ежегодно будет обследование проводиться и аудит в 150 учреждениях. Но если взять только учреждения социальной сферы, а это порядка 6 тыс. учреждений, и простая арифметика показывает, что потребуется порядка 40 лет для проведения их энергетического обследования. Вывод: темпы должны быть иными, и, соответственно, иные задачи должны быть поставлены в Программе по этой работе.

Следующим вопросом, который также необходимо доработать, являются требования по энергоэффективности продукции и по нормам и нормативам энергоэффективности, которые должны включаться и при проектировании объектов. Эти требования необходимо уточнить и включить в СНиПы и действующие нормы и нормативы по проектированию объектов. А также ряд других позиций по пятому разделу энергоэффективности в бюджетной сфере требует уточнений, которые не трудно доработать для того, чтобы Программа была более действенной.

Отдельно было сказано о задачах по энергоэффективности в промышленности. В общем объеме потребления электроэнергии по городу промышленность потребляет 16 % электроэнергии, при этом в Программе заложена экономия в результате энергоэффективных мероприятий по промышленности только 0,03 %. Необходимо пересмотреть меры по экономии в промышленности и поставить более существенные задачи.

В процессе дискуссии была отмечена актуальность, необходимость и целесообразность Программы, а также высказаны замечания и предложены дополнения, которые направлены на улучшение Программы. Отметим некоторые из них.

  • В преамбуле Программы дать оценку проведения предыдущих программ по энергосбережению: что удалось сделать и что – нет.
  • Для увеличения эффективности реализации Программы подготовить ряд распорядительных документов Правительства Москвы, конкретизирующих механизмы и способы обеспечения экономии энергоресурсов.
  • Отразить в Программе взаимную координацию энергетических компаний Москвы, которые в результате реформирования оказались разделенными и имеют собственные экономические интересы.
  • Поставить более амбициозные цели по сокращению выбросов загрязняющих веществ (в Программе указана цель снижения на 2 % в год).
  • Дополнить Программу положениями о реализации механизма Киотского протокола. Речь идет об обязательной инвентаризации объектов, включающихся в программу энергосбережения, и по результатам этой инвентаризации нужно входить на рынок продажей и перепродажей квот за счет применения современных технологий, позволяющих существенным образом сохранять электроэнергию.
  • Конкретизировать вопрос об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению в системе жилищно-коммунального хозяйства.
  • Внести в раздел по развитию нетрадиционной и возобновляемой энергетики вопросы, связанные с утилизацией биогаза и получением электроэнергии на полигонах по захоронению бытовых отходов, и предусмотреть возможность включения в существующую систему энергоснабжения излишков электроэнергии, получаемой на мусоросжигательных заводах.

В заключении обсуждения решено утвердить Программу «Энергосбережение в г. Москве на 2009–2011 годы и на перспективу до 2020 года», ограничив ее трехлетним периодом в рамках действующего законодательства, и конкретизировать ее на этот период с учетом высказанных замечаний. Замечания по Программе отразить в постановлении и к январю 2009 года представить доработанную Программу, определяющую стратегию развития на период до 2020 года, Правительству Москвы для утверждения.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №7'2008

распечатать статью распечатать статью


Реклама
Реклама на нашем сайте
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования



Кондиционирование, отопление, вентиляция

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Онлайн-словарь АВОК!


Реклама на нашем сайте